Про пельмени и социальные сети

«Про пельмени и и социальные сети.»
С моей внучках Дашенькой, которая прилетала ко мне на Новогодние каникулы в Америку, мы обсуждали тему социальных сетей и она живо интересовалась, а как это раньше мы жили без всего этого?
Что тут ответишь? Как объяснишь? Пришлось рассказать про наши «социальные» сети моего детства.
Да и вспомнить приятно, всё что память сохраняет из безоблачного нашего детства.
Зимы были бесконечными, холодными и метель заравнивала все строения вместе с крышами так, что выйдя из барака можно было уже никогда не вернуться обратно. В Коми АССР, где я появился на свет в малюсеньком поселении Ярега, благодаря отцу-шахтёру, очень далеко расположенному рабочему посёлочку, от не на много крупнее столицы Ухта в те шестидесятые годы, где только только начинали осваивать первопроходцы нетронутые просторы северных безжизненных территорий в вечной  мерзлоте.
Вот и я хорошо помню, что интернет нам заменяли пельмени, а долгими зимними вечерами не было никаких других дел, как собраться всем кто не занят на смене, конечно все женщины и мы дети, ползающие под столами откуда нас иногда вытаскивались, что бы сунуть в рот первый сваренный пельмень. Женщина с грудным молоком, как мне уже взрослому объясняла мать, была большой редкостью в тех условиях, так что первая моя еда сразу после рождения была тряпка с нажованным печеньем, а через пару недель я уже из этой тряпки высасывал борщ и всё что ели взрослые. Однако я этого не помню, но вот годам к трём, я уже хорошо помню тёплый вкусный пельмень на который старательно сперва дула мама, а потом я уже сам старался с ним справиться под тем самым столом где мы ползали завёрнутые в мягкие одежды сшитые из  разного меха.
Пельмени, это не просто была еда для людей заставших времена когда не было супермаркетов и моя милая внучка удивлённо округлив глаза спросила, - Что, и магазинов не было?!
Да, ничего не было. Ни магазинов, ни телевизоров, ни телефонов и проще перечислить то что было.
Деревянное строение, вытянутое где внутри располагались комнатки на две солдатские кровати с двумя такими же солдатскими тумбочками, в центре одно общее помещение в котором происходила основная жизнь, а сам этот барак глубоко под снежным настом, благодаря которому удавалось хранить тепло внутри этого строения.
В них жили шахтёры. Между сменами они отсыпались и если были часы и дни для отдыха, напивались до беспамятства ну и конечно у этих дядек было два состояния, начальное весёлое опьянение когда мне маленькому совали шоколад, а когда шоколадки заканчивались уже плохо соображающие работяги совали десятирублёвые купюры на шоколадку, а я уже за ненадобностью уносил эти красные бумажки маме. Потом начиналось у них другое состояние и всё вокруг начинало летать по бараку сопровождая пьяную драку. Отец мой не пил, аллергия, да и был он спортсменом тяжелоатлетом, приходил со смены и дубасил особо разгорячившихся.
В какой-то момент мы с мамой перебрались в барак, где жили женщины с детьми и вот там уже была другая атмосфера. За большим столом все взрослые стряпали пельмени всё свободное время.
Мешок муки затаскивали из холодного отсека. На длинном столе заводили тесто, мяли большие куски, раскатывали на жгуты,  жгуты резали на маленькие кусочки, эти кусочки давили краем ладони и раскатывали в сочни, в сочни накладывали и мясо и капусту и картофельное пюре, раскладывали на листы, выносили листы на мороз, а потом быстро замершие пельмени засыпали опять  в освободившиеся от муки мешки.
Конвейер никогда не останавливался. За столом сидели взрослые, разговаривали, пели песни, а мы возились вокруг них изредка нам разрешали высунуть на улицу нос и зачерпнуть там снег в ковшик, который мы ставили на электрическую плитку и ждали когда закипит вода, бросали в закипевшую воду сахар и это называлось чай. Талая вода с сахаром, это был второй напиток после водки, которая в ящиках всегда стояла в неограниченном количестве и сколько бы её не пили каждый день под пельмени никогда не заканчивалась. Когда во хмелю, взрослые хотели нас повеселить, то показывали нам сольют, выносили закипевшую воду на улицу и подбрасывали вверх, она тут же на морозе превращалась в ледяной пар к всеобщему нашему веселью.
В этом замкнутом пространстве были свои социальные сети, люди садились за столы и было несколько клубов по интересам формировавшие разные группы которые не пересекались между собой. Клуб трудоголиков, клуб алкоголиков, материнский клуб, клуб одиноких, клуб женатых, клуб любителей Высоцкого и  клуб народной песни, кто-то любил шахматы, кто то просто мечтал о жизни в других условиях.
Однако всех нас очень объединяли пельмени, это был единственный Клуб Любителей пельменей, где каждый находил себя, либо в процессе изготовления, либо в их поедании, либо как мы дети в старательном присутствии на всех стадиях.
Весь, тот наш огромный народ соединяло это занятие, как Вас сегодня интернет. И это не те безликие упаковки с невкусными письменами что продаются сегодня в магазине, это были пельмени впитавшие в себя жизнь  и события очень многих людей и самое главное впитавшие моё детство.
- Дед, ну ты скажешь, это же просто еда! - внучка рассмеялась оторвавшись от Калифорнийских пейзажей за окном автомобиля.
- А вот я тебе как нибудь их приготовлю, когда снова ко мне прилетишь и ты тогда попробуешь!
;


Рецензии
Отлично, ёмко, очень ассоциативно

Светлана Ворокова   27.04.2019 18:22     Заявить о нарушении