Три женщины алексея бубенцова

комедия в одном акте


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Миф

Бубенцов Алексей Степанович

Елена (жена Бубенцова)

Совесть

Белая горячка

Смерть


На сцене обстановка однокомнатной квартиры. В центре кровать справа кухонная дверь. За ней холодильник. Слева стол и пара стульев. Там же входная дверь. На заднике по центру (можно в оконной раме) на чёрном фоне белый силуэт ветрувианского человека Леонардо Да Винчи. На фоне музыки слышен разудалый шум застолья. Некоторые фразы слышны отчётливо: «а нам бы налили, а мы бы выпили. А нам бы стали наливать, а мы бы стали выпивать», «Сёма, с днём рождения», «горько», «идиот. Не горько, а с новым годом», «смотрите, Лёха спит прямо в тарелке»…Шум стихает. Молодая женщина втаскивает в квартиру пьяного мужчину. Ругаются. Свет гаснет. Луч выхватывает из темноты элегантного молодого человека в чёрном.

МИФ
Декабрьское утро весело рассыпалось по озябшему, сонному городу. Леденящий ветерок со смехом ринулся под подол оцепеневших домов и засвистел в водосточных трубах. Солнечный луч со звоном ударил в мёртвые стекла окон, преломился в узорах Дедушки Мороза, и юркнул в спальни, кухни, гостиные, рассыпаясь на сотни солнечных зайчиков. Зайчики весело копошились на полу, лезли на стены, мебель, потолок. Один из них и разбудил нашего героя, озарив его физиономию в самый не подходящий момент.

Мощный луч прожектора освещает кровать.

БУБЕНЦОВ

С криком садится и тут же валится с головной болью.
Эй! Какие там к чёрту зайчики. Ты мне в глаз прожектором засветил.
(Стонет)
Чо башка то так болит? Ленк! А, Ленк! Принеси водички! А лучше рассолу. Ленка! Ленуська. Ленусёночек.

Приподнимается на локтях.
(Стонет)
Хватит издеваться над больным человеком. Ты где?

МИФ
Алексей Степанович Бубенцов. Корректор в небольшом печатном издательстве в возрасте тридцати трёх лет. Этим утром он проснулся… у себя дома.

БУБЕНЦОВ
Ясен пень, что дома. А вот где моя благоверная шляется? Обращается к Мифу. Слышь! Может ты рассольчику принесёшь?

МИФ
Рехнулся? Я же дух бесплотный.

БУБЕНЦОВ
Кто?! Глюк?

МИФ
Сам ты глюк.
(С патетикой)
Я часть той силы, что вечно хочет зла, а делает добро.

БУБЕНЦОВ

Морщится.
Где-то, что-то подобное уже слышал.

МИФ
Может, читал? Скажем у Гёте.

БУБЕНЦОВ
Мож и читал. Так что за пивом не сгоняешь?

МИФ
Я же говорю тебе, что я мираж. Плод твоего воспалённого мозга.

БУБЕНЦОВ
Чёрт? Я что уже до чёртиков допился?

МИФ
Зачем сразу обижать-то. Чёрт – это мелкий бес. Я позначимее буду. Раз уж начали цитировать Гёте, то и зови меня Мефистофель. Можно короче – Миф.

БУБЕНЦОВ
Да иди ты… Мозги мне не конопать. Не идёшь за пивом и не надо. С большим трудом подымается, удерживаясь за спинку кровати. Да, что ж так тошно-то… И ента… боевая подруга куды то делась…

С трудом перемещается по квартире. С головой погружается в холодильник, что-то там пьёт. Входит Елена с пакетом. Мифа она не видит.

ЕЛЕНА
Очухался? У-у-у… Смотреть на тебя тошно.

Бубенцов не вынимая головы из холодильника, что-то невнятно почавкал в ответ.
Елена Ты может быть высунешь свой хариус из этого ящика и посмотришь в глаза любимой жены?

Бубенцов нехотя выползает из холодильника в руках трёхлитровая банка с остатками огуречного рассола.
Какой ты стал, Бубенцов! Смотреть тошно. Ты же катишься по наклонной. Даже не катишься, а падаешь в свободном парении. Ты уже совесть пропил. Взгляни на себя.

БУБЕНЦОВ
Не трезвонь, дура. И без тебя муторно. Аж нить черти мерещатся. Лучше б пива принесла.

ЕЛЕНА
Алкаш. Удивляюсь, почему только черти? Держи.

Бросает пакет.
Чего мелочится. Может, с самим Сатаной побеседуешь.

Миф иронично хмыкает и вежливо удаляется, дабы не мешать семейной разборке. Бубенцов достаёт из пакета пиво и жадно присасывается к бутылке. Елена переодевается.
Я на работу.
(Вот-вот заплачет)
Боже мой, восемь лет! Восемь лет назад ты же был совсем другим человеком. Ты блистал в своём лит. институте. Ты же писал такие вещи! По интереснее всех этих новомодных и популярных. Какого чёрта тебя понесло в этот долбаный журнал! Чем ты там занимаешься?! Правишь ошибки всё тех же дешёвых популярных бездарей?! Когда и что ты последний раз писал?

БУБЕНЦОВ

С трудом отрывается от бутылки.
На себя погляди, великая актриса. Книппер-Чехова прямо. Та тоже в Чайке играла, только кажется не служанку - «кушать подано». И даже текст какой-то говорила.

ЕЛЕНА
Какая же ты скотина, Бубенцов! Я любила тебя. Из-за тебя я попёрлась в это захолустье, как жена декабриста. Я же из-за тебя застряла в этом вонючем городишке, где всего два театра. В конце концов, из-за тебя у меня нет ролей! Что так смотришь?! Я же честная ё! Я же мужа люблю! В одном более-менее приличном театре, где можно было бы работать, директор бабник. Вздрагивает. Похотливая рожа с маслеными глазками и потными руками. Там даже «кушать подано» можно получить только через его постель. А ведь меня на Джульетту приглашали. Делов то было. Зажмурится и потерпеть (я уверена не долго) на себе эту потную скотину. Но у меня же муж любимый! Как я могу ему изменить! ? А директор почему-то и не понял, за что ему пощёчину влепили. Не оценил. Уволил.


БУБЕНЦОВ
Ну и дура. Они сейчас на «Золотую маску» поехали.

ЕЛЕНА
Ах, ты! Как ты можешь!

Плачет.
Мразь. Подлец. Подонок. Я из-за тебя столько лет просидела в этом городишке. В этом театришке, где все алкоголики и быдло, а главный режиссёр пидераст, и даже женские роли играют мужики! А ты, говоришь мне!.. Сволочь ты, бессовестная!
(Успокаивается)
Надо было ехать к Тоньке в Омск. Там восемь театров! Ни везде же пидерасты.
(Решительно)
В общем так. Надо что-то решать. Так дальше продолжаться не может. Я сейчас на репетицию. Потом спектакль. Вечером приду и поговорим. Пора уже расставить точки над И.

Уходит.

БУБЕНЦОВ
Ох, ох… Какие мы нежные. Прямо дворянки. Не могём видите ли снести запаха нормального мужского...

Дышит в ладонь. Нюхает. Морщится.
…Фу… перегара.

Потирает грудь. Тяжело добредает до кровати.
Чо такое? Меня что по рёбрам пинали?
Внезапно хватается за сердце и падает в кровать. Смена света. В дверях стоит доктор. Это Миф в белом халате и колпаке.

МИФ
Да… Плохо. Очень плохо. Вы, голубчик, совсем потеряли совесть. Ничегошеньки мы тут поделать не можем… Медицина бессильна.

БУБЕНЦОВ
Чего, чего?.. Я не понял… Я жить-то буду?

МИФ
А смысл?

Уходит.

БУБЕНЦОВ
Подождите, доктор! А… Ну, рецепт, хотя бы выпишите!


МИФ

Выглядывает из-за двери и снимает колпак.
Ты что тупой? Доктор же ясно сказал, что медицина бессильна.

БУБЕНЦОВ
И что мне теперь делать?

МИФ
Совесть искать.

БУБЕНЦОВ
Где?
(Спохватывается)
И вообще, что за сюр? Какая такая совесть? Вы что рехнулись все? Это же ни часть тела, ни орган какой. Это понятие… как его?... Морально этическое. Придумали поэты, что совесть, что душу, чтобы тёлкам по ушам ездить. Ты меня за идиота держишь?

МИФ
Конечно. Ты же со мной, с духом, говоришь?

БУБЕНЦОВ
С кем это с тобой? Я с собой говорю.

МИФ
И кто из нас после этого идиот?

БУБЕНЦОВ
Да, ну тебя… Я с тобой тут на нервной почве даже о похмелье забыл. И голова, вроде бы меньше болеть стала. Может на работу пойти?

Одевается. В процессе одевания вспоминает.
Совесть, совесть… Когда? Почему? Как?.. Блин, башка такая тяжёлая… Где, где? Как я мог её потерять? Вне сомнения это случилось вчера. Да-да, вчера и скорее всего на дне рождения у Сёмы.… Только как?

Напевает.
Где же ты где, совесть пропащая? Где же ты где фигня завалящая… Вспомнил! Это случилось в тот самый момент, когда я случайно упал лицом в тарелку салата и уснул там. Да-да-да. Именно тогда кто-то из гостей и украл мою совесть. Ведь ещё утром совесть у меня была. Даже в обед, когда покупал подарок Сёме, у меня хватило её чтобы вернуть кассирше лишнюю сдачу. А вот ночью совести уже не было. Когда Ленка тащила меня, она несколько раз называла бессовестным.

Выходит на авансцену. Меняется свет.

МИФ
И пришёл вечер. Сонный, уставший за день от трудов своих, вечер. Колеса вяло отстукивают по рельсам трамвайную колыбельную. Остывший город лениво натянул на себя звёздное покрывало. Мороз тяжело трещит в ветвях голых тополей, издавая тягучее: «Сон-н-н, сон-н-н…»

БУБЕНЦОВ
День был страшен. Сначала редакция. Лучший друг, Сёма, вместо обычного привета сходу влепил: «Ну, старик, ни стыда у тебя, ни совести». Затем в течение всего дня пришлось выслушать столько издёвок и насмешек от коллег и начальства, что даже Геракл залился бы слезами. А потом… На улице каждый прохожий счёл своим долгом, проходя мимо покачать головой и даже по цокать языком. А одна девочка потянула за рукав свою маму и громко так спросила: «А почему дяденька такой большой, а совести у него нет нисколечко?» Это стало последней каплей. И я заплакал. Не помню как вошёл в трамвай. Не помню как сел рядом с этим… алкашом. И совсем не помню, как влез к нему в душу и украл его совесть.

МИФ
Ай, ай-яй…

БУБЕНЦОВ
А ты не якай! Мне можно. Я ж бессовестный. На ближайшей остановке я выскочил из трамвая и бросился бежать. Ух, как я бежал. Если бы кому-то пришло в голову щёлкнуть секундомером, он наверняка бы увидел, что я побил все мыслимые и немыслимые рекорды по бегу. И вот я один в тёмной подворотне. Вкладываю чужую совесть в свою душу…

Музыка. Бубенцов корчится в нелепой пляске.

МИФ
Но чужая совесть болела и металась в слабой груди Бубенцова, не находя себе места в чужой душе. Щемило сердце. Слёзы лились ручьём. А во рту появилась сухость. В горле встал ком. Но самое главное было стыдно. Очень стыдно. Алексей с отчаянным криком вырвал из своей груди чужую совесть и бросил её в ближайшую урну.

Затемнение. У двери стоит Елена и плачет. Бубенцов в центре. Достаёт из под кровати чемодан и бросает туда вещи.

БУБЕНЦОВ

Останавливается. Кричит.
Ну и пусть! Нету, так нету! За то, какая сладкая, непривычная пустота в груди и лёгкость: Ничего не болит. Дышится свободно и бодро. И жить стало так легко и спокойно… Швыряет Елене чемодан с вещами.

ЕЛЕНА
(сквозь слёзы)
Значит это твоё решение… Ну, что ж. ты сделал свой выбор. Я не вернусь. Не ищи меня.

БУБЕНЦОВ
Свободна. Нет. Это я свободен!

Елена уходит. Бубенцов словно в агонии. Даже не поёт, а орёт:
Я свободен, словно птица в небесах.
Я свободен. Я забыл что значит страх.
Я свободен. С вольным ветром не равнее.
Я свободен. Наяву, а не во сне…

Захлёбывается в своей истерике. Падает на колени. Плачет. Меняется свет. За спиной Бубенцова появляется печальная молодая дама в белом.

СОВЕСТЬ
Как на масло пыль садится,
На отаву белый иней,
Мне на сердце опустился
Вечер, липкий. Тёмно-синий.
Комариною тоскою
Он терзает слух мне нудно.
Тело скованно жарою.
Телу тоже очень трудно.
Но трудней всего душе.
Не причём каприз природы,
Просто нету сил уже
Огибать водовороты.
Бьёт стихия по лицу,
То дождями, то жарою…
Нелегко жить подлецу,
Совесть мучает порою.
Это твои стихи. Помнишь?

БУБЕНЦОВ
Да. Это было давно. Мы поссорились, и Ленка ушла от меня. Первый раз.

СОВЕСТЬ
Ты неделю просил прощенья. Ночевал под её окнами. Помнишь?


БУБЕНЦОВ
Да. Было очень жаркое лето. Даже ночью было душно. Но её окна были закрыты.

СОВЕСТЬ
Она не хотела тебя слышать.

БУБЕНЦОВ
Помню.

СОВЕСТЬ
И тогда ты по газовой трубе забрался на второй этаж и написал это стихотворение прямо на стекле.

БУБЕНЦОВ
Да, но ночью ей было не видно, что написано.

СОВЕСТЬ
Утром пришлось открыть окно, чтобы прочесть.

БУБЕНЦОВ
Да, я не догадался, что писать нужно наоборот. И с её стороны получилась абракадабра. Она, чуть не упала, когда высунулась из окна.

СОВЕСТЬ
Ты спал под окном, а она читала и плакала.

БУБЕНЦОВ
Я спал. Я всю жизнь проспал. Всё шло как во сне. Слишком легко мне всё удавалось.

СОВЕСТЬ
И поэтому ты стал пить?

БУБЕНЦОВ
(приходит в себя)
Твоё какое дело? Потому или по этому. При моём ритме жизни нужно было как-то расслабляться.

СОВЕСТЬ
А любовь? Жена? Секс, в конце концов? Чем не антидепрессант?

БУБЕНЦОВ
Да, иди ты…

СОВЕСТЬ
А ведь когда-то, ещё совсем не давно я тебе была нужна. Ты деградируешь Лёшенька.

БУБЕНЦОВ
Ты кто?

СОВЕСТЬ
Ты сам не заметил, как глупо, бессмысленно вытиснил меня из своей жизни.

БУБЕНЦОВ
Ты кто?

СОВЕСТЬ
Ты потерял не только меня. Не только свою жену. Ты потерял себя.

БУБЕНЦОВ
Да кто ты?!

СОВЕСТЬ
Твоя совесть.

БУБЕНЦОВ
Где же ты была? Мне так тебя не хватало.

СОВЕСТЬ
Привыкай жить без меня.

БУБЕНЦОВ
Но почему?

СОВЕСТЬ
Глупенький. Все вы мужики одинаковые. Смирись. Ты меня потерял…

Свет гаснет. Музыка. Бубенцов медленно отходит к кровати и валится в неё. Затемнение.

КАРТИНА ВТОРАЯ

МИФ
Раскудрявила весна город. Ох, и раскудрявила! Закрутила мутные ручьи на асфальте. Испачкала чёрным снег на обочинах. Растревожила воробьёв и прочий пернатый люд. Серые дома тяжело задышали, подставляя весеннему солнышку влажные бока. В окнах появились заботливые хозяйки, рьяно орудующие тряпками по стёклам. Вот она весна!

Прожектор выхватывает кровать со спящим Бубенцовым.

БУБЕНЦОВ
(просыпается)
Ну, что опять! Ой, башка моя, башка…
(Стонет)


МИФ
Алексей Степанович Бубенцов. Бывший корректор в небольшом печатном издательстве в возрасте тридцати трёх лет. Этим утром проснулся… у себя дома.

БУБЕНЦОВ
Да, сколько можно! Ты мне каждый день это нудишь. Дома я. Дома.

МИФ
Я просто делаю свою работу. Читаю, что написано автором.

БУБЕНЦОВ
Каким ещё автором? Начинается ахинея.

МИФ

Смотрит вверх.
(Многозначительно)
АВТОРОМ. Ты что-нибудь о Книге Судеб слышал?

БУБЕНЦОВ
Я книги не слушаю.

Икает.
Я их читаю. Ик. Читал. Ик. И даже писал. Ик. Давно.

МИФ
Хм. Что-то припоминаю… Так вот в Книге Судеб есть и о тебе несколько строчек. Кое-что мне понравилось, вот я и цитирую. Ведь АВТОР…

БУБЕНЦОВ
Шли бы вы с автором… за пивом… А? Мож правда, сбегаете?

МИФ
Точно шизик. Сколько раз объяснять, что нет меня. Как нет и тех зелёных чёртиков, которых ты вчера гонял по квартире. Я плод воображения. Я просто видение.

БУБЕНЦОВ
Да, пошёл ты…

МИФ
И ходить я не могу. Бесплотный я. Дух. Галлюцинация. Раз на то пошло, чертей своих посылай. Они более реальны. Вон как ты их вчера гонял.

БУБЕНЦОВ
Во-первых не чертей, а крокодильчиков. Во-вторых… у-у-у… что ж так башка болит?.. У нас точно ни чо не осталось?

Бубенцов начинает поиски опохмелки. Находит что-то съедобное в холодильнике. Ест. Морщится. Там же бутылка. Открывает. Пуста.
И когда успел? Не помню. Может бутылки сдать? На читушку наберётся, я думаю.

Собирает по всей квартире бутылки.
Восемь штук… Мало. Так… три бутылки под окном, одна в холодильнике. Это уже… двенадцать. Ах, ещё же под столом парочка. Четырнадцать. Уже что-то. Если поскрести мелочи по карманам, то может получиться хорошо. Я спасён!

Достаёт спортивную сумку. Складывает бутылки. Звонок в дверь. Бубенцов замер. Звонок. Бубенцов смотрит в дверной глазок. Звонок звучит настойчиво.
Кто там?

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Алексей Степанович Бубенцов, если не ошибаюсь?

БУБЕНЦОВ
Да.

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Я к Вам.

БУБЕНЦОВ
От кого?

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Неважно.

Бубенцов открывает дверь. Белая горячка входит. Осматривает помещение.
Ну, что ж. Пригласили бы присесть что ли.

БУБЕНЦОВ
Да-да, конечно. Проходите. Ставит перед ней табурет.

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Спасибо.

Присаживается.
Вас, наверное, удивляет мой визит?

БУБЕНЦОВ
Да, нет, что Вы… я привык

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Что?!

БУБЕНЦОВ
Нет!.. Да!.. То есть, я уже ничему не удивляюсь последнее время…

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Ха-ха-ха! Вы очень милы, Алексей Степанович. Впрочем, я по делу. Меня зовут… хотя об этом позже. Хотите выпить?

БУБЕНЦОВ
Я ау-ая-уя…

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Хотите, я вижу.

БУБЕНЦОВ
Но…

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Давайте бокалы или стаканы, что там у Вас есть?

БУБЕНЦОВ
Бокалы ещё есть. Сейчас.

Убегает в кухню. Шумит. Что-то разбивает. Белая горячка Брезгливо осматривается. Ставит на стол бутылку вина. Входит Бубенцов.

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Квартира конечно в безобразном состоянии. Хотя понятно – холостяк. Так вы принесли бокалы?

БУБЕНЦОВ
Да.

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Ну, поставьте же их, наконец, на стол.

Бубенцов ставит на стол стаканы.
Вот так. Теперь откройте бутылку. Это, между прочим, королевский Портвейн. Смею заверить настоящий, а не отечественный суррогат.

Бубенцов за неимением штопора, отвёрткой ввинчивает в пробку саморез и вынимает её пассатижами.
А пока вы открываете, я расскажу вам одну занимательную историю. Помнишь, Алёша дороги Смоленщины… Нет. Это не оттуда. Помнишь, как ты первый раз напился пьяным? Не напрягайся. Я напомню. Тебе было тогда восемнадцать лет. Вы большой компанией встречали новый год. Не смотри так. Я очень многое знаю о тебе. В ту ночь я приходила к одному из ваших. Тогда я и заметила тебя. Пьяный ты такой забавный. С тех пор я потеряла покой. Я стала появляться на всех мероприятиях. На всех вечеринках и тусовках. Но ты упорно не обращал на меня внимания. Я злилась. Я изменяла тебе с другими. Хотя, как можно назвать это изменой, если ты меня даже не знал. Тогда я начала мстить тебе за твою слепоту. Сначала по мелочам. Я тихо ночами пробиралась в комнату общаги и отключала твой будильник, что бы ты опаздывал на лекции. Но ты ж у нас талант и баловень. Тебе всё сходило с рук. Тогда я стала провоцировать пьяные драки в тех компаниях, где ты появлялся. Но ты ж у нас спортсмен. Боксёр разрядник. А тут ещё появилась эта… Твоя жёнушка… Я несколько раз напаивала водителей и провоцировала наезд на тебя, но всегда твоя Леночка вытаскивала буквально из-под колёс. Тогда я решила ждать. Терпеливо ждать. И вот я здесь. Этот день настал. Готово?

БУБЕНЦОВ
Да-да, уже наливаю.

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Ну, вот, Алексей. Берите свой бокал. Попробуйте. Ну, как?

БУБЕНЦОВ
Обалдеть!

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
За знакомство.

БУБЕНЦОВ

Залпом осушил бокал и тут же наполнил снова. С такой же скоростью опростав и его, он кинулся подлить ещё, но вспомнил о собеседнице.
Ой, простите, увлёкся. А Вы… Вы… а как Вы сказали Ваше имя?

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Я ещё не сказала.

БУБЕНЦОВ
(Хмелея начинает наглеть)
Дык. Давайте знакомиться. Меня Лёха зовут. То есть Алексей… Степанович. Я живу тут.

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Один?

БУБЕНЦОВ
Нет. С Мифом.

Смотрит вверх.
Фью! Эй! Нету. А ещё тут вчера бегали эти…. Как их?.. зелёные такие…

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Весёлая компания. Если вы не против я тоже здесь поселюсь.

БУБЕНЦОВ
На время?

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Как знать…

БУБЕНЦОВ
Селяйтесь. Не жалко.

Выливает в стакан остатки вина и пьёт.

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Потанцуем?

БУБЕНЦОВ
Чего?

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Потанцуем.

Звучит вальс и Белая горячка танцует с Бубенцовым.

БУБЕНЦОВ
(Словно впервые видит её)
Мадам, мы с Вами знакомы?

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Да, милый, знакомы. И уже давно.

БУБЕНЦОВ
Что-то не припомню Вашего имени.

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Я к тебе вчера заходила. Только ты меня не заметил.

БУБЕНЦОВ
Да, кто же ты? Вы…

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА

Останавливается.
Поцелуй меня.

БУБЕНЦОВ
Чиво?!

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Какой ты право не ловкий.

Она обвила его шею руками и впилась в губы. Затем стала страстно целовать щёки, глаза, брови…

БУБЕНЦОВ
Кто? Кто же ты? Кто?

Приблизившись к его уху, женщина жарко выдохнула.

БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Меня зовут… Белая Горячка…

Целует Бубенцова в лоб. Музыка. Бубенцов мечется в страшном танце. Белая горячка смеётся. Затемнение.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Бубенцов в трусах. Он энергично и уверенно движется по квартире и наводит порядок.

МИФ
Навалилось лето своим потным телом на город. Поприжало суету. Распластало народ на пляжах, искусно вытапливая из розовых животиков, скопившийся за зиму жир. Разомлевшие дома распахнули глазища-окна и, пытаясь глотнуть хоть сколько-то свежести, раззявили рты – балконные двери. В квартирах бесполезно шуршат вентиляторы, перегоняя из угла в угол плотный, вязкий воздух. Зной шепчет: «В тень… в тень, в тень-нь-нь…» И все послушно повинуются этому зову.

БУБЕНЦОВ
(напевает)
Нас утро встречает прохладой. Нас ветром встречает река. Кудрявая что ж ты не рада…

МИФ
Лёша. Алексей!

БУБЕНЦОВ
Чего тебе?

МИФ
Ты чего носишься?

БУБЕНЦОВ
Порядок навожу. А тебе то чего?

МИФ
Да, как чего?! У меня дальше авторский текст: перебирает листы «Алексей Степанович Бубенцов лежал у себя дома, потягивая холодный квас. С тоской смотрел по телевизору передачу о ледниковом периоде»…

БУБЕНЦОВ
Какой «лежал»? Столько дел накопилось. В гробу отлежусь, а сейчас жить надо. Слышь? Жить, а не существовать. И где ты телевизор увидел?

Достаёт из-под кровати гантели. Делает зарядку. Напевает.
Фискульт-ура-ура-ура. Будь готов! Когда настанет час бить врагов. От всех границ ты их отбивай! Не зевай! Левый край! Правый край!...

МИФ
Ну, и ладно. А я пойду по тексту. Мне нравится этот АВТОР, и я ничего менять не собираюсь…

БУБЕНЦОВ
Валяй. Хоть целуйся с ним. Меня только не доставай.

МИФ
Ух, ты… Ах, ты… Все мы касманахты!... Богохульник, прости Господи. Итак: Алексей лежал и радовался. И было чему. Наконец-то он избавился от утомляющей заботы врачей и сестёр психиатрической клиники. Спасибо им. Теперь Алексей здоровый, полноценный, закодированный мужик. Дальнейшая жизнь вырисовывается интересной, насыщенной – главное трезвой. А жить-то, как хочется!

БУБЕНЦОВ
Я бы ещё добавил: Настроение было превосходное. Состояние прекрасное. И непреодолимое желание двинуть в глаз существу по имени Миф.

МИФ
Грубый ты стал. Уйду я от тебя.

БУБЕНЦОВ
Давай, давай. Как ещё нахамить, чтоб ты побыстрее свалил отсюда?

Звонок в дверь. Бубенцов замер. Звонок повторился. Бубенцов прильнул к дверному глазку. Отшатывается.
Белая… Что за бред! Я уже год не пью…

Звонок.
(Из далека)
Кто там?

ЕЛЕНА
Открывай! У меня мало времени.

БУБЕНЦОВ
(С недоверием)
Ленка, ты что ли?

ЕЛЕНА
Да, я, я! Открывай!

МИФ
И в самом деле, это оказалась она. Первая и единственная, но уже давно бывшая жена. Боже мой! Уж этой встречи Алексей никак не мог ждать. Сердце Бубенцова сжалось и часто-часто за пульсировало, где-то в глотке. Это любовь. Несомненно, любовь.

БУБЕНЦОВ
(Шёпотом)
Да, заткнись, ты! Попробуй только в разговор влезть…

Открывает дверь.

ЕЛЕНА
Лёшка, я всё знаю. Ты молодец, что выкарабкался. У меня совсем мало времени. Я заскочила сказать, чтобы ты ждал меня вечером. Я теперь работаю в Омске в «Галёрке», мы тут на фестивале. У нас всего два спектакля. Послезавтра утром мы едем дальше. Так что сегодня вечером я забегу. Жди.

Чмокает в щёку и убегает. Бубенцов стоит в оцепенении.

МИФ
Я же говорю – это любовь…

БУБЕНЦОВ
Что делать то?

МИФ
Снимать штаны и бегать.

БУБЕНЦОВ
Зачем?

МИФ
В порядок себя приведи! Ходишь в трусах тут! Стол накрой. Свечи и всё такое…

Бубенцов мечется по квартире, пытаясь делать всё сразу. Накрывает скатертью стол. Гладит брюки. Надевает рубаху. Находит свечи. На кухне разбивает что-то. Даже побриться пытается на ходу. Звонок в дверь. Бубенцов открывает.

БУБЕНЦОВ
Ленка, я!.. но… а… где?.. Вы кто?

На пороге стоит смерть. В плаще с капюшоном и косой в руках.

СМЕРТЬ
Ты, что ли, Бубенцов?

БУБЕНЦОВ
А?…

СМЕРТЬ
Понятно. Он самый.

Проходит в комнату. Осматривается.

БУБЕНЦОВ
Кхто… Вы?

СМЕРТЬ
Смерть я. Не видишь что ли?... Да не трясись ты. Не к тебе я, а к твоей канарейке.

Смерть подошла к птичьей клетке и дыхнула на птицу. Канарейка на мгновение замерла, затем качнулась и упала.
Ну и работёнка. А ты ничего. Бодрячок. Я ещё в прошлом году за тобой собиралась, да эта… как её? Белая горячка уговорила оставить тебя ей. А мне что? Я не спешу. Всё равно все вы будете мои. Смотрю я на тебя, Бубенцов и диву даюсь. Чего барахтаться? Жизнь сам пустил под откос, а теперь на карачках выкарабкивается. Цепляется за неё. Надеется. Надеешься? Вижу.

Осматривается.
Ради чего? Что бомж, что олигарх, конец у всех один.

БУБЕНЦОВ
Неправда! Можно сдохнуть как скотина, а можно умереть, как человек. Да я был алкоголиком. Но ведь до того ещё и писателем был. Я всё верну. Я уже начал писать. Всё в моих силах. Я человек!

СМЕРТЬ
Ну, ну. Надежды юношей питают. Ты пустоцвет. Ни жены ни детей. Что ты оставишь после себя. Бумажки?

БУБЕНЦОВ
У меня всё будет, поняла! Пошла вон!

СМЕРТЬ
А ведь ты боишься. Ладно поживи… маленько.

Смерть медленно поплыла к двери. Бубенцов в ужасе разглядывал её.
Ни минуты покоя. В одном только подъезде две смерти, а, сколько их ещё по городу?

Она посмотрела на Алексея.
Закрой за мной двери. Я ухожу.

Бубенцов движется очень медленно к двери.

БУБЕНЦОВ
(бормочет)
Две смерти в одном… подъезде… а вторая где? Кто? Когда? Зачем?

С надеждой смотрит на Мифа, но тот не отвечает. Кричит в темноту подъезда.
А кто второй-то?!

В ответ слышен противный металлический смех. Бубенцов касается дверной ручки, и вдруг, выгибается и застывает в этой позе.

МИФ
Бубенцов некоторое время оставался без движения. Затем встал и поплёлся в коридор закрыть дверь. Но, коснувшись дверной ручки, он вдруг изогнулся, почувствовав острую боль между лопаток. Сквозь набежавший туман он заметил, нет, скорее почувствовал, взгляд пустых глазниц из глубины чёрного подъезда. И смех. Жуткий металлический смех. Ноги подкосились. Алексей Степанович Бубенцов упал… и умер.

БУБЕНЦОВ
Но, почему?.. Я же только начал жить…

МИФ
Прости. Так написано у АВТОРА.

На заднем плане появляется Елена. Миф становится рядом.
(В зал)
Не путёвый был человек.

ЕЛЕНА
И всё-таки я его любила.

МИФ
Да. Что-то было в нём человеческое.

ЕЛЕНА
Я его так любила…


МИФ
Может быть мало?..

ЕЛЕНА
Я его любила…

ЗАНАВЕС


Рецензии