Поэт, журналист, литературный критик...

 Как молоды мы были
Мы пришли в ОмГУ, когда только что выпустились те, кто поступали самыми первыми. И в те дни они все были очень молоды – наши звезды и легенды. Это у нас уже был поток из 75 человек, не всех вспомнишь и запомнишь, к сожалению, а тогда  все было по-другому.

Это было такое время, когда они еще были очень близки к нам  и по возрасту, и по общности  интересов, а самое главное, у них не было всех званий и наград. Самым добрым, мягким и ироничным  был Николай Николаевич  Мисюров,  который скоро станет  деканом факультета на долгие годы, а самым суровым -Сергей Павлович Денисенко.

Забегая вперед, могу сказать, что такими они и остались через три десятка лет, званий и наград стало столько, что не уместятся на самой широкой груди, а в остальном такие же точно. Но это я выяснила на встрече, которая оказалась невероятно приятной и неожиданной.

Забегая вперед могу сказать, что оба они – не только состоявшиеся, но и счастливые в личной жизни люди, вырастившие  прекрасных  сыновей, занимающиеся  любимым  делом и получающиеся от этого еще и удовольствие, о чем еще можно мечтать?


  ВСТРЕЧА С ЖИВОЙ  ЛЕГЕНДОЙ

Сегодня в 21 день апреля в библиотеке имени Пушкина состоялась наша встреча с Сергеем Павловичем Денисенко – человеком - эпохой, без всяких преувеличений говорю об этом. И я  завидовала тем, кто видел и слышал его впервые. А сама пыталась подсчитать, сколько же лет прошло с 1985 года, когда в стенах ОмГУ мы встретились в первый раз – более 30 лет, страшно даже произнести эту цифру, но это так. Он навсегда останется в списках первых выпускников ОмГУ – тех легендарных, кого мы все знали и в лицо, и по именам. Они читали лекции, получали руководящие должности  и часто появлялись на встречах выпускников – самые знаменитые и любимые, а если и не появлялись, то с гордостью и радостью о них говорили  наши преподаватели. И он был первым среди равных, по одной простой причине,- мужественность сочеталась с разнообразными талантами. Но конечно, прежде всего, Сергей Павлович  был поэтом, с первого шага  достигшим невероятной высоты, и что еще важнее – борцом за чистоту русского языка, за нашу  словесность, яростным защитником всего, что  было прекрасно, и наоборот,  беспощадно каралось  все слабое, недостойное, серое, и милости ждать не приходилось.

Мне очень хотелось послушать его сегодня и сравнить  с тем ироничным романтиком, каким мы, младшие,  его помним и любим.

Сергей Павлович практически не изменился – я говорю о духе и душе, ну разве что послужной список его творений и добрых дел значительно пополнился.
Он очень волновался на протяжении всей встречи, сразу вспомнился эпизод с моим обожаемым А.Б.Мордвиновым, который волновался невероятно только один раз, когда пришли проверяющие на лекцию, чтобы убедиться в том, что он использует материалы  и цитаты из работ Ленина, и он пытался их куда-то в свои неповторимые лекции вставить. И мне приходилось с первого ряда его успокаивать, тихо что-то говорить,  так чтобы он пришел в себя. Но там - то понятно- партийное руководство слушает и записывает и делает выводов, а вот Сергей Павлович почти так же волновался здесь, где собрались поэты и писатели почти те же самые студенты по вовлеченности в литературу,  и не было никаких проверяющих, и орг выводов тоже не могло быть. Вот это меня потрясло больше всего. Тем более мы прекрасно знаем, что все эти тридцать лет он выступал перед самыми разными аудиториями, и  писательскими,  и театральными. Он был в жюри на всех семинарах молодых поэтов, организованных  в СП, и могу свидетельствовать, что молодые дарования  его боялись больше всех, потому что текст он видел насквозь и в оценках был безжалостен.

Сергей Павлович с невероятной гордостью говорил о своих прекрасных сыновьях, о достижениях и победах Ивана и Павла. Но могу свидетельствовать, что  точно так же он радуется успехам и людей,  с которыми работает, если есть чему радоваться, конечно. Он говорил о том,  что  надо любить свои тексты и свои строки, если они хороши и удачны, потому что они  живут своей жизнью после того, когда опубликованы, и вместе со всеми мы смотрим на них со стороны, и  при наличии познаний  в словесности, вполне может оценить их объективно.
Большая часть творчества его связана с  написанием текстов для песен, и так интересно было посмотреть, как он слушал песню в великолепном  исполнении М.Морозовского на его прекрасные стихотворения. А потом прозвучала почти мистическая история с песней для актрисы Абаканского кукольного театра, которая была написана в поезде и потрясла не только  актеров труппы этого театра, но и всех нас сегодня, это что-то фантастическое, и надо слышать…
И конечно впечатлила  мистическая  история о книге « Не договорили», посвященной выдающимся деятелям  культуры нашей области, многих из которых уже нет с  нами, но как  подчёркивает Сергей Павлович, о них никто  не расскажет так, как он, долгое время  работавший с ними вместе. И надо успеть написать, рассказать о том, как это было,  какими они были. И у этой книги наверняка будет продолжение, чтобы все мы помнили о них.

А я  с удовольствием перечитывала его книгу «Двое в городе», куда вошли  стихотворения его и сына Ивана, они  писали  друг другу стихотворения каждый день, и получился такой поэтический диалог, несколько  изменивший вечную тему противостояния, конфликта  отцов и детей – и такое творчество дорогого стоит.

Сергей Павлович очень волновался на протяжении всей встречи и это и  странно немного и так  трогательно, потому что принадлежит он к тому  племени  романтиков – к   уходящей натуре. Они незаменимы просто потому, что заменить их некому в нашем странном и жестоком мире, где культуре отводится совсем иная роль, и  они становятся Дон- Кихотами, вынужденными бороться за свое и наше существование в культурной среде.

Жаль только того, что не были записаны хотя бы фрагменты его выступления на память, потому что повторить это невозможно, а вот послушать еще и еще раз очень бы хотелось. И в этом тоже кроется какая-то мистика, то, что мы оказались наедине с поэтом без камер…

За последние годы я лично кого только не слышала и на «Вечерних стихах», и на столичных поэтических вечерах, чего стоят выступления Игоря Царева, записанные, к нашей радости и оставшиеся с нами после ухода поэта. Но вот эта камерная встреча в узком кругу потрясла значительно больше, потому что Сергей Павлович коренной омич и городом  и своим местом в городе гордится, и сделал он для многострадальной нашей культуры столько, что хватило бы на десяток  человек. А он живет, творит, радуется жизни. Он рядом с нами сегодня, он приходит на наши встречи и врубается в память каждого, кто  там был и слышал все, что он хотел до нас донести, чтобы подарить себя нам. Сегодня мы там были и прикоснулись к живой легенде нашего родного  Омска, чему очень и очень рады.



 


Рецензии