8. 2. Постимпрессионисты. Винсент Ван Гог

 
8.2. Винсент Ван Гог
Постимпрессионистом называют и «великого голландца» Винсента Ван Гога (1853—1890), художника, воплотившего душевную смятенность современного человека.

Если у Сезанна была одна страсть живопись, Ван Гог за свою короткую 37 летнюю жизнь посетили три страсти [14]: желание служить людям (его отец был протестантским пастором), страстное желание завести большую семью и, конечно, живопись.

Ван Гог родился в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Получил приличное образование в колледже в Тилбурге.

Винсенту хорошо даются языки — французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. После окончания колледжа в 1869 года Винсент устраивается на службу в филиал крупной художественно-торговой фирмы Гупиль (Goupil & Cie), владельцем которого являлся его дядя Винсент, где он добился хороших результатов, и в 1873 году его перевели в лондонский филиал этой фирмы.

Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи.

В Лондоне он влюбился в дочь его квартирной хозяйки и признался ей в своей любви. В ответ на его признание в любви гордая англичанка ему в глаза рассмеялась, этому голландскому парню из деревни. Этот отказ потряс и разочаровал будущего художника.

 Он постепенно потерял интерес к своей работе и начал обращаться к Библии. В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон.

Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 он опять был переведён в Париж, где посещал выставки в Салоне и Лувре и в конце концов сам начал пробовать свои силы в живописи.

 В это же время Ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер, гостившую вместе с сыном в их доме. На этот раз семья протестантского пастора была категорически против.

Испытав новое потрясение Ван Гог, решил отказаться от попыток устроить свою личную жизнь. Он уехал в Гаагу, где с новой силой окунулся в занятия живописью и стал брать уроки у своего дальнего родственника представителя гаагской школы живописи.

В Гааге художник ещё раз попытался создать семью. На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми.

 Этот поступок окончательно рассорил художника со своими друзьями и родственниками, но сам Винсент был счастлив, поскольку у него появилась модель. Вскоре семейная жизнь Ван Гога превратилась в кошмар, и они расстались.

Художник не мог больше оставаться в Гааге и направился на север Нидерландов, в провинцию Дренте, где поселился в отдельной хижине, оборудованной под мастерскую, и целые дни проводил на природе, рисуя пейзажи.

В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте.

В это же время у него возникает желание стать священником, как и его отец. В июле Винсент перешёл в другую школу — в Айзлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора.

В ноябре Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию возрастал, и он загорелся идеей проповедовать беднякам. В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже.

В этом бедном шахтёрском районе на юге Бельгии, он развернул неутомимую деятельность. Он посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины.

Ему даже назначили жалования в пятьдесят франков. В это же время Винсент обратился к дирекции шахт с ходатайством об улучшении условий труда горняков. Ходатайство было отклонено, а сам Ван Гог был отстранён от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии.

Это явилось серьёзным ударом по эмоциональному состоянию художника. В 1886 Ван Гог уехал из Антверпена в Париж к брату Тео, занимавшемуся торговлей произведениями искусства. Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события. Он много рисует. «Едоки картофеля.1886» относится именно к этому периоду.

Тогда же художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена.

Благодаря брату он познакомился с импрессионистами Анри де Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром. Он со свойственной ему страстью занялся самообразованием, изучал теорию цвета и возможности оптического смешивания по Эжену Делакруа, используя его «хромометр». Знакомится с фактурной (объёмной) живописью Адольфа Монтичелли, с японскими цветными гравюрами и плоскостным восточным искусством.

Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля, который в последствии стали относить к постимпрессионизму. Публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом.

Он по-прежнему живёт на средства его младшего (на 4 года) брата Тео. При его содействии в середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга», своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений.

Может быть это было влияние Японского искусства, может время было такое (Крамской создал свою артель передвижников в 1863 году). Идея артели Ван Гога заключалась в том, что брат Тео занимался продажей картин, а художники артели днём писали свои картины, а вечером спорили об искусстве.

Тео разыскал подходящий дом в Арле, был разработан распорядок жизни, к стене был приколочен ящик для денег. Ван Гог изобразил этот дом в картине «Жёлтый дом. 1888».

 Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Как выясняется тоже по содействию Тео (Гоген испытывал денежные трудности и Тео ему платил около 200 франков в месяц). Осенью 1888 года Ван Гог с нетерпением ожидал приезда Гогена.

25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген. К этому времени относится картина «Красные виноградники в Арле.1888». Однако совместное их пребывание очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью Ван Гога, сам Ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять саму идею единого коллективного направления живописи во имя будущего.

Вообще трудно было найти двух таких непохожих людей. Холодная целеустремленность Гогена и кипучая восторженность Ван Гога. Жизненная опытность Гогена, закалённого моряка, биржевого маклера, отца пятерых детей, проживающих в другой стране, и уже признанного художника, умевшего добывать деньги, встретилась с малоопытным неудавшимся пастором, неудавшимся семьянином, жившим на попечении своего младшего брата.

Кроме того, по поводу живописи Ван Гог считал, что надо изображать натуру, так, как это не сможет сделать ни один фотограф, а Гоген, в свою очередь, считал, что из природы надо выделить абстрактное и именно его и надо изображать.

В конце концов Гоген, искавший в Арле покоя для своей работы и не нашедший его, решил уехать.

Вечером 23 декабря после очередной ссоры, когда Гоген, ничего не сказав Ван Гогу, пошёл в кафе, где они обычно проводили вечера, услышал быстрые шаги догоняющего его Ван Гога, с которым в тот вечер произошёл первый приступ психической болезни, в результате которого он отхватил себе бритвой мочку уха.

На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей».

Гоген спешно покинул Арль, не навестив Ван Гога в больнице, предварительно сообщив о произошедшем Тео.

  В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года.

Там он прожил год, неустанно работая (под надзором санитара) над новыми картинами. Картина «Прогулка заключённых.1890» относится именно к этому периоду. Ван Гог чувствовал себя там как в тюрьме. Спасала только живопись.

Чуть больше чем за полгода им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Весной 1890 года художник перебрался в Овер-сюр-Уаз, местечко под Парижем, где впервые за два года увиделся с братом и его семьёй. Он по-прежнему продолжал писать. Последним светлым событием в личной жизни Винсента стало знакомство с художником-любителем доктором Полем Гаше, именно там он пишет «Портрет доктора Гаше.1890» и «Пейзаж в Овере после дождя.1890».

Глядя на его картины в Овере, видно, что у Ван Гога появилась надежда на выздоровление и на то, что он наконец нашёл свой стиль.

К тому времени брат Тео женился и у него родился сын. Тео жил в Париже. Ван Гог мечтал, летом жена брата вместе с маленьким переберутся из Парижа в Овер, он даже подыскал соответствующую квартиру в Овере.

Таким образом он хотел хотя бы чуть-чуть отблагодарить своего младшего брата за всю его немалую помощь. 

Однако злая судьба преподнесла ему новый припадок. Во время его работы на пленэре, в ходе которого он опять потерял контроль над собой и стал прямо из тюбика пожирать его любимую жёлтую краску. Заставшие его в таком состоянии люди отпаивали его растворителем.

И эта последняя мечта послужить своему младшему брату, которому он был бесконечно благодарен, с которым он переписывался столько лет, доверяя ему самые сокровенные мысли об искусстве, - и эта последняя мечта рухнула.
 
В подавленном состоянии он пишет свою последнюю работу «Пшеничное поле с воронами.1890». Для работы над этой картиной он брал с собой пистолет, с помощью которого он поднимал ворон в воздух. Из этого пистолета он и застрелился.

Все три страсти при его жизни остались безответными. Будучи от природы страстным и жизнелюбивым человеком, он всё время боялся причинить вред людям.

Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется. Ван Гог создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Жизнь, полная противоречий и несправедливости, вызывала у Ван Гога обостренное чувство, почти физически ранящее художника, отсюда пессимистический и тревожный, болезненно-нервозный, экспрессивный характер его творчества.

Так тревожно, эмоционально Ван Гог воспринимает не только людей, но и пейзаж, и мертвую природу. Свойственная лишь ему особая острота в восприятии действительности сообщает его произведениям сложное переплетение как будто взаимоисключающих настроений: восторг перед миром и пронзительное чувство одиночества в этом мире, щемящей тоски, постоянного беспокойства.

Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью. Ван Гог достигает внутренней экспрессии при помощи особых приемов наложения краски резкими, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками, подчёркивая выразительность и напряжённость движения. С соблюдением цветовой гармонии на картинах Ван Гога присутствуют экспрессия и пульсация цвета, включая вибрирующий рисунок.

В письмах к Тео он писал: «человечество ещё не знает истинных взаимосвязей в природе, задача художника по возможности их показать». Динамизм мазков, предельная насыщенность красочных тонов помогают художнику передать всю сложность его мировосприятия.

Ван Гог в большинстве случаев писал с натуры, но даже его этюды имеют характер законченной картины, ибо он не отдается всецело непосредственному впечатлению от натуры, а привносит в образ свой сложнейший комплекс идей и чувств, обостренную чувствительность к уродствам и дисгармонии жизни, многообразные ассоциации и прежде всего глубочайшее сострадание к человеку, соединенное с безысходным трагизмом.

Тем не менее нет почти ни одного большого художника современности, который так или иначе не испытал бы влияния напряженно-эмоционального и глубоко искреннего искусства великого голландца.
Хочется пару слов сказать о личных впечатлениях после встречи с полотнами Ван Гога в музеи имени Пушкина в Москве.

Все полотна Ван Гога «звучат» по-разному, - причём этот «звук» совсем не зависит от сюжета картины: «Красные виноградники в Арле.1888», несмотря на сюжет и «красно-зелёно-золотую» палитру, навевают тревогу: «что-то должно случиться».

«Портрет доктора Гаше.1889» несмотря на отстранённое лицо доктора навевают впечатление улыбки и лёгкой иронии.
«Прогулка заключённых.1890» не игрой красок и даже изображением кругового движения, а монотонными вибрациями мазков создают картину безысходности.

«Пейзаж с повозкой и поездом.1890» чередованием зелёных линий (огородов) и зелёных завитков деревьев, голубых мазков (вертикальных и горизонтальных), а также красных крыш создают впечатление музыкального произведения «о надежде в светлое будущее».

Для меня все картины Ван Гога своим эмоциональным «надрывом» напоминают песни Высоцкого.

Для сравнения возьмите хотя бы «Ночное кафе на площади Ламартин в Арле.1888».

Ко всем ночным кафе Ван Гог относился как к «мародёрам ночи» и такая же ненависть к этому в песне Высоцкого «Чужой Дом»:
« Что-за дом притих, погружен во мрак ?
На семи лихих, продувных ветрах.
Всеми окнами обратясь в овраг,
А воротами на проезжий тракт.
В дом заходишь как
Все равно в кабак,
А народишко -
Каждый третий - враг.
Своротят скулу,
Гость непрошенный!
Образа в углу -
И те перекошены.
Кто ответит мне -
Что за дом такой,
Почему - во тьме,
Как барак чумной?
Свет лампад погас,
Воздух вылился...
Али жить у вас
Разучилися?»


Рецензии