1 Моя жизнь в пустыньке под Елгавой

Моя жизнь в пустыньке под Елгавой. О старце Иоанне Крестьянкине и архимандрите Таврионе Батозском (в миру Тихон Данилович Батозский)

1970 год, пустынька под Елгавой, Латвия. Направил меня в эту обитель один из священников в Хамовническом храме Москвы. Я недавно — 2 года назад воцерковилась, часто ходила в церковь, мечтала стать монахиней. Я ездила в Печоры, мне удалось поговорить с  отцом Иоанном Крестьянкиным. Выслушав меня, он сказал: «Не всем же быть монахами. Кому надо и монахов рожать. Ты не бросай свою работу - может быть, ты станешь регентом». Он не благословил меня на монашество. Предсказания его не сбылись, я очень поздно и неудачно вышла замуж. Но регентом я побывала под Тамбовом в большом селе Новоюрьево, знакомый батюшка восстанавливал большой храм после разрухи.

Моя подруга по музыкальному училищу (дирижёрско-хоровой факультет) попробовала провести спевку, у неё ничего не получилось. Я взялась за дело, и в течение двух месяцев мне позволялось каждый вечер проводить спевки в доме батюшки, а по праздникам, субботам и воскресеньям я регентовала, имея уставщицу, которая мне говорила, что за чем идёт в данной службе.

Пели в моём хоре простые женщины, не имеющие музыкального образования и люди городские: матушка Елена, её три дочери, моя приятельница, её сын и я. Пели мы по нотам, а какие-то песнопения пели общим пёстрым составом по гласам. Иногда я была и чтецом.

Приехав в пустыньку, где старец Таврион был настоятелем, я старалась спросить батюшку о важных делах.

Отец Таврион не исповедовал нас, говоря, что мы этого делать не умеем, он шёл в алтарь и громко произнося наши имена, молился о нас перед престолом Божиим. Я жила в небольшом доме для богомольцев, была дружна с пожилыми женщинами нашей общей комнаты. Они не раз жили в пустыньке, были из Ярославля в основном.

Вставали мы в половине пятого утра и сразу шли в церковь на Литургию. Мне помнится две церкви находилось на территории пустыньки, и часовня стояла недалеко. Там можно было уединиться и помолиться без суеты. Иногда мне удавалось задать батюшке кое-какие вопросы.

Меня беспокоила участь моих родителей — коммунистов и атеистов, воспитанных социалистической реальностью. Батюшка ответил мне на мой вопрос о родителях: «Не бери на себя то, что может сделать только Бог». В другой раз он мне сказал: «Всё в Евангелии. Читай!».

Он сказал мне, что можно молиться о всех, о всякой твари и о самоубийцах и даже о демонах.

26 июня. Я сильно заболела, не смогла быть на службе. Мои матушки (так часто называют в церквях и монастырях женщин) сказали батюшке о моей болезни. Он мне прислал лекарство и помолился, велел мне лежать. Я почувствовала, что благодатная сила вошла в меня, исцеляя тело и душу. Я быстро поправилась.

Батюшка часто говорит: «Богу нашему слава!».

27 июня. Невозможно не полюбить батюшку, слушая его ежедневные проповеди утрами и на вечерней службе, наблюдая за его трудами и милосердием к людям. Он постоянно вразумляет нас. Он очень светлый и добрый человек. Батюшка перекрестил мне лоб, спросив моё имя: «Серафима?». «Галина», - сказала я.

Я работаю на разных послушаниях, чищу картофель, мою посуду, выполняю и другие работы в помощь пустыньке.

28 июня. Батюшка - совершенно родной мне человек. Надо молиться ради самой молитвы, не ждать наград.

29 июня. Нас на машине отвозят на поля, где мы собираем картофель или огурцы, потом нам привозят обратно.

На вечерней службе мы все, кто имеет слух, поём под руководством батюшки. У него очень красивые руки. Он дирижирует очень точно и красиво. Приятно смотреть на него, регентующего нашим самодеятельным хором.

30 июня. Батюшка в сталинские годы страшные был арестован и находился в заключении 20 лет. На руках у него в слезах покаяния умирали люди. У него была очень тяжёлая работа, он изнемогал от страданий. Он плакал и молился. Господь сказал ему, что облегчит его труды. Батюшку назначили работать художником, благо он с детства неплохо рисовал.

2 июля. Обычно батюшка весел и ласков с людьми. Глаза полны радости, в них немного есть лукавства, они смеются. Он что-то знает, чего мы не знаем, но не говорит. На проповеди он сказал о радости христианства.

Сегодня вечером батюшка нас соборовал. Один из приезжих по имени Владимир во время молитв стал метаться по храму, выбегал на улицу, возвращался в храм, бежал к алтарным дверям, застывал там, пытаясь проникнуть внутрь алтаря, какая-то невидимая сила его туда не пускала, он страшно кричал, ругался матом.
Батюшка не обращал на него внимания, спокойно помазывал нас елеем семь раз, как положено, читал семь раз Евангелие.

3 июля. Мне хочется молиться за батюшку, он очень дорог мне. Ему за семьдесят  лет. Он очень много трудится днём, красит крыльцо, разговаривает с людьми, принимает отцов церкви и отъезжающих богомольцев, даря им иконки и просфоры, угощая чем-нибудь, иногда даёт нуждающимся деньги на дорогу. Мне сказали, что батюшка прозорлив. Он мало спит. Я жалею его. Чем ему помочь, Господи?

4 июля. Очень сильна благодать в этом человеке. Он сказал мне: «Ты не о грехах своих думай, а твори всё время Иисусову молитву».

5 июля. К нам в комнату приходил батюшка. Он получил письмо об утонувшем Алексее, богомольце, который приезжал в пустыньку, он прочитал нам это письмо. Мы помолились об Алексее. Мне подарили его записную книжку.

6 июля. Батюшка очень музыкален. Иногда он просит меня прочесть Шестопсалмие. Некоторые песнопения и гласы я уже пою наизусть.

7 июля. Сегодня батюшка сказал нам: «Непрестанно молитесь. Не падайте духом. Надо читать святые книги». Книги эти облучают чем-то прекрасным, видимо происходит соединение наших душ с теми, кто эти книги писал.

8 июля. У меня началась душевная боль. Это нападение тёмных сил. Я молюсь: «Господи, благодарю Тебя. Дай мне силы терпеть. Пусть всё моё нечистое сгорит в этом огне боли».

9 июля. Читаю о старце Силуане. Чего бы он попросил у Бога: дара смирения.
Чего бы я хотела: любви к Богу, так как в этом вся полнота жизни и все дары благодати и любовь к людям. И удивительно — только я так подумала, как вся моя боль тотчас же пропала, ушла. Я подивилась.

10 июля. Много забот на плечах батюшки. Он много чего успевает делать.
Когда у нас служат священники из разных мест России, то я стараюсь придти к ним на исповедь. Мне трудно жить без исповеди.

11 июля. У батюшки прекрасное лицо было сегодня во время службы. Я воспринимаю его, как святого человека.

12 июля. В батюшке я заметила какую-то детскую чистоту. Я иногда вообще чувствую всех людей детьми, которых очень любит Бог.

13 июля. Сегодня мне предложили уезжать. Я решила посоветоваться с батюшкой. Он как раз пришёл в нашу комнату и предложил Марии суп. «Что мне делать, если будут гнать?», - спросила я его. «Молчи!», - ответил он.

15 июля. Как мне хочется беречь батюшку. Люблю его.

17 июля. Хочется ко всем относиться бережно, всех любить, с кем приходится общаться.

19 июля. Враг рода человеческого ходит за мной по пятам ежесекундно. Я очень тонко чувствую вражеские нападения. Я живу в монастыре, забыв мир, своих родственников, знакомых людей.

20 июля. Иногда открывается сердце и делается широким, голос мой звучит особенно и вольно — приходит благодать Божия. Но почти непрестанно я подвергаюсь дьявольским нападениям.

25 июля. Я живу, не поднимая глаз на людей. Всё для меня стало соблазном и поводом удаления от Бога.

26 июля. Господи, склонись надо мной и прости меня.

27 июля. Когда Господь в сердце, я отдыхаю от борьбы и отчаяния, успокаиваюсь, отступают искушения, и дьявол не имеет силы. Но если Господь как бы прячется  - приходит дьявол и начинается борьба за мою душу.

30 июля. Все люди — Твои, Господи. Зачем же плакать о них? Разве Ты не всем хочешь дать спасение?

31 июля. У меня на земле нет никого, кроме Тебя. Я хочу быть с Тобой всегда. Не расставайся со мной.

1 августа. Жизнь — это плен. «Ты не о мытарствах думай, а о любви к Богу», - сказал мне батюшка. Любви во мне мало, но Бог меняет меня ощутимо.

2 августа. Надо носить  в себе смерть Христа. Я поняла, что природа души страшно разрушена грехом. Я много ошибок сделала в жизни.

4 августа. Боюсь смерти, и в этом моё постоянное мучение. В часы уединения я нахожусь вне земли. Поэтому мне бывает очень трудно возвращаться к людям, к быту. Мне слова трудны и не нужны. Я очень мало говорю.   

5 августа. Опять наблюдаю бесконечные заботы батюшки и труд его. Он дал мне конфет и печенья.

6 августа. Как только побуду рядом с батюшкой, слёзы очистительные появляются, сердце чувствует его святость и благодать, таинственно в нём заключённую. Он очень часто улыбается.

7 августа. Мы провожали Марию. «Вы — как цыплята», - говорит батюшка. Он всех любит.

9 августа. Батюшка очень дорог мне. Смотрю на него, как на хрупкую драгоценность.

Викопедия - Таврион Батозский


Рецензии
Милая Галина, очень проникновенно Вы описали свои духовные поиски.
Что бы не делал, твори в своём сердце молитву Иисусову. И всё тебе будет по божьей благости и милосердию.
Будьте, как дети...ибо таковых есть Царствие Божие.
Спасибо.
С теплом и уважением

Валентина Душина   08.03.2024 22:35     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, дорогая Валентина!

Галина Ларская   08.03.2024 23:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.