I-6-16. С благой вестью к евреям

               

                Всю жизнь апостол Павел учил язычников тому, что они могут быть христианами, не становясь еврейскими прозелитами. А иудеям, склонявшимся к учению Христа, — открывал преемственность Божьего Закона в Ветхом и Новом Заветах. Это вызывало в иудеях ненависть к Павлу и враждебное отношение к христианам. «Своих» они склоняли к возвращению в еврейство.

                Послание к Евреям написано в 68-69 годах, с явным намерением укрепить в вере христиан из евреев и предостеречь их от отпадения под активным давлением иудеев. Поэтому необходимо показать, что исконный для них закон Моисея и пышный церемониал ветхозаветного богослужения, — утратили свое значение по воле Бога, через жертву Его Сына. С первых же строк автор послания провозглашает Божественность Иисуса Христа:

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
            Ибо кому, когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты». Евр. 1:1-8.
               
           В первой-третьей главах Сын Божий соотносится с Ангелами, с человеком и с Моисеем. В четвертой-седьмой главах — как «Первосвященник по чину Мелхиседека» — сопоставляется с левитскими священниками.

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Евр.4:14-16.

«Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования неизбежность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую НАДЕЖДУ, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее, за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека». Евр. 6:17-20.

«Сей как пребывающий вечно имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них».   Евр. 7:24-25.

                В восьмой-десятой главах предъявлено сопоставление служений в скинии земной и в скинии Небесной:

«Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человЕк. Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
            Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
            Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению». Евр. 8:1-2,6-10,13.

«Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
            Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
            Ибо Христос вошел не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище ежегодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». Евр. 9:8-12,24-28.

«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
            По сей-то воле, освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
            Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня.
Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя». Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души». Евр. 10:1,5-7,10,14,19-23,26-27,35-39.

                Одиннадцатая глава посвящена героям веры. Особо отмечу ее начало и конец:

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства».  Евр. 11:1-3,39-40.

                Апостол Павел предостерегает дорогих для него христиан-соплеменников от погружения в собственные страдания от гонений:

«Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
            Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.
            Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева». Евр. 12:3-8,11,14,22-24.

                Послания апостолов церквам обычно начинаются поучениями и заканчиваются увещеваниями. Каждый может выделить важное для себя. Мне интересно это:

«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?». Евр. 13:5-6.
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь». Евр. 13:8-9.

                Апостол Павел все возможное делал для того, чтобы христиане из иудеев и христиане из язычников считали себя братьями во Христе и членами единой Церкви Христовой.

                Признаюсь, что я прежде воспринимала это послание к евреям только как источник очень ценных цитат, подтверждающих темы моих текстов. Видимо, априори воспринимая его только как специфическое наставление для евреев, а вот послания апостолов для языческих регионов — это, конечно, для нас, образованных неофитов. Но, прослушав в интернете весь цикл Дерека Принца «Последнее слово Бога», я снова увидела панораму библейской истории человечества.

                В этом заключительном послании Павла, как в последней части классической музыкальной симфонии, прозвучали все главные темы исполнения Божьего замысла, явленного в Ветхом и Новом Заветах. А мощным финалом, по моим ощущениям, будет Откровение Иоанна Богослова. Надеюсь, что Дух Божий откроет мне всю его глубину.

               


Рецензии