Героям - слава!

Посвящается моему свёкру, участнику Великой Отечественной войны в 1942-45г.г. Редько Петру Степановичу.

 - Послушай, - как-то обратилась я к своему мужу во время просмотра одного старого фотоальбома, - а сколько лет было твоему отцу на этой фотографии?
 - Сейчас посмотрю, кажется, этот снимок был сделан где-то через год после войны, и здесь ему всего двадцать три года.
 - Всего двадцать три, почти мальчишка, - тихо прошептал я, - и уже испытал ужасы войны.
 - Да, было такое страшное время. Отец только что окончил медицинское училище и успел год отработать медбратом в Томской области. А в 19 его и призвали, то есть на фронт он попал в сорок втором году.
 - А ты не знаешь, откуда он начал свой фронтовой путь? - опять не удержалась я от вопроса.
 - Отец был призван на Кавказ. Вообще -то
 он был человеком общительным, даже веселым, но о войне рассказывать почему-то не любил. Когда начинал говорить, было видно, что он расстраивался, и понять его, конечно, было можно. На войну ушёл почти подростком, пришлось испытать такое...
 - Понимаю, - вздохнула я, услышав немного дрожащий от волнения голос мужа, - а все-таки было бы очень интересно узнать некоторые подробности его фронтовых будней. Он тебе что-нибудь о себе рассказывал?
 - Немного, - тихо отозвался муж. - А ты хочешь послушать?
 - Конечно, мне это очень интересно. Вообще, я считаю, что любые подробности о войне мы просто обязаны знать и доносить до ныне живущих, особенно молодёжи. Хорошо, что наша дочь знает, что её дед прошёл всю войну и вернулся домой героем.
 - Сейчас-сейчас, я тебе кое-что расскажу, - захлопнув альбом, отозвался Юрий.
Я поудобней устроилась на диване и постаралась мысленно представить себе картины фронтовых будней, о которых начал рассказывать муж.

...Эй, Степаныч, подойди сюда, поговорить надо! - окликнул молодого безусого бойца, по виду подростка, пожилой сержант. По отчеству парнишку в шутку называли за редкую, не по возрасту, самостоятельность и сметливость.
Вместо ответа Степаныч подозрительно оглянулся вокруг и, чуть пригнувшись, ловко удерживая на плече вещь-мешок, тихо подошёл к старому солдату.

 - Ты что, боишься кого? - улыбнулся "старик", а по-настоящему Иван Петрович.
 - Чего звали? - недоверчиво откликнулся юноша с громким именем Петр, которому совсем не нравилось, когда его звали по отчеству.
 - Слышь, Степаныч! У меня живот поджимает, страсть как есть хочется! Может, как-нибудь сварим по-тихому крупу, что нам выдали? Вон в те кусты зайдем, да и тихонько разведем костришко. Нас никто и не увидит, мы все сделаем по-быстрому! - страстно зашептал сержант и шлепнул при этом по матерчатому мешочку, который висел у него на поясе.

 - Да вы что, с ума сошли, что ли? - попятился от него Петя.- Приказа не знаете? А вдруг немцы заметят с воздуха дым? А наши что скажут? Все голодают, а мы будем есть?
  - Ну, как хочешь, - мрачно буркнул Иван Петрович. - Видно, не зря про тебя говорят, что ты на всю жизнь перепугался, когда тебя один командир чуть в расход не пустил, когда ты при отступлении хотел в одном огороде морковку с'есть. Все равно, мол, пропадает или немцам достанется! Хорошо ещё, что мужики того, слишком идейного, вовремя оттащили!

 - А вот это - не ваше дело! - зло прищурил глаза Степаныч и, вдруг подняв голову к небу, быстро проговорил: - Опять рама летит, не слышите? Бежим в кусты!
 - Вот сволочи, опять прилетели! Это только мы у деревенских спрашиваем, есть, мол, или нет у вас немцы, а эти по-современному воюют, с техникой! Тьфу! - зло сплюнул в сторону Иван Петрович.

Уже к вечеру бойцы роты, в составе которой воевали и наши старые знакомые, заняли позицию на одной возвышенности, которых так много на Кавказе.
Очень уставшие и голодные, они растянулись цепью от подножия небольшой горы до её вершины.
 - Ребята, мы спасены! - крикнул кто-то издалека. - Привезли сухари в мешках, сейчас выдавать будут.

 - Слава, Богу! - шептали солдаты и, несмотря на чудовищную усталость, радостно улыбались.
Около спасительных мешков уже суетились несколько человек и второпях развязывали крепкие веревки. Один из них вдруг неожиданно бросил свою работу и стал прислушиваться. Откуда-то издалека послышался гул приближающихся моторов.

 - Ребята, воздух! - только и успел крикнуть кто-то из команды раздающих сухари.
Огромной силы взрывы потрясли землю и воздух, кругом были слышны крики и стоны раненых, а вражеские самолёты все "утюжили" небольшую горку с оставшимися в живых бойцами. Из всего небольшого отряда выжило всего несколько человек, которые по счастливой случайности оказались на её середине.

Среди выживших был самый молодой солдат, которого всегда запросто звали Степанычем или Петей....

 - Теперь ты поняла, почему мой отец не любил говорить о войне? - немного помолчав, спросил меня Юрий.
 - Конечно, - не сразу ответила я. - Ему не нравилось рассказывать людям о том, что в начале войны немцы были сильнее нас в военном плане, о том, что приходилось отступать, голодать, многое терпеть.
 - Да, это так. Однако, отец в своих рассказах всегда подчеркивал силу духа русского солдата, против которой "арийская" раса устоять не смогла. И День Победы до самой его смерти был самым любимым праздником. Кстати, мой отец, Редько Петр Степанович, закончил войну в городе Кенигсберге. За его заслуги в деле разгрома фашисткой Германии он был награждён орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Кавказа", и " За оборону Заполярья".

 - Мы всегда должны гордиться памятью твоего отца, - тихо сказала я, - ведь только благодаря таким, как он, наша страна смогла выстоять в борьбе с фашизмом. Мой отец, Михеев Владимир Кузьмич, не воевал, но всю войну, будучи подростком, честно работал в своём совхозе на благо победы и тоже был многократно награждён как труженик тыла.
Так что наши отцы были настоящими героями, и память о них должна сохраниться навсегда.



26.03.2015г.


Рецензии
Хороший рассказ, Лена, о героическом свёкре.
Ты, права:" наши отцы были настоящими героями, и память о них должна сохраниться навсегда."
С теплом души.

Дубровская Надежда   15.12.2018 17:57     Заявить о нарушении
Память о них, Надя, будет храниться всего лишь несколько поколений, но это тоже здорово! Я так говорю потому, что уже о четвертом-пятом поколении назад люди ничего не знают, что,конечно, обидно.
Спасибо за душевный отзыв!

Ремих Елена   15.12.2018 19:37   Заявить о нарушении
Леночка, а мы постараемся рассказать детям и внукам о своих родных. И внуки будут знать своих близких уже в пятом поколении.
Я сочинила детский стишок о войне,где закрепила дату гибели деда, его подвиг и внук выучил мой наказ.
С уважением.

Дубровская Надежда   16.12.2018 10:24   Заявить о нарушении
Да мы-то, Надя, точно расскажем, а отдаленно живущие за нами, вряд ли. Так, детали, может быть...
Я вот у своей матери о её прабабушке спрашивала, а она с трудом мне совсем немного рассказала. Правда, фото её есть и ...все. А те, кто жили ещё раньше, о них я уже ничего не знаю и знать не буду.
И с нами такое такое тоже будет, не скоро, конечно. Вот я о чем писала.

Ремих Елена   16.12.2018 12:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.