Повесть наших предков о вечной любви

                (Автор повести монах Ермолай-Еразм. Середина 16 века).

«Повесть о житии Пётра и Февронии Муромских», рассказанная Ужанковым А. Н.

Справка: Ужанков А.Н. – доктор филологических наук, проректор Литературного институты им. Горького.
На телеканале «Культура» в рубрике «Академия» 8.11.12 состоялась лекция Ужанкова А.Н.

Что я понял из этой лекции?
То, что древнерусская поэзия, пропитанная заповедями Бога, рассказывающая в этой лекции о житии глубоко верующих Петра и Февронии, на голову выше чисто светской поэзии о любви, и даже «первой любви» Ромео и Джульетты.

А теперь о самой повести.

Молодой князь пытается защитить свой народ от некого змия. Враг явно присутствует, но не понятно, под какой личиной скрывается.
В глубокой заботе однажды князь Пётр видит сон, в котором ему является светлый образ юноши, настойчиво увлекающий князя за собой. Князь чувствует, что этот юноша-ангел, и идёт за ним. Наконец, в какой-то расщелине скал, они находят меч. Юноша-ангел вручает князю заветный меч, после чего князь окончательно убеждается в своём предназначении по избавлению народа от змия.
Спустя некоторое время змий обнаружен и повержен мечом. Но несколько капель змеиной крови попадают на тело князя, и оно покрывается язвами-струпьми.
Требовался лекарь или врач. В те времена считалось, что лекарь лечит тело, а «врачеватель» врачует и исцеляет души. (От некого «врака», который заставляет страдать души?)
Лекари помочь не могут. Стали искать врачевателей.
Выясняется, что где-то под Рязанью есть такие. Повезли князя туда. В небольшой деревеньке заходят в избу, где прядёт девушка. Рядом с её ногами, подчёркивая что-то необычное в ситуации, сидит зайчонок, и забавно прыгает, развлекая хозяйку в её монотонной работе.

Зовут хозяйку избы Февронией. Она отвечает гостям, что князя вылечить можно, если он вступит в брак с врачевателем.
Гости удивлены. Как же так? И лишь спустя некоторое время понимают, что врач – сама хозяйка.
Князь принимает условия, но в уклончивой форме.
Февронья вручает гостям кислое тесто, требует истопить баню, и после омовения смазать все язвы-струпья (кроме одной) кислым тестом.
Уходя в баню, князь даёт задание Февронии из пучка льна напрясть пряжи, соткать из неё полотно и сшить ему рубаху.
Феврония не ропщет, только в ответ просит князя из куска полена смастерить ей ткацкий станок.
- Но это невыполнимо, отвечают гости.
- Но ведь и ваше задание такое же?! На этом конфликт, имеющий цель уклониться от её условий, временно исчерпывается.

Князь моется в бане, тело его смазывают тестом, и вскоре больной избавляется от язв.
Все довольны и радостны. Приходят к Февронии и спрашивают, сколько заплатить денег.
Февронья напоминает, что в условиях лечения не было речи о деньгах. Её долго уговаривают заменить брак деньгами, так как невозможен брак князя на простолюдинке. Феврония непреклонна.
Гости уезжают. Но вскоре тело вновь покрывается язвами.
Тогда князь соглашается принять условия врачевательницы.
Боярская дружина князя ропщет. Потому что их жёны не смогут согласиться с фактом подчинения княжне-простолюдинке.
Феврония просит князя принять выбор: остаться верным супружеству, но отстраниться от власти, либо сделать обратное.
Князь остаётся верным своему обещанию и супруги удаляются в своё жилище. А бояре начинают избирать нового своего предводителя.

Спустя время бояре, перессорившись друг с другом в борьбе за власть, присылают своего представителя, просят простить их и своих жён в нежелании признать брак Петра и Февронии.

Супруги счастливо прожили 25 лет. После чего, понимая, что всё случившееся было угодно Богу, решили вместе уйти в монастырь, посвятив дальнейшую жизнь служению Богу.

Когда они умерли (в одно время), для обоих отслужили молебен погребения и каждого из них положили в свой гроб. Наутро выяснилось, что оба лежат в одном гробу.
По монашескому уставу так нельзя. Вновь их положили каждого в свой гроб. Следующим утром всё повторилось. Наконец, после третьего раза их оставили в одном гробу и похоронили.

Когда А.Н. Ужанков закончил лекцию, одна студентка спросила: были ли дети у супругов Петра и Февронии?
Лектор улыбнулся, отметил, что это – наиболее часто задаваемый вопрос и ответил: да были. Две дочери и сын. Но тут же подчеркнул, что в самой «Повести о житии Пётра и Февронии Муромских» автор-монах о детях не говорит ни слова.

И вот здесь надо подчеркнуть важную особенность древнерусских сказаний. В них многое нужно додумывать читателю.
Во-первых, хотя бы потому, что в те времена читающий человек возводился в ранг думающих, причём, думающих о сути, с позиций не просто сюжета повествования, а осмысления, почему данный текст удостоен его увековечивания? Что в нём поучительного для верующего в Бога человека?

И, значит, главными «детьми» данной повести являются все читающие!!
Ведь вступление в супружество касается почти всех людей. А посему надо знать, что муж и жена – одно целое! Что их союз угоден Богу и должен в совместной жизни соответствовать Его заповедям.

По ходу чтения следует понять, что символизирует змий-искуситель? (Не свободную ли любовь без обязанностей?) Почему, даже когда змий повержен, душа требует врачевания? Почему супружество несовместимо с неверностью, с данными друг другу обещаниями? Почему верность супругов выше жизненных перипетий, связанных с властью, с какими-то другими «удобствами» быта? Почему, наконец, жене, с её обязательной «подчинённостью» мужу-главе, не менее необходимы и ум, и настойчивость. Не зря же в народе говорится, что если муж – голова, то жена - «шея», иной раз поворачивающая эту «голову» в нужном направлении? Причём, с видимой покорностью, как в эпизоде с пучком льна и обрубком полена.

Князь Пётр символизирует силу, необходимую в жизни. Жена Февронья – мягкую настойчивую мудрость, с умением «врачевать» душу супруга.
Вот что видно уже «на первом плане» древнерусской повести, великой уже потому, что отражая часть жизни, показывает, как её строить праведно, опираясь на заповеди Бога!

Среди церковных праздников 8 июля отмечается день Петра и Февронии, покровителей русской семьи.

                * * *

Повесть …о ВЕЧНОЙ любви, созданная нашими предками – достойно завершает все возможные грани вечно живой темы «О любви»!
В странах «с развитой экономикой», где главным устремлением является конкурентная борьба ради наживы, такая тема попросту инородна. Даже само понятие любви, о которой все народы слагали песни, теперь на Западе по-деловому препарирована. Выделена его телесная составляющая и переименована в «секс».

Значит, наши народы РАЗНЫЕ по сути. И единственно правильным было бы решение оставить друг друга в покое. Мирно жить каждому по-своему! Не воруя таланты у «неуспешных народов». И Жизнь всё расставит на свои места! Ведь у Неё – Жизни – нет желания быть какой-то «однобокой», скажем, утопая в роскоши.
Для Жизни важнее всего – общая Гармония! Тем более, весной, под ясным Небом на поляне или в лесу!

Позволю себе вспомнить гармонию весеннего леса.
...Как хорош лес в весеннюю пору!
В отличие от необозримого простора полей и лугов с их круговой протяжённостью, лес окружает вас ОБЪЁМНО! И вы уже не крутите шеей, а постоянно вглядываетесь вверх, в Небо!
Но объём леса определяется не только высоченными кронами. Он и в заполняющем всё вокруг пении птиц! И главным здесь оказывается невзрачный по внешнему виду соловушка. Самого - в густой зелени веток – не разглядеть. А трель его заполняет весь этот многоэтажный зелёный объём!...
О чём его трель? Конечно, о любви!


Рецензии