Фронтовики

Нет нужды говорить о том, что война пронеслась по стране страшным бедствием, затронув каждую семью. Родители вспоминали о ней, как о времени тяжёлого, неустанного труда, недоедания, неподъёмных налогов, налагаемых государством на сельчан, по большей части натуральных, сдавать которые было нужно вне зависимости от наличия конкретной живности в личном хозяйстве. Покупай у соседей, но сдавай.Хорошо помню слова матери, - Мы поклялись никогда больше не работать в этот день – День Победы. Помню фронтовиков, скромно цеплявших награды на повседневные пиджаки в этот день. Не было у них выходных костюмов. Помню их скупые рассказы о войне без всякого пафоса, нередко покрывая горечь воспоминаний отборным матом.
- Представляешь, Серёга, - говорил мне один из них, шестнадцатилетнему парню, - меня в 43-м призвали. Дошли мы до победы и ещё два года в Германии стояли. В 47-м нас демобилизовали, так вот ведь уроды, мать их етти, погнали нас пешком, походным маршем до самой нашей границы. Дескать – пусть все видят воинов-победителей.
А дядя мой родной, десантник, имевший несколько боевых орденов, высокий и светло-рыжий, сам похожий на истинного арийца, вообще все разговоры про войну переводил на другие темы, отшучиваясь со смешками.А любил он вспоминать курьёзный случай, произошедший с ним  после демобилизации. Ещё в военной форме, отправились они с младшим братом в другое село на противоположном берегу Тобола. На мосту, который был недалеко от Карбан, татарского села, им встретился Хамит Неатбаков, Герой Советского союза. Увидев дядю в форме, разговорился с ними, а после и заспорили: сможет ли дядя выпить бутылку водки не отрываясь.
- Так что, он хоть и герой, но и мы, десантники, не лыком шиты. Выпил я эту бутылку в один присест – молодой был. Потом, правда, развезло, дело-то летом было.
Я верил рассказу. Сам видел, как однажды дядя Митрей из нашего села проделал это. Мне было лет одиннадцать, середина 60-х. тогда ещё в местное сельпо иногда завозили спирт.В этом возрасте я уже понимал, как действует алкоголь, и как его употребляют. Дядя Митрей, с одной ногой, на костылях, вышел из магазина, держа в руке чекушку спирта. Зубами сдёрнув крышечку, запрокинул голову и влил содержимое бутылки в горло, не глотая. Бросив пустую бутылку в ящик, поковылял на костылях к дому.
Теперь в селе фронтовиков в живых не осталось.
Вечная им память.
04.05.2018


Рецензии
Хорошая подача. Живые воспоминания людей всегда интересны, а изложенные в простой и вместе с тем увлекательной форме - бесценны, ибо позволяют не просто узнать крупицу нового, но прочувствовать нечто ранее неизведанное, получить эмоциональный опыт другого человека. Ждём новых историй.

Ремье Соло   04.05.2018 22:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Ремье.

Сергей Шешуков   05.05.2018 04:50   Заявить о нарушении