Кто, если не ты! Защити свою страну и свой дом!
— Что раскричались-то, пацаны — и стал ждать бабу Катю, почтальона из их деревни Афимцево.
— Здравствуй, Коля, повестка тебе. Распишись-ка здесь, — объяснила свой приход баба Катя и вручила Кольке документ. Коля взял в руки повестку и оглянулся. На огороде вдалеке трудились мама с братом и сестрой, а их кошка выбежала на крыльцо погреться на солнышке и вдруг как-то очень внимательно посмотрела на Кольку. А небо сегодня было такое голубое и какое-то мирное. Даже не верилось, что уже давно идёт война, страшная и кровопролитная, и что из их деревни, кто ушёл на фронт, многие уже не вернутся домой. Но оказалось, что и такие, как он, щуплые и маленького роста, тоже нужны для победы над врагом.
— Мама, завтра надо в сельсовет, — спокойно сказал Колька, показывая повестку, — иду на войну, буду теперь бить фашистов и я.
— Да разве берут таких-то? — всплеснула она руками.
— Конечно, берут, мама, мне же семнадцать лет. На дворе уже сорок четвёртый год. Должен же кто-то и из нашей семьи бить фашистов! Брат с сестрой ещё не подросли, а у папы и здесь много работы, для фронта ведь, — с чувством ответил маме Колька.
— Так-то оно так, — вздохнула мама. — Но ты смотри там, сынок, бей этих фашистов, чтобы больше никогда свой нос к нам не совали. И береги себя. Мама взяла край подола и вытерла вдруг набежавшие на глаза слёзы.
— Ну ладно, мам, будет тебе, пойдём лучше дальше картошку копать, — Колька обнял маму и постарался её успокоить...
На следующее утро, обняв и поцеловав маму, Николай взял в руки небольшой самодельный вещмешок и поспешил к сельсовету. Брат с сестрой побежали следом, чтобы проводить своего старшего брата. Николай подошёл к офицеру, который прибыл за пополнением, и записался у него. Уже собралось больше десяти человек и ждали ещё других новобранцев.
— Товарищ лейтенант, а куда поедем-то бить фашистов? — спросил у офицера кто-то из собравшихся.
— Может давайте сразу в Берлин и прямо там морду Гитлеру набьём! — добавил молодой парень с гармошкой.
— А что, правильно, только так и надо. Война какая страшная, такого натворил, столько людей погубил, — подхватили разговор другие.
— Пока ничего не могу сказать, — ответил офицер. — Прибудете на сборный пункт, там всё и узнаете.
Вскоре все новобранцы собрались, и к ним с напутственным словом обратился председатель сельсовета. После чего офицер дал команду:
— По машинам!
Заиграла гармошка, кто-то запел частушки, кто-то засмеялся, а кто-то заплакал. Новобранцы стали рассаживаться — кто в полуторку, а кто на подводы. Колька подмигнул сестре и брату, перекинул через плечо свой вещмешок, взялся крепко рукой за борт машины и поехал защищать свою Родину.
Новобранцы прибыли сначала на Пестовский железнодорожный вокзал. Сборный пункт был в это время там. На вокзале было много людей. Было шумно, и все куда-то спешили, бежали, несли какие-то вещи. Даже стояла какая-то тётка и продавала пирожки — такие аппетитные и вкусно пахнущие. Но Колька знал, что мама положила ему с собой несколько варёных картофелин и кусок лепёшки. Он захотел вдруг перекусить, но не стал. — Нет, это попозже, — решил Колька. — Неизвестно ещё как там дела сложатся. Я ведь утром похлёбку-то ел и кипяток пил.
— Стройся! В три шеренги! — прозвучала как-то неожиданно команда. Значит скоро будет посадка в вагоны. Все новобранцы вскочили и стали быстро строиться. Рядом с железнодорожными путями прошли солдаты с оружием. Колька с интересом смотрел по сторонам. Всё было для него как-то в новинку. На вокзале ему до сих пор так и не удалось побывать. Среди новобранцев было ещё несколько ребят таких же худеньких и небольшого роста, как и он. Это придавало Кольке какую-то уверенность. На путях стоял паровоз, пыхтя и выбрасывая белый пар. — Наверное, нас ждёт, — сказал кто-то из новобранцев. К паровозу подцепили несколько товарных вагонов, и офицер, кто всех записывал, громко скомандовал:
— По вагонам! И все новобранцы, захватив с собой свои вещи, побежали на посадку...
Балтика встретила Кольку ветром и штормом. Море было холодное и неприветливое. Небо закрыли свинцовые тучи. Вновь прибывших собрали у причала, рядом с которым стояло несколько катеров с таким странным названием — «морской охотник».
— Да, и не покупаешься. Никогда раньше не был на море, — вдруг заговорил Колька, — только на речке. У нас есть Молога, такая большая и широкая река, и Меглинка, такая маленькая и узенькая речка.
— Я теж не був нiколи на морi, — поддержал разговор его напарник Виктор. Он был с Украины. А Саня — с Казахстана, а вот Ленур с Серёгой из Крыма, с Чёрного моря. Они уже успели повоевать, а начинали в Севастополе.
— Да мы же сюда не отдыхать и купаться приехали, а бить фашистов — на воде и под водой! — вдруг громко произнёс Колька, удивив всех своим резким тоном.
— Не спеши, салага, что скажут, то и будешь делать! — крикнул кто-то с соседнего катера.
Вскоре подошёл офицер и доложил всем прибывшим военную обстановку на этом участке боевых действий, а также и то, что фашисты совсем обнаглели со своими подводными лодками. Нужно было уметь грамотно бить врага и на воде, и под водой. И стали новобранцы быстро и с желанием учиться этому, чтобы приблизить нашу победу, осваивая свои катера — «морские охотники», охотники за подводными лодками...
Получив от лётчиков координаты подводной лодки, три «морских охотника» вышли в море для выполнения боевой задачи. Николай знал, что нужно делать. На войне быстро взрослеют. Витьку с Украины недавно похоронили, а Серёга с Саней с тяжелыми ранениями попали в госпиталь. Сейчас набрали молодых. Совсем недавно и сам Колька был новобранцем, а сейчас стал уже опытным членом экипажа. Научился. И их научат.
Глубинные бомбы были главным орудием борьбы «морских охотников» с вражескими подводными лодками. Правда одна глубинная бомба весила больше, чем сам Колька. Но разве в этом дело? Они же вдвоём на корме катера.
«Морской охотник» Николая набирал скорость и был уже готов атаковать вражескую подводную лодку. И вот поступил сигнал от командира катера о готовности, а затем прозвучала команда на сброс глубинных бомб. Колька с новобранцем Иваном из Сибири стали сбрасывать смертоносные «подарки» для непрошеных гостей на полном ходу катера. Через какое-то мгновение за кормой их катера раздался первый взрыв, затем второй, третий...
— Мы же вас не приглашали к себе в гости, господа! — крикнул Колька, и очередная глубинная бомба полетела с его «морского охотника» в воды Балтики...
До 9 мая 1945 года было ещё целых семь месяцев. Семь долгих месяцев крови и пота, открытий и потерь, слёз и радости...
День Великой Победы Николай встретил также на Балтике, на своём «морском охотнике»...
Из-за больших потерь в Великой Отечественной войне — и в армии, и на флоте, а также среди мирного населения, служба у Николая продолжилась и после Победы. Только через шесть лет, в 1951 году, родные стены родительского дома с радостью встретили своего Защитника и Воина, старшину 1-й статьи Балтийского флота Советского Союза Николая Завитаева! Впереди была мирная жизнь...
Через пять лет родился старший мой брат, Сергей, а через девять лет — и я.
— Спасибо тебе, папа, за Победу.
Алексей Завитаев. Член Союза русских писателей Восточного Крыма. Член ЛИТО «Киммерия». Член ТО «Лукоморье». Sazov. Приморский (Большая Феодосия). 2018/2019.
Свидетельство о публикации №218050302085