C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Школа, интересы, мотивы, подходы, формы организаци

 
Исходя из исследований по возрастной психологии, важно отметить, что для каждого возраста характерны свои ведущие мотивы.

Так, для начальной школы, характерно стремление к накоплению разнообразных знаний, у учеников преобладает познавательная мотивация. Важным является активное формирование в этом возрасте мотивации достижения успеха. Для ребенка очень важным является одобрение со стороны учителя, родителей, утверждение его в статусе хорошего ученика, он стремится к получению положительных оценок.
Исходя из вышесказанного, мотивирующими факторами могут выступать одобрение со стороны учителя, авансирование доверием, различные поручения, которые даются отдельно каждому ученику, что становится показателем их значимости  и успешной учебы.

Важно также учитывать личностные качества учеников, свойства их характера, темперамента. Так, необходимо стараться сделать деятельность комфортной и для детей с высокой переключаемостью и высокой двигательной активностью и для усидчивых ребят, склонных к полному погружению в работу.

Возможно использование различных игровых, неформальных форм, повышающих интерес ребенка и его естественную включаемость в процесс обучения, способствующих также лучшей адаптации детей к новым условиям школы.

Дети в этом возрасте еще активно задают такие вопросы, как «почему?», «зачем?», «для чего?» и т.п. Учителю очень важно отвечать на все эти вопросы, не в коем случае не отнекиваться. Отвечая на подобные вопросы, мы поддерживаем итак достаточно сильный познавательный интерес ребенка к новому и неизвестному миру.
Важно следить за интересами самого ребенка, обращать внимание на то, на что обращает внимание сам ребенок, даже если это предметы кажутся нам знакомыми и понятными, для ребенка они могут оказаться чем-то совершенно новым, и наша задача открыть ему это новое, показать, объяснить.
Значимым может стать обращение к реальному опыту ребенка, общая практическая направленность деятельности.
В силу преобладания в этом возрасте наглядно-образного мышления, наиболее интересным для детей может стать иллюстрированный материал, просто и доступно отражающий порой сложные теоретические аспекты.

Уже в этом возрасте очень важно сформировать у детей потребность в учении, сделать постоянный поиск и интерес к различным фактам и процессам естественным состоянием. Различные кружки, внеклассные мероприятия, высокая занятость ребенка (в разумных пределах) способствует формированию у него быстрого темпа жизни, который в дальнейшем войдет в привычку и будет способствовать успешному освоению новых знаний и способов деятельности.

Важной, на мой взгляд, на всех ступенях обучения является правильность оценивания. Так, важно показать ребенку, что значимо не столько успешное выполнение  задания, сколько само стремление к выполнению, сама попытка, ее не нужно бояться, она уже положительно оценивается вне зависимости от результатов (предотвращает развитие мотивации избегания неудач). Так же, интересным мне кажется, оценивание не через сравнение успехов ребенка с успехами других детей, а сравнение с его собственными прошлыми результатами. Особое значение имеет и следующая деталь: необходимо сделать так, чтобы ребенок  на каждом уроке приобретал положительный опыт учебной деятельности, чтобы учеба вызывала положительные эмоции.

При переходе в среднюю  школу у детей преобладают в большей степени социальные мотивы, такие как самоутверждение, самореализация, поиск своего места среди сверстников. Учитель уже не воспринимается детьми как непреложный авторитет, куда важнее становятся для детей его личностные качества, а не только информация, которую он может предоставить. В то же время для детей огромное значение начинает приобретать одобрение со стороны сверстников, а не со стороны взрослых. Начинает активно развиваться словесно-логическое мышление.

Важной находкой в подобном возрасте для учителя становятся разнообразные способы организации совместной деятельности, работа в паре, в группе, коллективная работа. Подобные виды деятельности способствуют реализации потребности ребенка в общении. В такой ситуации, учеба начинает восприниматься как место, где можно показать себя не только хорошим учеником, но и яркой интересной личностью. Групповая работа также способствует развитию чувства ответственности, как за себя, так и за других.

Интересным способом преподавания материала становится такая организация, при которой ученики примеряют на себя различные социальные роли, требующие различного поведения и различных способов взаимодействия и общения (деловые игры).

В этом возрасте начинается активное самоутверждение подростка в роли взрослого, признание его прав на подобную роль становится для ребенка особенно значимым. Неплохим способом поддержания мотивации в данном случае могут стать ситуации смены ролей «учитель-ученик». Непререкаемым авторитетом у учителя все равно быть уже не получится, а показывая готовность принимать новую информацию от ученика, учиться и узнавать новое вместе с ним, учитель располагает к себе ребенка и способствует удовлетворению его потребности в самореализации. 

Возможно введение такой практики, как назначение ответственных за успеваемость в классе по определенному предмету. Так, в обязанности группы детей будет входить помощь слабым ученикам в подготовке к занятиям, например, по математике, другая группа детей будет помогать с русским и т.д. Это будет способствовать как подтягиванию до среднего уровня слабых учеников, так и саморазвитию сильных, ведь тогда им нужно будет не просто понять тему, но и суметь объяснить ее однокласснику. Подобная деятельность также успешно способствует усвоению не только самих знаний, но и пониманию самих способов учения. При этом необходимо попытаться вовлечь в эту системы ответственных всех учеников, при необходимости, кто-то может выступать ответственным не за учебную, а за внеклассную деятельность. Это будет способствовать проявлению индивидуальности учеников, активному формированию коммуникативной компетентности.

В этом возрасте активно развивается словесно-логическое мышление, появляется интерес к закономерностям, различным нестандартным ситуациям, причинам и последствиям разных явлений. Интересно становиться решать всевозможные ребусы, загадки, логические задачи. Дети начинают обращать внимание на различные способы решения задач, плюсы и минусы этих способов. Что тоже становится для них довольно интересным материалом.

В то же время, двигательная активность, в частности в 6-7 класса остается достаточно высокой, из-за чего некоторые дети много отвлекаются, это не должно становиться проблемой, возможно, целесообразно опять же использование нестандартных форм (квестов, концертов, спектаклей, ораторских турниров, дебатов, круглых столов и т.д.). Или хотя бы чередование традиционных форм с интерактивными.

На этом этапе я бы особенно активно использовала методику проблемного обучения, которая позволяет ученикам не только усваивать готовые знания, но и активно их добывать, анализировать имеющиеся факты, находить и самостоятельно выводить закономерности.

Учебная деятельность все так же должна включать немалое количество практико-ориентированных заданий, ведь именно в этом возрасте дети особенно часто задают вопросы «а зачем мне это надо».

При переходе в старшую школу, происходит, на мой взгляд, некое соединение и совместное функционирование социальных и познавательных мотивов. Причем ребенок к этому времени уже начинает всерьез задумываться о выборе профессии,  учебная деятельность воспринимается как способ достижения успеха и в будущей профессии. В это время начинает особенно ярко проявляться индивидуальные наклонности ребенка, в том числе и в учебной деятельности, окончательно оформляются интересы и цели. Появляются предметы, которым ребенок уделяет наибольшее внимание, при этом нередко начинают страдать другие учебные дисциплины. Поэтому целесообразно в это время создание профильных классов или разделение на уроках классов на группы, одна из которых занимается углубленным изучением дисциплины, подготовкой к сдаче экзамена, другая в это время получает общие сведения, необходимые для расширения кругозора, правильного мировосприятия.

Можно также для поддержания интереса к предметам показывать связь этого предмета с другими, обучать метопредметным навыкам, показывать практическое применение преподаваемых знаний на практике. Так, например, на уроках русского языка интересным для детей может стать  в рамках темы «функциональные стили русского языка» наглядная демонстрация заявлений о приеме на работу или о поступлении в вуз (официально-деловой стиль) и работа с этими документами. Просьба назвать примеры научных изданий из разных областей наук заинтересует и физиков, и биологов, и обществоведов. Демонстрационным материалом для изучения темы сложного предложения могут стать небольшие тексты из учебников (например, по физике и т.д.), определения некоторых терминов и т.п.

Появляется  наибольшее стремление у ребят не только к получению информации, и ее анализу, но и к преобразованию и обработке этой информации. Становятся наиболее актуальны задания на систематизацию информации (различные схемы, таблицы и т.д.).
Образование на этом этапе должно быть максимально приближенно к вузовскому, чтобы в дальнейшем способствовать наиболее успешной адаптации парня или девушки в вузе.
Целесообразным становится исходя из профиля, выбранного школьником, выход за рамки школьной программы, знакомство с предметами и смежными дисциплинами выбранной профессии и хотя бы первоначальными знаниями по этим областям.
 
Не менее важной в эти годы становится работа с неопределившимися учениками, необходимо выявить их склонности и всячески способствовать их развитию, возможно привлечение таких учеников к различным видам дополнительной работы (доклады, рефераты, НОУ и т.д.), которые, возможно, помогут взглянуть на уже имеющиеся предметы по-новому и определиться в выборе.

Именно на этой ступени, становятся действительно интересны и востребованы технологии создания индивидуальных маршрутов и самопроектирования, которые также будут способствовать повышению мотивации.

Что касается подходов, наиболее целесообразно, на мой взгляд, использование алгоритмов и контекстного обучения. Алгоритмы помогут систематизировать уже достаточно большой багаж знаний,  обобщить их или наоборот дифференцировать их. Возможно не только использование уже готовых алгоритмов, но и самостоятельное их создание, что будет еще более  способствовать успешному освоению предметов и повышению интересов к ним. Контекстное же обучение, опять же, это лучший шаг к знакомству со своей будущей профессией, ее лучшему пониманию и самоопрделению.


Рецензии