М-2018-013 Глубока ли кроличья нора?

Фильм матрица, как уже неоднократно упоминалось, изобилует отсылками к огромному объему знаний, накопленных человечеством. Причем эти знания могут содержаться как в виде конкретных научных фактов, так и в виде культурных объектов, в том числе книг и фильмов.
Одна из отсылок проходит связующей нитью через весь первый фильм – «Алиса в стране чудес». Это и погоня за белым кроликом (https://vk.com/video197078081_456239090), и обещание Морфеуса показать глубину кроличьей норы (https://vk.com/video197078081_456239043). Но в «Матрице» история с норой противоположна действиям в сказе. В фильме нора служит обратным переходом от сна к реальности. Этакая отсылка наоборот.
Отсылка к «Алисе в стране чудес» является всего лишь одним из многочисленных приемов достучаться до сознания зрителей так, чтобы они приняли фильм, как хорошо знакомую историю. В самой сказке, как и в любой другой отсылке четвертого слоя, ничего глубоко зарытого нет.
Далее рассматриваются, на мой взгляд, самые интересные моменты из книги.
Сходство с «Матрицей», если не считать известного всем белого кролика, обнаруживается в том, что Алиса поначалу действует в соответствии с инструкциями, которые были развешаны повсюду: «Выпей меня!», «Съешь меня!». Нео поступал аналогично. Но в конце повествования эти герои действуют без инструкций по своему усмотрению. То есть просматривается схожесть сюжетов (http://www.proza.ru/2018/02/19/2292).
Беседа с червяком никоим образом не относится к раскрывающим тайны мироздания. Обращает на себя внимание синий цвет червяка, на самом деле гусеницы. Видимо, потому что он курит (http://www.proza.ru/2018/04/22/1515). Во-вторых, червяка не удивляет превращение Алисы, не потому что он сам будет превращаться в бабочку (он-то ни разу еще не превращался), и не потому, что он курит. Он сидит на грибе, который позволяет становиться то большим, то маленьким. Видимо, червяк неоднократно ел этот гриб или видел, как другие его едят. В-третьих, речь червяка напоминает речь Пифии из фильма Матрица: такая же загадочная, наполненная дымом табака и ведется с позиции абсолютного спокойствия как знающего больше, чем собеседник. Это один из людей-масок, о которых рассказывает писатель Алексей Меняйлов (http://www.proza.ru/2018/03/17/1751), когда описывает посвященного четвертой ступени.
Обращает на себя внимание парочка Король и Королева. Она всех приговаривает к казни. Он всех милует. То есть на публику Король разрешает Королеве своевольничать. Но на самом деле правление королевством находится в руках самого Короля.
Еще одним загадочным персонажем является Чеширский кот. Вот он-то и напоминает Морфеуса, который в мире Матрицы появляется всегда уверенный в себе и загадочно улыбается. Но потом куда-то исчезает. И если дальнейшую судьбу кота нам не показывают, то создатели «Матрицы» решили приоткрыть занавес между реальностью и сном. Для Морфеуса весь этот обряд с кроличьей норой и пилюлями является обыденностью, но Нео и зритель видят его впервые, поэтому и придают ему огромное значение (https://vk.com/video197078081_456239065). Сайфер уже слышал похожую историю, но не про Алису, а Элли.
Король оказывается программистом. Цитата из сказки:
«Белый Кролик напялил на нос очки.
-- С чего начинать, ваше величество? – спросил он.
-- Начни с начала, -- торжественно произнес Король, -- и продолжай, пока не дойдешь до конца. Тогда остановись!»
Ну и последний эпизод, который может быть интересен – покраска роз, но его рассмотрение в одной из следующих статей.


Рецензии