Памяти духовника

      4 мая 2018 года исполняется 20 лет со дня трагической гибели иеродиакона Романа Тамберга  и  иерея Алексия Грачёва. Отца  Романа я никогда не знал лично, а  у отца Алексия несколько лет окормлялись  я и моя семья. Он служил в Митино, мы жили в Зеленограде, но это не мешало нам ездить к нему за советом и духовной помощью. А началось всё с книжки «Когда болеют дети».
      Книга попалась мне на глаза, когда детей у нас с женой ещё не было. Мы переживали от того, что у жены случилась замершая беременность, и мы искали всю православную литературу, связанную с чадородием и будущим здоровьем детей. Впрочем, в те годы её почти не было.
       Неожиданно автор понравившейся нам книги приехал в Зеленоград. Я пришёл на лекцию в институтский клуб и увидел отца Алексия. Батюшка говорил логично и убедительно, это был сильный и надёжный человек, сразу расположивший к себе аудиторию. После лекции я подошёл к нему с вопросами, и он  пригласил меня к себе на исповедь в храм  Рождества Христова. 
        Мы с женой приехали, исповедовались, и  отец Алексий, узнав, что мы не венчаны, предложил нас обвенчать. Мы согласились и стали его чадами. Пока он был жив, у нас появилось  трое сыновей, и третий ребёнок стал батюшкиным крестником.
         Отец Алексий был необычным священником. Он обладал невероятной работоспособностью и желанием служить  Богу и людям. Казалось, он сгорал для прихожан  как свеча, не жалея сил и здоровья ради спасения душ своих чад. Следовать за ним было крайне тяжело для меня. Иногда казалось, что я зацепился рукой за край его рясы, он бежит по дороге ко Христу, а  я, не в силах устоять на ногах, волочусь за ним  и собираю  на свою голову ухабы и колдобины. В силу этого обстоятельства моя исповедь иногда превращалась в настоящий поединок с батюшкой.  Завидев меня перед аналоем, он собирался, как  перед боем  и  поглаживал  свою  бороду.
       Впрочем, очень часто он готов был взять своё чадо на руки и  как богатырь  пронести через пропасть, если, конечно, чадо на это соглашалось. Церковь тогда ещё только начинала оправляться от гонений, и многие люди часто спорили с батюшками прямо на исповеди, отстаивая свою линию поведения.
       Бороться за ребёнка, за его жизнь, здоровье и спасение души – было отличительной чертой батюшки. Детям всегда находилось место на его приходе, и  семьи, собравшиеся вокруг него, становились многодетными. Он мог вспомнить своё врачебное прошлое и, посмотрев и послушав младенца, дать медицинские рекомендации, подкрепив их пастырским  благословением.
         Ещё нас поражала его необычная щедрость. Ему, что-то дарили одни чада, и эти подарки тут же получали другие, пришедшие к нему с какой-то бедой. Ему хотелось подражать -  так же, как он, кого-то наставлять, поддерживать, и такая открытость заставляла преодолевать долгую дорогу от Зеленограда до Митина.
        Отец Алексий был очень смелым человеком. У меня  есть записи, где он помогает водружать крест на свой храм: ряса развевается на ветру, а он помогает альпинистам, радостный и сияющий от счастья, как второе солнышко в небе. Опыт альпиниста у него был, и это не было безрассудством, также у него был опыт врача неонатолога, позволявший погружать в купель  новорожденных младенцев. Всё, что делал батюшка, делалось очень быстро и очень точно с опорой на знания и навыки, полученные им в жизни. Стремительность и неожиданность так и сквозила в его решениях, но не было в них безрассудства. Не все могли это понять, но те люди, которые  были рядом с ним, его принимали, и долго после него ещё искали таких же батюшек. К сожалению не всегда успешно. Редко такое бывает, чтобы священник и духовно наставлял, и медицинские советы давал, и с жильём помогал, если получалось.
      Видимо он знал, что проживёт мало и спешил прожить не одну жизнь, а несколько. Жизнь врача, пастыря, главы многодетной семьи, музыканта и исполнителя православных кантов, записанных в студии Данилова монастыря вместе с другом отцом Романом.
         Отец Алексий был чадом наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия Поликарпова  и близким другом  эконома  иеродьякона Романа.  Его книга «Когда болеют дети» не раз переиздавалась издательством Данилова монастыря  после смерти батюшки. Был снят фильм «Странники», где  показано, как они вместе поют свои канты. Была издана книга памяти  «Когда уйду навеки» в этом же издательстве.
       Каждый человек видел отца Алексия по-своему.  Я прошу прощения у тех чад, которые запомнили его по - другому. Я запомнил его таким, как описал, но тогда я сам был ещё неофитом и мог не заметить каких-то очень важных свойств его личности. Образ батюшки и сейчас  важен для нашей семьи, в которой появилось восемь детей. Светлая ему память!

    


Рецензии