28. Всем, кто не верит в чудеса

          Подозреваю, что первая  мысль прочитавшего заголовок  будет: «Я  точно знаю, что   в жизни чудес  не бывает. Чудо – это превращение лягушки в прекрасную девицу, или исполнение желаний щукой или золотой рыбкой, и оно бывает только в сказках. И верят в него только маленькие дети».

          Хочу посеять зерно сомнения  на такую   доминантную мировоззренческую установку  воспользовавшись  примером из истории нашего общего в прошлом государства – СССР, часто именуемого просто: Россия.
Что  мы понимаем под словом «чудо»? Словарь Википедии толкует это слова так: «Необычное, редкое, как правило, неизученное явление, которое выглядит как нарушение законов природы».

          К  проявлению  такого нелогичного развития  цепи событий хочу и привлечь внимание читателя, окунуться в события  конца двадцатых и начала тридцатых годов прошлого, ХХ века. И вспомнить, как России удалось  сохранить и свой   суверенитет, а населявшим ее народам избежать того, что сегодня принято называть геноцидом.

          Угроза исходила от Германии. Эта страна,  проигравшая  Первую мировую войну, по  Версальскому договору  понесла не только территориальные потери, но была обязана выплатить странам-победителям  репарации в размере примерно равным  стоимости  100 тысяч тонн (!) золота. Тяжелейшее социально-экономическое положение  страны-изгоя Европы способствовало формированию реваншистских настроений, выразителем которых  уже в начале двадцатых годов стал Адольф  Гитлер.

          Заключенный в тюрьму  за организацию «пивного путча», он написал свою знаменитую изданную в 1926 году книгу «Моя борьба».  В ней было  сказано:  «Мы окончательно рвем с колониальной и торговой политикой довоенного времени и сознательно переходим к политике завоевания новых земель в Европе. Когда мы говорим о новых землях … мы конечно можем иметь в виду в первую очередь Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены.»
 
          Конечно, эти  угрозы   страны обескровленной  репарациями и из уст малоизвестного в те годы политика  не  выглядели  опасными. И  прежде были  угрожающие для наших народов ситуации.  Вспомним XIII век, когда   немецкие и шведские рыцари  члены Ливонского ордена под предлогом обращения   в католическую веру еретиков (так они называли православных христиан) пытались поставить под свой контроль земли Новгорода и Пскова, или  попытку Наполеона  силой своей шестисоттысячной  армии  покорить  Россию  в  1812 году под предлогом её  освобождения  от рабства.
 
          Гитлер  же  в ХХ веке вознамерился    осуществить  старый замысел о  немецком натиске на восток -  «Drang nach Osten»  ради   расширения «жизненного пространства» немцев. И   осуществить это   путем «бесцеремонной германизации»  территорий  принадлежащих  расово неполноценным народам нашей страны. Иными словами -  путем их вытеснения или физического уничтожения (закавычены цитирования Гитлера).      Такие идеи  стали реально угрожающими  после  прихода Гитлера к власти в Германии   в 1933 году.

          Замыслы  Гитлера, изложенные в его книгах («Моя борьба») изданных в 1926 году, не сомневаюсь, были известны  руководству нашей страны. В те годы Советский Союз только оправился от последствий революции и гражданской войны -  в 1928 году он  вышел на показатели экономики царской России 1913 года. Казалось, впереди  нашу страну  ждали годы мирной жизни, и  никогда не прекращающиеся  заботы об   улучшении продовольственного и промтоварного снабжения населения, повышения достатка людей. А тут возникает грозная опасность. Как ей противостоять?

           Какой была наша страна в те годы? Аграрной, поскольку стоимость сельскохозяйственной продукции превышала стоимость промышленной.  Отсталой ,  с  неэффективным низкотоварным   сельским хозяйством -  80% её сельского  населения  с трудом обеспечивали потребности города. Такой же отсталой промышленностью,  представленной преимущественно   предприятиями  пищевой и легкой  отраслей, занятых обеспечением потребностей  населения.

           Об отсталости  свидетельствует  и тот факт, что в  России практически не было предприятий третьего технологического уровня. Тех, что   полным ходом   развивались в это время у непримиримых оппонентов  Страны  Советов – Англии, Франции, США и даже побежденной  Германии:  станкостроения,  автомобильной, тракторной, авиационной , электротехнической, химической  промышленности. Главным источником энергии в передовых странах становилась электричество, в то время как  в  России им оставался уголь и пар.  А ведь  эти отрасли  обеспечивают  не только  технический прогресс  страны, но и её способность  защищать себя.

           В условиях международной изоляции и откровенной  враждебности   зависимость  от импорта    автомобилей,  тракторов, станков,  самолетов, черных металлов и проката, сосредоточенность промышленности в европейской части, главным образом в Ленинграде,  Донбассе и Москве, создавали реальную угрозу безопасности  СССР.
 
            Возникала очевидная необходимость выбора пути дальнейшего развития страны:  продолжить прежнюю экономическую политику (НЭП), или осуществить  индустриализацию и коллективизацию. Немалая часть политической элиты страны  – Н.Бухарин («главный  экономист» партии),  Рыков, Томский – предлагали продолжить начатое в годы НЭПа  эволюционное развитие. Крестьянству был даже брошен хлесткий лозунг: «Обогащайтесь!».

            Предлагался и иной путь развития страны - коллективизация и индустриализация. Их   предлагал  Сталин. Первая была необходима для повышения продуктивности аграрного сектора (помните, что 80% населения плохо справлялись с  обеспечением продуктами 20% городского населения?), внедрение машин  не по карману единоличникам, а самое главное – избавиться от монополии единоличника на  сельскохозяйственную продукцию.  И чего грех таить,   - служила источником тех средств,   которые были нужны для формирования промышленной базы страны, иначе – ее  индустриализаци

           Развитие страны по такому  предложенному Бухариным пути  избавило бы страну от  коллективизации, раскулачивания, вместо колхозов постепенно расширялась сеть кооперативов. Благодать! А там постепенно,  лет через …10 – 20   у государства  накопились бы средства  для  создания и  промышленности, и перевооружения армии.  И народ, и руководители  жили  бы в спокойствии.  А коллективизация неминуемо вела к ломке уклада жизни подавляющей части населения страны,  и не могла не вызвать  пассивного и активного сопротивления крестьянства, способного вызвать  труднопреодолимые социальные проблемы.
   
         Как осуществить техническое перевооружение села – где взять трактора, кто на них сможет работать и  их обслуживать -   эти и другие большие и маленькие проблемы  нельзя было решить с помощью только идей. Нужны были   люди, способные возглавить перестройку села и прежнего образа жизни.
 
           Еще больше проблем возникало по  процессу промышленного переустройства страны:  где  приобрести  передовое по тем временам  оборудование, и  построить заводы, кто  будет работать при их возведении и после сдачи в эксплуатацию? В стране не было  даже подготовленных рабочих не говоря уже об инженерно -технических кадрах. Рабочую силу можно  было найти – это селяне, но их  трудовые навыки совсем не подходят для работы на  заводах и фабриках, да и обычный уровень их общеобразовательной подготовки не выше умения считать, читать и писать. И один из самых главных вопросов  – откуда взять средства на закупку импортного промышленного оборудования?
 
             Вот и определилась вся сложность  выбора. Первый спокойный,  в целом  вполне соответствовал естественному для человека отказу от излишних и  необязательных хлопот.  Второй  ввергал и всю страну, и её руководителей в колоссальный объем больших и маленьких проблем. При этом безальтернативность  радикальных преобразований  была  неочевидна даже  для многих  руководителей страны. Понятно, что  рост промышленной базы   -   необходим  как условие  технического перевооружения всех отраслей экономики, условие освобождения от внешней зависимости и непременное условие обеспечения своей обороноспособности. Цели важные, но какой   ценой? Как противостоять сомневающимся и противникам?

           А ведь для достижения желаемых  результатов  требовалась   напряженная  работа сотен тысяч  активистов способных пренебречь  спокойной и худо-бедно устроенной жизнью, окунуться в бездну проблем ради некоего общего блага.  Такие дела невозможно свершить без лидера, способного не только определить  цель, но и решать повседневно возникающие проблемы.
 
            В ходе напряженных дискуссий  руководство страны приняло решение о коллективизации  с 1928 года единоличных крестьянских хозяйств, а с 1929 -  и индустриализации страны. Исключительную значимость  начатой перестройки экономики страны демонстрируют  слова Сталина, сказанные им   в 1931 году на конференции работников социалистической промышленности :  «Мы отстали от передовых стран на 50 – 100 лет.  Мы должны пробежать это расстояние за 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

            Построенные в  предвоенные годы  тысячи   промышленных предприятий,  и десятки электростанций    больших (Днепрогэс) и малых,  позволили СССР к концу тридцатых годов стать второй после Америки страной по объему промышленного производства, войти в число немногих стран, способных производить самостоятельно любую промышленную продукцию. Значимость сделанного в те годы выбора  страна в полной мере ощутила только  после нападения фашисткой Германии.

            Давайте пофантазируем, и представим, что в  1927 году победила бы позиция Бухарина. Отказ от  ускоренной коллективизации  несомненно помог избежать печально знаменитого голода 1932-33 годов и сохранить жизни  до 8 миллионам  (точных цифр нет) человек. Ведь основная причина  той беды  – изъятие хлеба государством для его продажи странам Запада. В 1930-1933 годы  было экспортировано 12, 7 миллионов тонн  такого необходимого самой стране  зерна.   Увы, но иной возможности изыскать  необходимые для индустриализации средства у   Советской России  не было.

            А теперь представим, какими были бы возможности противодействия немецкой агрессии без  построенных в годы пятилеток предприятий.  Без  металла Магнитогорского и Кузнецкого  металлургических комбинатов,  автомобилей Горького  и  эвакуированного из Москвы  на Урал и в Поволжье  автозаводов, танков  Сталинградского, Челябинского и харьковских  заводов. Ведь  потеря  на начальном этапе войны  большей части собранной в предвоенные годы  военной техники и  стала основной причиной нашего отступления до Волги.

            Противостоять Германии с работающей на неё фактически всей Европой было бы невозможно. Ничто не препятствовало бы реализации плана Гитлера по захвату жизненного пространства для немцев  путем упоминавшейся выше « бесцеремонной германизации территорий расселения русских и проживающих в подчиненных им государствах.

            Но очень вероятная, если не  гибель, то утрата Советским Союзом  способности к сопротивлению– это только малая часть тех проблем, которые были бы созданы для всего мира. За ней последовало бы падение Великобритании,  и ее колоний (Индия, например),  и распространение господства  стран «оси»  – Германия, Япония и Италия на весь евразийский континент. Тем, кто допускает возможность островной страны сопротивляться  Вермахту, советую вспомнить, чем закончилось их противостояние в 1940-м году под Дюнкерком и  в  44-45 –в Арденнах.

           Как развивались бы события в дальнейшем не буду строить  предположения .  Напомню только, что Германия первой и создала ракетное оружие,и начала серийное производство реактивных самолетов, а  к концу  Второй мировой войны была близка к созданию атомной бомбы.

          Так что   мир, каким мы его  видим сегодня -  результат осуществленной в тридцатые годы индустриализации СССР, а  жертвы, понесенные  нашими народами в те годы  - это   цена  не только сохранения нашей страны и нашей свободы, но и избавление  мира от страшной угрозы фашизма.   И это должны осознавать     предающие  анафеме  дела  тридцатых годов в нашей стране, и  фактически  осуждающие  не только  саму индустриализацию, но  и её последствия – нашу Победу в Великой Отечественной войне.  Сегодня их место в рядах тех, кто оправдывает   верой и правдой   помогавших расширять жизненное пространство Германии в  сороковые годы.

           В лучшем случае критики преобразований тридцатых годов - демонстрирующие свой интеллект мудрствующие  мечтатели, или  бесплодные, не способные на реальные дела, личности.
 
            Для истории нашей страны  период  индустриализации – это время  спасительного рывка  вперед,  в чем несомненна   заслуга прежде всего Сталина. Тот, кто решает крупные проблемы, не застрахован  от ошибок.  «Не ошибается тот, кто ничего не делает».Проще всего руководителю страны  не браться за рискованные дела, но тогда в лучшем случае страна остановится в развитии, а в худшем - её ждет судьба СССР  конца ХХ века.Но об этом  разговор впереди.
 
          Способность видеть проблемы  на годы вперед, заставить себя и  своих соратников действовать на упреждение будущих бед , лишая всех, в том числе и себя самого любимого , обычного человеческого бытия   -  это ли не чудо? Читатель, скажи честно: ты на такое способен? Ввергал ли ты себя в пучину  проблем с массой трудно преодолимых препятствий ради упреждения возможных будущих проблем?  Я лично таких людей не встречал, поэтому для меня  выбор, сделанный в описанный период , является чудом.   Неизвестно кем  ниспосланная  человеку  способность   спасать мир.

          Значение этой личности  заложившей  фундамент    будущего  страны  на добрые три десятилетия,  можно лучше понять на фоне деятельности  его сменщиков, которые обеспечивали спокойную  жизнь себе и стране. Чем закончилась такое руководство страной  в  девяностые годы мы  видели.   
   
          Я  избегал  называть лишний раз имя того, кого  фактически надо считать главным «виновником»   спасения  Союза, поскольку важным считаю привлечь внимание к  проявленной   способности  находить выход  из безвыходной ситуации, вопреки  человеческой природе.Мне представляется, что  для тех, кому важнее победа над гитлеровской Германией – он великая личность, а для хулителей экономического переворота тридцатых годов, осуществленных с использованием жестких и даже жестоких методов -   он преступник, тогда  кто же тогда Гитлер?

        А где же то  чудо, на которое намекал  заголовок, спросите вы?  Помните толкование понятия «чудо»? Нарушение  природой заложенных инстинктов избавления себя любимого от необязательных забот, рациональный подход   к решению жизненных проблем,  поэтапное их решение и  отстранение от тех, которые просматриваются в отдаленной, а тем более – сомнительной перспективе. Выбор, сделанный в пятнадцать предвоенных лет   был  осуществлен человеком  во вред себе,  без гарантий на успех,  с   созданием для себя и страны  длительных  и  чрезвычайно напряженных   условий жизни.И как оказалось -во благо не только нашей страны. Ценой таких жертв, на какие не были способны  другие «развитые» страны мира.  Разве это не чудо?

    P.S.    Так может быть все творения гениев, людей как образно  говорилось «поцелованного  Богом» тоже есть способность творить чудо? И эта способность дарованная, скажу осторожно, судьбой есть проявление некоей "мягкой силы",благодаря которой иногда  удаётся   корректировать   грубость  и жестокость нашего увлеченного материальными интересами времени? Тогда кто или что  управляет  этой, внешне не выделяющейся - очевидно, чтобы мы, люди, не слишком полагались на неё,  "мягкой силой?


Рецензии