Школа, интересы, мотивы, подходы, формы организаци
Исходя из исследований по возрастной психологии, важно отметить, что для каждого возраста характерны свои ведущие мотивы.
Так, для начальной школы, характерно стремление к накоплению разнообразных знаний, у учеников преобладает познавательная мотивация. Важным является активное формирование в этом возрасте мотивации достижения успеха. Для ребенка очень важным является одобрение со стороны учителя, родителей, утверждение его в статусе хорошего ученика, он стремится к получению положительных оценок.
Исходя из вышесказанного, мотивирующими факторами могут выступать одобрение со стороны учителя, авансирование доверием, различные поручения, которые даются отдельно каждому ученику, что становится показателем их значимости и успешной учебы.
Важно также учитывать личностные качества учеников, свойства их характера, темперамента. Так, необходимо стараться сделать деятельность комфортной и для детей с высокой переключаемостью и высокой двигательной активностью и для усидчивых ребят, склонных к полному погружению в работу.
Возможно использование различных игровых, неформальных форм, повышающих интерес ребенка и его естественную включаемость в процесс обучения, способствующих также лучшей адаптации детей к новым условиям школы.
Дети в этом возрасте еще активно задают такие вопросы, как «почему?», «зачем?», «для чего?» и т.п. Учителю очень важно отвечать на все эти вопросы, не в коем случае не отнекиваться. Отвечая на подобные вопросы, мы поддерживаем итак достаточно сильный познавательный интерес ребенка к новому и неизвестному миру.
Важно следить за интересами самого ребенка, обращать внимание на то, на что обращает внимание сам ребенок, даже если это предметы кажутся нам знакомыми и понятными, для ребенка они могут оказаться чем-то совершенно новым, и наша задача открыть ему это новое, показать, объяснить.
Значимым может стать обращение к реальному опыту ребенка, общая практическая направленность деятельности.
В силу преобладания в этом возрасте наглядно-образного мышления, наиболее интересным для детей может стать иллюстрированный материал, просто и доступно отражающий порой сложные теоретические аспекты.
Уже в этом возрасте очень важно сформировать у детей потребность в учении, сделать постоянный поиск и интерес к различным фактам и процессам естественным состоянием. Различные кружки, внеклассные мероприятия, высокая занятость ребенка (в разумных пределах) способствует формированию у него быстрого темпа жизни, который в дальнейшем войдет в привычку и будет способствовать успешному освоению новых знаний и способов деятельности.
Важной, на мой взгляд, на всех ступенях обучения является правильность оценивания. Так, важно показать ребенку, что значимо не столько успешное выполнение задания, сколько само стремление к выполнению, сама попытка, ее не нужно бояться, она уже положительно оценивается вне зависимости от результатов (предотвращает развитие мотивации избегания неудач). Так же, интересным мне кажется, оценивание не через сравнение успехов ребенка с успехами других детей, а сравнение с его собственными прошлыми результатами. Особое значение имеет и следующая деталь: необходимо сделать так, чтобы ребенок на каждом уроке приобретал положительный опыт учебной деятельности, чтобы учеба вызывала положительные эмоции.
При переходе в среднюю школу у детей преобладают в большей степени социальные мотивы, такие как самоутверждение, самореализация, поиск своего места среди сверстников. Учитель уже не воспринимается детьми как непреложный авторитет, куда важнее становятся для детей его личностные качества, а не только информация, которую он может предоставить. В то же время для детей огромное значение начинает приобретать одобрение со стороны сверстников, а не со стороны взрослых. Начинает активно развиваться словесно-логическое мышление.
Важной находкой в подобном возрасте для учителя становятся разнообразные способы организации совместной деятельности, работа в паре, в группе, коллективная работа. Подобные виды деятельности способствуют реализации потребности ребенка в общении. В такой ситуации, учеба начинает восприниматься как место, где можно показать себя не только хорошим учеником, но и яркой интересной личностью. Групповая работа также способствует развитию чувства ответственности, как за себя, так и за других.
Интересным способом преподавания материала становится такая организация, при которой ученики примеряют на себя различные социальные роли, требующие различного поведения и различных способов взаимодействия и общения (деловые игры).
В этом возрасте начинается активное самоутверждение подростка в роли взрослого, признание его прав на подобную роль становится для ребенка особенно значимым. Неплохим способом поддержания мотивации в данном случае могут стать ситуации смены ролей «учитель-ученик». Непререкаемым авторитетом у учителя все равно быть уже не получится, а показывая готовность принимать новую информацию от ученика, учиться и узнавать новое вместе с ним, учитель располагает к себе ребенка и способствует удовлетворению его потребности в самореализации.
Возможно введение такой практики, как назначение ответственных за успеваемость в классе по определенному предмету. Так, в обязанности группы детей будет входить помощь слабым ученикам в подготовке к занятиям, например, по математике, другая группа детей будет помогать с русским и т.д. Это будет способствовать как подтягиванию до среднего уровня слабых учеников, так и саморазвитию сильных, ведь тогда им нужно будет не просто понять тему, но и суметь объяснить ее однокласснику. Подобная деятельность также успешно способствует усвоению не только самих знаний, но и пониманию самих способов учения. При этом необходимо попытаться вовлечь в эту системы ответственных всех учеников, при необходимости, кто-то может выступать ответственным не за учебную, а за внеклассную деятельность. Это будет способствовать проявлению индивидуальности учеников, активному формированию коммуникативной компетентности.
В этом возрасте активно развивается словесно-логическое мышление, появляется интерес к закономерностям, различным нестандартным ситуациям, причинам и последствиям разных явлений. Интересно становиться решать всевозможные ребусы, загадки, логические задачи. Дети начинают обращать внимание на различные способы решения задач, плюсы и минусы этих способов. Что тоже становится для них довольно интересным материалом.
В то же время, двигательная активность, в частности в 6-7 класса остается достаточно высокой, из-за чего некоторые дети много отвлекаются, это не должно становиться проблемой, возможно, целесообразно опять же использование нестандартных форм (квестов, концертов, спектаклей, ораторских турниров, дебатов, круглых столов и т.д.). Или хотя бы чередование традиционных форм с интерактивными.
На этом этапе я бы особенно активно использовала методику проблемного обучения, которая позволяет ученикам не только усваивать готовые знания, но и активно их добывать, анализировать имеющиеся факты, находить и самостоятельно выводить закономерности.
Учебная деятельность все так же должна включать немалое количество практико-ориентированных заданий, ведь именно в этом возрасте дети особенно часто задают вопросы «а зачем мне это надо».
При переходе в старшую школу, происходит, на мой взгляд, некое соединение и совместное функционирование социальных и познавательных мотивов. Причем ребенок к этому времени уже начинает всерьез задумываться о выборе профессии, учебная деятельность воспринимается как способ достижения успеха и в будущей профессии. В это время начинает особенно ярко проявляться индивидуальные наклонности ребенка, в том числе и в учебной деятельности, окончательно оформляются интересы и цели. Появляются предметы, которым ребенок уделяет наибольшее внимание, при этом нередко начинают страдать другие учебные дисциплины. Поэтому целесообразно в это время создание профильных классов или разделение на уроках классов на группы, одна из которых занимается углубленным изучением дисциплины, подготовкой к сдаче экзамена, другая в это время получает общие сведения, необходимые для расширения кругозора, правильного мировосприятия.
Можно также для поддержания интереса к предметам показывать связь этого предмета с другими, обучать метопредметным навыкам, показывать практическое применение преподаваемых знаний на практике. Так, например, на уроках русского языка интересным для детей может стать в рамках темы «функциональные стили русского языка» наглядная демонстрация заявлений о приеме на работу или о поступлении в вуз (официально-деловой стиль) и работа с этими документами. Просьба назвать примеры научных изданий из разных областей наук заинтересует и физиков, и биологов, и обществоведов. Демонстрационным материалом для изучения темы сложного предложения могут стать небольшие тексты из учебников (например, по физике и т.д.), определения некоторых терминов и т.п.
Появляется наибольшее стремление у ребят не только к получению информации, и ее анализу, но и к преобразованию и обработке этой информации. Становятся наиболее актуальны задания на систематизацию информации (различные схемы, таблицы и т.д.).
Образование на этом этапе должно быть максимально приближенно к вузовскому, чтобы в дальнейшем способствовать наиболее успешной адаптации парня или девушки в вузе.
Целесообразным становится исходя из профиля, выбранного школьником, выход за рамки школьной программы, знакомство с предметами и смежными дисциплинами выбранной профессии и хотя бы первоначальными знаниями по этим областям.
Не менее важной в эти годы становится работа с неопределившимися учениками, необходимо выявить их склонности и всячески способствовать их развитию, возможно привлечение таких учеников к различным видам дополнительной работы (доклады, рефераты, НОУ и т.д.), которые, возможно, помогут взглянуть на уже имеющиеся предметы по-новому и определиться в выборе.
Именно на этой ступени, становятся действительно интересны и востребованы технологии создания индивидуальных маршрутов и самопроектирования, которые также будут способствовать повышению мотивации.
Что касается подходов, наиболее целесообразно, на мой взгляд, использование алгоритмов и контекстного обучения. Алгоритмы помогут систематизировать уже достаточно большой багаж знаний, обобщить их или наоборот дифференцировать их. Возможно не только использование уже готовых алгоритмов, но и самостоятельное их создание, что будет еще более способствовать успешному освоению предметов и повышению интересов к ним. Контекстное же обучение, опять же, это лучший шаг к знакомству со своей будущей профессией, ее лучшему пониманию и самоопрделению.
Свидетельство о публикации №218050301668