Своя сказка

Летом я люблю бывать у своего Деда. Это всегда - что-то необычные - прогулки с ним по его лесу. По ЕГО Лесу. Мне часто приходила эта мысль в голову... Может быть, он там - хозяин? Но уж во всяком случае - желанный гость! Мы забредали в такие дебри с ним... и каждый раз лес нас отпускал. Отпускал благополучно, часто - с подарками.
 
Это Дед научил меня уважительно относиться к лесу, да и вообще - к природе. Я не знал ведь раньше, что все они - живые, - цветы, деревья... даже пни еще какое-то время доживают свой срок.

Но самыми важными, самыми дорогими крупицами для меня всегда были его истории. Конечно, с раннего детства я считал их выдумками. Я правда всегда удивлялся - как удачно истории Деда вплетались в ту местность, которая становилась основой нового рассказа... Потом в городе, зимой я мог легко вернуться в тот лес. И он всегда принимал меня даже и вот так - в моих фантазиях.

Помню, подберет Дед самую обыкновенную шишку с тропинки глянет, прищурившись и уже через мгновение я узнаю, какие баталии разыгрывались между белками из-за этой вкуснющей шишки :) А однажды, очень странная ветка увела нас по следам спешившего к кому-то на помощь Лешего... Выдумки Деда всегда были очень живыми. Они разворачивались рядом со мной и даже - вокруг меня - я был активным их участником, на пару секунд всегда отстававшим от основных действий... Но выдумки ли? Однажды Дед решил, что я повзрослел...

...по ощущениям было уже часа четыре дня. Жара в самый разгар лета уже пробралась и сюда - к самой земле... Тем более, что шли мы по совершенно обычной дороге - лес по обеим сторонам начинался только метрах в трех от обочины, и деревья поэтому не могли нас скрывать от солнца.

Мы шли уже около трех часов - решили не дожидаться электричку. "Наверное, Деду нужно было сделать какой-то очередной обход своих лесных владений" - так я пытался отвлечь себя от накатившей усталости... Проезжавшие иногда машины поднимали пыль, и воздух, и без того душный, становился вовсе непригодным для наших легких.
Я по прежнему любил гулять с Дедом, но только чем больше мне становилось лет, тем реже он придумывал для меня свои истории. Этим же летом не было вообще ни одной... Странно, но даже повзрослев (как я тогда считал), я скучал по этой настоящей сказочной реальности, мне очень ее не хватало.

Почти всю дорогу мы молчали, а иногда мне даже становилось неловко за мой несколько "городской" вид - оранжевые кроссовки и яркая кирпичного цвета футболка не очень гармонировали с палитрой леса. Идти предстояло еще долго... И я решил выпросить историю.
- Деда, расскажи, а как ты придумывал тогда так быстро все эти истории? Или они у тебя всегда заранее были приготовлены? :)
- Хм... Придумывал? Не-е-ет, я их не придумывал... Если, конечно, их кто-то и сочинял, то уж точно - не я. - Он не шутил, не развлекался да и вообще - оставался погружен в ритм своей походки.
- Но... откуда тогда их столько?
Тут он уже рассмеялся...
- Да если бы я пытался в своей голове столько историй удержать, то в ней не осталось бы места помнить, где моя обувка, и какие банки грибов в каком месяце замаринованы были... Мы с лесом - в больших друзьях ходим, вот он мне и помогал - твое любопытство потешить. Нужно только пошире глаза раскрыть да уважения побольше проявить к тому что вокруг - вот тебе и история. А выдуманная уж она или нет - поди разбери...

Я не помню, чтобы Дед когда-либо скромничал, но отказываться от таких заслуг... Это на него было не похоже.
- Давай-ка передохнем! - Дед остановился у самой дороги.

После состоявшегося разговора просить очередную историю было совсем не в тему. Но услышать историю мне все еще хотелось!

Дед, как всегда, уловил мои мысли:
- А не вырос ли ты уже для историй? - теперь ему было действительно весело.
- Ну-у, вырасти-то я вырос, но без твоих историй как-то... Даже вот по лесу идти скучно!
- Я говорю - не вырос ли ты до СВОИХ СОБСТВЕННЫХ историй?
Я растерялся. Я не ожидал услышать от Деда такие слова о себе! Это и комплимент и... и боязнь - разочаровать Деда.
- Теперь твоя очередь рассказывать Историю. - он не шутил ведь даже. Он БЫЛ УВЕРЕН, что у меня получится.
- Но... хм... про что же рассказывать? - я принял его игру! - что тебе сочинить?
- Не нужно сочинять. Ты может и хороший выдумщик, но история твоя не будет настоящей. Оглянись. Вокруг посмотри, послушай. Глядишь, и сочинять не придется.

Деда я уважал. И его редкие советы никогда не считал пустыми. Я решил дойти до конца в этой странной ситуации и посмотреть, что получится. Оглянулся по сторонам. Дорога - оттуда мы пришли, а вот туда - нам еще идти. Самая обычная, пыльная дорога. Вдоль каждой обочины - широкая полоса травы - тоже серой от пыли... Дальше - лес. Сомкнулся соснами. И не очень-то они гостеприимны - эти сосны... Обычно все. Как всегда. Такой пейзаж я даже в городе видел, ну точнее, - на окраине.
- Не знаю я! Тут не о чем рассказывать! Всё - Обычное!
- А ты хорошо посмотрел? - Деда забавляло тепрь все, что я говорил.
- Да. - я злился. Не на Деда, кончено, - на себя.
- Ты сядь. А то встал снобом, вот и не видишь ничего.

Я присел на корточки. Злость не уходила. Я отвернулся от деда и уставился на пыльную траву. Кое-где пробивались зеленые краски, но в целом - пыльный придорожный ковер. Вот только... Странно... Посреди серого пятна очень яркими, очень свежими выделялись два Василька! Такой синий цвет называют небесным! И листья их - совершенно зеленые - никакой пыли! Если бы шел дождь, то вся трава была бы зеленой, а тут... Как будто они вдвоем эгоистично приняли душ:)
- Дед, смотри как прикольно! Как это так они чистые?
- Вот у них ты и спроси! И мне расскажешь заодно...
Ого. Спросить... Не словами же... Я смотрел - это и правда странно - чистые, в этой грязи... Другие травинки вокруг бледные, тусклые. Мне уже стало действительно интересно! Я разглядывал заостренные краешки синих лепестков, черные пестики в центре... Или это - тычинки? Черт, даже не знаю. Биология меня не интересовала в школе...
И тут, я и не заметил - как, но этот маленький мир стал вдруг большим! Самостоятельным. Полноценным! И, настолько неожиданно - они... да ведь они же...! У них есть своя история! Осторожно, чтобы не вывалиться неуклюже из этого мира, я начал подбирать слова... Рождалась моя первая история... Нет, не моя - история этих двух Васильков...

Она родилась как и все: из земли прорезался тонюсенький заостренный росточек. Их тут сотни были таких же - маленьких, настырных растеньиц, тянущихся вверх - к солнцу. Молоденьких видно было сразу - они отличались от взрослой травы своей яркостью. Старшие любовались ими, вспоминая, как и сами были ослепительно зелеными. Детям, наоборот, очень и очень хотелось походить на старших - стать большими, крепкими.

А еще у взрослых были эти серые накидки. Иногда совсем рядом с их полянкой происходило что-то страшное - громыхал гром, небо темнело, все вокруг поглощала огромная тень, да так, что не было видно даже солнца. В это время прямо с неба падали черные хлопья. Они, оседали на земле, на травинках - вот из них получались эти самые накидки. На молодых, подвижных побегах хлопья не могли долго удержаться... Но на взрослых они накапливались, слои за слоями, уплотнялись и в конце концов - образовывали плотную оболочку...
Старики рассказывали, что когда-то "в былые времена", таких хлопьев никогда не было... Трава всю свою жизнь проживала зеленой, и сочной. Даже и умирали такими - яркими. Но однажды, среди длинных, заостренных кверху сорняков появилось странное растение. Оно не было сплошным тонким цельным листом, как и все, а вырастало из земли круглым стволом, покрывая себя маленькими листочками. И однажды, удивив всех обитателей поляны, на самой его верхушке появилось что-то очень яркое, большое и даже - не зеленое! Говорят, это были сотни желтых маленьких лепесточков. На них часто слетались такие же желтые пчелы. Это растение напугало всех жителей... И его прогнали. Пчелы перестали летать, и вообще - всем стало спокойнее... Говорят, что из-за этого Боги и разгневались. Они наслали на жителей эту кару - серые хлопья. Боги решили покрывать ими все травинки - чтобы одна не отличалась от другой - и тогда никого выгонять больше не придется!
Так рассказывали старики. Но им мало кто верил. Многие травинки даже гордились своей накидкой. Чем толще и темнее она была, тем травинка считалась защищеннее, опытней, старше. И, конечно, детям хотелось поскорее получить свою такую накидку - побыстрее стать взрослыми!

Многим детям, но только не нашей маленькой Травинке. Ей так нравился ее яркий зеленый цвет! Она мечтала о том, чтобы всегда оставаться такой. Поэтому серые хлопья, - а она видела их уже несколько раз, - они очень пугали ее! Она тогда спешно пряталась за другими травинками, а потом долго и неистово сбрасывала с себя те ошметки, которые все таки попадали на нее... Сделать самой это было сложно... Но однажды она подружилась с Ветерком! Он тоже не любил хлопья - они всегда выдавали его, если он хотел прокрасться куда-нибудь незаметно. Ей же он всегда помогал - стряхивал с нее особо прилипчивые куски. Соседи часто ругались - Ветер был немного неуклюж и мог нечаянно стряхнуть хлопья и с них.
Так она росла, росла и наслаждалась - дружбой с Ветерком, солнечными лучами, теми соками, что впитывали из земли ее молодые корни. А впитывая их, она росла... Росла и менялась. И эти первые изменения насторожили ее - в первую очередь - ее тело. Оно не походило больше на тонкий лепесток, как у всех. Оно уплотнялось и становилось круглее, хотя удлинялось теперь очень медленно... Со временем эта особенность становилась все более заметной. Даже кто-то из соседей как-то раз едко пошутил по этому поводу. Травинке становилось страшно. В голову лезла история про Ту, которую прогнали... И тогда она вспомнила, для чего нужны хлопья... Она стала ждать грома вместе со всеми, чьи накидки были не такими плотными...

Когда Ветерок прилетел в очередной раз, он не узнал свою подругу. Он даже проскочил мимо - зеленого стебелька не было видно! А когда узнал, ничего не поняв, принялся скидывать с нее эту пакость. Но в ответ она... Рассердилась! Что же это? Он знал, что не всегда ведет себя тактично, но это!... Особым воспитанием Ветерок не отличался и они, конечно, поругались! Она так ему и не объяснила - с чего вдруг Ей эта дурацкая накидка. Да и он был не сильно терпелив. Так и разошлись - ни с чем. Для себя он правда решил - будет иногда исподтишка скидывать с нее хлопья - нечего зазнаваться!
Травинке было обидно. Ветерок не смог ее выслушать. Да и объяснить ему толком она бы ничего не смогла. Во первых, могли услышать соседи, а во вторых... А во-вторых - она и для себя-то Это озвучить не смеет... Это. Другое. А в голове вертелось "прогнали. прогнали...".

Так тянулось время. Никто не замечал под слоем хлопьев, что травинка не очень похожа на остальных. Она поддерживала общий треп - какой толщины должна быть накидка, как лучше стоять под дождем, чтобы смыло не все... Она удачно вписывалась и никто ни о чем не догадывался... Излишнюю ее полноту тоже приняли спокойно - считали Травинку немножко странной - не более того... Кажется, все наладилось.
Но однажды случилось страшное. Она обнаружила, что ее макушка, обычная остренькая макушка вдруг начала уплотняться. На ней что-то стало набухать... Травинка догадывалась, что это могло значить... Нужно во что бы-то ни стало помириться с Ветерком! Очень скоро ей нужна будет его помощь. Сказано - сделано. Большого труда ей это не составило - Ветерок был глуповат. Да и сердиться долго он не умел. К тому же, она давно это заметила - была у нее такая особенность - убедить любого в чем угодно, если ей этого хотелось.

Возобновление дружбы с Ветерком помогло ей сберечь свою Тайну. Сразу после дождя грязь становилась жидкой. Ветерок помогал Травинке нагнуться к самой земли. Так назревающий бутон, обильно смазанный грязью, становился незаметен. Сама идея вообще получила популярность - хорошее дополнение к накидке! Ветерок стал пользоваться успехом - склониться к земле теперь хотели многие модники.
Но Травинка была не дура. Она понимала к чему все идет. "Как там в старой сказке? Сотни маленьких жёлтых лепестков?" Как? Как она будет их скрывать? Если только... Об этом она думать не хотела... Но других вариантов, кажется не было...Ладно, отложим на потом... Может, все еще и обойдется...

Это случилось рано утром. Все еще спали. И никто не увидел, ЧТО произошло! Она чувствовала давно уже, что ОНО там назревает. Но Засохшая грязь удачно сдерживала то, что стремилось наружу. Однако, природа оказалось сильнее грязи. Красивые, Яркие, остренькие, еще помятые лепестки венчали ее голову! Они были такие же как небо! Вот чего она не ожидала! Не желтые, не сотни. Всего двенадцать синих заостренных лепестков! 12 кусочков неба подарил ей кто-то! как это было красиво! Это была она! Часть ее!
Но любоваться красотой некогда! Ветерок, по договоренности, приходил уже каждое утро. Красота не застала ее врасплох. Хотя и к Небу она не была готова - решительность куда-то улетучилась... Решил все Ветерок. Он отказался выполнять ее просьбу. Он не захотел СРЫВАТЬ ЭТО с ее головы! А самой ей было не справиться...

Они возились все утро... Благо, дожди подарили много грязи. Когда другие проснулись они увидели странное сооружение на голове Травинки. Очень странное. Никто, конечно, ничего ей не сказал. Но всем было понятно, что ТАКОЕ на своих головах да с такими тонкими телами никому не повторить.
Новый писк моды, конечно, не состоялся. Но никто не заподозрил в Травинке и дикой непохожести! Она оставалась здесь, ее не прогоняли... Конечно, ее отговаривали снять с головы это нелепое сооружение, но она отказывалась. С ней стали меньше общаться - пусть. Зато никто не узнал ее Тайны. Ветерок, конечно, пообещал молчать... Теперь она училась прятать корону. Что бы она делала без своего друга - без Ветерка? Так ползли дни. Дожди прекратились. Корка засохла и стала поменьше... Прочие травинки поуспокоились. Пока все шло хорошо...

Этим утром она проснулась от неистовых криков и шума! Еще не разобрав, что происходит, она подумала о худшем - ночью был дождь и теперь все увидели, какая она. Но нет, кричали о чем-то другом. Никто не знал, как Он стал таким! Утром, проснувшись, они увидели Его - замеревшего в восхищении - он любовался собой! 12 кусочков Неба венчали его Голову! Он ни на кого не обращал внимания! Он не слышал криков, не видел страха других, не замечал их возмущение. Он любовался Кусочками Неба на своей голове! Такого же неба, как у нее! Она замерла. Она прислушалась к крикам. Она ждала, что его прогонят! Так говорилось в старой легенде... Но ничего такого не происходило... К нему не осмеливались даже подходить. Крики понемногу стихали. Недовольные находили новые темы... Многие завидовали. Но выгонять. Никто не осмелился его выгонять!

Она не выдержала. Ветерок был уже здесь.
- Скидывай! Убирай все это! Всю эту дрянь!
Ветерок был глуповат, но он тоже видел Его! Он знал свою подругу, но сам не осмеливался предложить такое... Но тут! С каким удовольствием он скинул бы все это! Но грязь сидела крепко. Теперь - только ждать дождя.

Она была единственной, кто осмелился с ним говорить. Она была странной, на его взгляд, но то что она говорила... как она говорила... Он ощущал в ней что-то родное. А она же... Она даже сейчас, даже ему, не решалась сказать... Пусть дождь все скажет...
Дождя не было долго. Всего два дня, но как это долго! И - вот он. Долгожданные драгоценные капли! Сейчас она поняла - дождь - его послали неведомые Боги, а не эти серые хлопья. Не могли Боги послать такую гадость!
Она подставляла под струи каждый лепесточек. Она хотела быть чистой вся. Она хотела, чтобы Он увидел Ёе! Она плевала теперь на других, тех, кто боится носить в себе кусочки неба!
Он не мог оторвать взгляда! Он долго молчал, она знала - ему сложно было подбирать слова.
- ТЫ... Ты рождена Небом! - все, что смог он произнести. Простые слова. Но она поняла! Она все услышала. Она все знала, что он хочет сказать!
- Ты... ты переоцениваешь мою красоту. Это слишком громкие слова... - от смущения она говорила все эти глупости. Хорошо, что он не слушал ее! А просто любовался!
Они решили оставаться такими. Он рассказал ей, что грязь не дает солнцу ласкать их кожу. От этого Цветы быстрее умирают. Цветы! Вот как они называются! Не Травинка - Цветочек! Он называет ее Цветочек! Он тоже сдружился с Ветерком. А Ветерок помогал им оставаться чистыми. Они Решили быть зелеными, увенчанными Кусочками Неба!

- Все, сказал я, отходя от странного наркоза...
Дед, казалось, задремал... Он долго молчал... Несколько затянувшихся минут... Потом произнес:
- Лесу понравилась твоя история...
- Откуда ты это... - я сам прибил этот глупый вопрос, не закончив даже его.
Посмотрел в ту же сторону, что и Дед...
Лесу ПОНРАВИЛАСЬ моя история.

    Ноябрь, 2006.


Рецензии
Читая этот рассказ, часто останавливаешься, чтобы посмаковать фразу, прочувствовать образ, насладиться послевкусием слов, перечитывая фразу или абзац заново. Метафоры хлесткие, нетривиальные, цепкие. Текст хватает вас за живое, то тут, то там, будоражит чувства, вскрывает разнообразные контексты. Сколько в нем между строк! Перечитывая рассказ снова и снова, видишь все новые и новые пласты, одни под другим, поначалу только выглядывающие, а при новом прочтении выпирающие на читателя. Каждый увидит в нем что-то свое: историю об искренних отношениях поколений, через поддержку и передачу опыта, историю о том, как рождается настоящая литература, историю о любви, историю о живом лесе, историю о самоощущении и самосознании, которая пронизывает и первого персонажа – рассказчика и главных героев сказки. Рассказ словно живет своей собственной жизнью, выходит из-за экрана монитора, когда ты его читаешь и присаживается рядом – прямо в твою настоящую жизнь. Если это вас не цепляет, не заставляет учащенно дышать, не трогает сердца – значит вы мертвы.

Евгения Адессерман   06.05.2018 11:46     Заявить о нарушении