Ученик Леонардо Франческо Мельци. Коломбина. Флора

 Франческо Мельци.Коломбина. Ок.1520. Эрмитаж. Санкт-Петербург


           Франческо Мельци  происходил из благородного рода. Он был знаком с Леонардо ещё с детства. В 1506 г. пятнадцатилетним юношей поступил в мастерскую Леонардо, сопровождал учителя в Риме в 1513 и Париже в 1517. В этой поездке Леонардо сопровождал и кардинал Луиджи Арагонский. По его воспоминаниям Леонардо, седовласый старик, уже не мог работать из-за паралича руки, а его миланский ученик (им мог быть только Мельци) писал под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого учителя.

        Леонардо гордился мастерством своего ученика и вместе с ним создал несколько полотен. Некоторые полотна, приписывавшиеся ранее Леонардо, сейчас считаются работами Мельци, например, "Флора" или "Коломбина" из Эрмитажа
После смерти своего наставника 2 мая 1519 г. Мельци остался его наследником в соответствии с завещанием от 25 апреля 1519 г. Как следует из записей слуги Леонардо Баттиста де Вилланис от 10 августа 1519 г., до своего возвращения в Италию Франческо Мельци ещё некоторое время состоял на службе у короля Франции.

             В Италию наследник Леонардо вернулся знаменитым и получил приглашение ко двору герцога Альфонсо д’Эсте. Будучи состоятельным человеком, Мельци писал не очень много
         
ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.

             В 1850 году картина «Джоконда», приписываемая Леонардо да Винчи поступила в коллекцию императорского Эрмитажа. Во всяком случае, так она значилась в  энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.

      В дальнейшем работа поменяла и название и автора.  Теперь это «Коломбина», или «Флора», или «Тщеславие». Лицо Коломбины, действительно, очень похоже на лицо Мадонны в известной работе Леонардо  «Святая Анна с Марией, Младенцем и  маленьким Иоанном Крестителем» из Национальной галереи Лондона.

      Сейчас  работа,  выставленная  в Эрмитаже,  приписывается одному из известнейших учеников великого Леонардо – Франческо  Мельци (ок.1491 — ок.1570).  Сэр   Клод Филлипс, английский писатель, историк искусства и критик,  внимательно изучивший рисунки Леонардо,  считал, что это работа да Винчи и называл «Коломбину» головоломкой.

    Известные искусствоведы,  заложившие основу систематической британской истории искусства,  сэр Джозеф Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле,   в своей  книге «Новая история живописи в Италии со II по XVI вв.» называют автором  «Коломбины» Андреа Соларио (1460 — 1524),  а  итальянский  политик и историк искусства Джованни Морелли считал, что «Коломбина» принадлежит  кисти Джампетрино (Джованни Пьетро Риццоли, ок.1495 –ок.1549). 

       Коломбина» - оригинал известной картины, которая до 1649 года  была в коллекции Марии Медичи, и, сменив нескольких владельцев, приобретена Эрмитажем в 1850  году на аукционе нидерландского короля Виллема II в Гааге за сумму 40 тысяч флоринов. Три старых копии картины находятся в частных коллекциях в Англии.

    Картина пострадала от неудачного переноса красочного слоя с доски на полотно и от нескольких реставраций. Но, и в таком состоянии она прекрасна. На картине изображена молодая женщина, вероятно, миланская красавица, идеализированная в стиле Леонардо. Она одета в белое платье,  вышитое желтым, с синим плащом, переброшенным через плечо. На коленях у красавицы белый жасмин, а в левой руке она держит веточку водосбора, или, по-другому, коломбины, что дало название картине.

    Эта замечательная картина висит в углу небольшого зала. Группы туристов, проходящие мимо, ведомые гидами, спешат в следующий зал, чтобы столпиться у маленькой,  закрытой толстым стеклом Мадонны Леонардо. И редкий посетитель приостановится, чтобы посмотреть на очаровательную молодую женщину, написанную так искусно полтысячелетия назад. Она нежна, красива, а от её загадочной улыбки трудно отвести взгляд. И пусть спорят искусствоведы, кисти какого мастера принадлежит эта работа, а мы будем любоваться ею, как это было задолго до нас, и будет, надеюсь, ещё много лет.

      Мельци занимался обслуживанием и содержанием наследия Леонардо да Винчи. Он издал записи Леонардо о живописи в книге под названием «Трактат о живописи» («Trattato della Pittura»).

     Мельци умер приблизительно в 1570 году почтенным господином в своём фамильном имении Ваприо д’Адда. Наследники Франческо Мельци быстро распродали наследие Леонардо, которое он так берёг.
             


Рецензии
Спасибо! Дорогая моя. Цены нет Вашим рассказам.Скоро еду в Лувр.Увижу вновь работы прекрасных мастеров. В Лондон ещё раз загорелась,после прочтения Ваших рассказов.
Низко кланяюсь Вам за Ваше творчество.

Ая Чужая   31.08.2022 00:09     Заявить о нарушении
Спасибо. Мне очень приятно.

Алина Алексеева-Маркезин   31.08.2022 14:12   Заявить о нарушении