Глава 5

Мы- поколение последних комсомольцев.
Как бы кто не относился к т.н. советскому периоду - это наша история, наше прошлое. И, как во всяком прошлом, здесь есть, как плохое, так и хорошее.
Наше детство было счастливым, может быть еще и потому, что наши мечты и желания значительно превышали возможности их исполнения. А еще безбожно-коммуниистическая идеология сыграла с собой неожиданно-фатальную шутку: представляя себя, как материализм, она призывала умирать за идеалы. А наличие этих "идеалов" делало коммунизм чем-то добрым и конструктивным.
В пору своего "книжного" детства я верил в коммунизм, как добрую и светлую неизбежность. Более того, я был уверен, что как первобытно-общинный строй со временем пришел к строю рабовладельческому, то и социализм, как новообщинный строй, благодаря научно-техническому прогрессу, перерастёт в коммунизм, как строй роботовладельческий.
...Моя вера в коммунизм растает тогда, когда я, будучи студентом третьего курса пединститута, впервые прочту "Манифест коммунистической партии". Правда, до того момента я  данный документ  раз 17 законспектировал сам и, даже несколько раз, сумел научить других премудрости конспектирования марксистско-ленинских первоисточников, но после публикации в журнале " Родина" статьи В. Солоухина "Читая Ленина" я был настолько возмущен, что журнал читать не стал, а пошел в библиотеку и, взяв первый том трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, прочитал "Манифест..."
 Оказалось, что ничего подобного моим детским представлениям, основатели коммунизма не говорили и не предлагали. Зато многое из того, за что справедливо обвиняли их последователей, как за перекосы и уклоны - на самом деле декларированы "Манифестом...", как неотъемлемая составляющая коммунизма.
Но это будет позже. А пока...
... Пока наше поколение были октябрятами, пионерами, комсомольцами. Себя воспринимали  строителями коммунизма, но при этом усваивали те добродетели, что более свойственны христианству: нестяжательность, самоотверженность, трудолюбие, готовность душу свою полагать за друзей своих... Павка Корчагин, пионеры-герои, Зоя Космодемьянская, Гуля Королёва, Тимур и его команда -  для нас были образцами для подражания, а в идеологические тонкости никто вникать и не пытался. Зато мы с пелёнок на этих примерах впитывали в сердца, что в "жизни всегда есть место подвигу".
   Я рад тому, что когда-то был октябренком, пионером, комсомольцем. В мое время - 70 - 80 годы 20 века - детско-юношеские организации не были политизированы. А комсомол чаще всего воспринимался, как некая "путевка в жизнь", ступенька в карьере...
 В комсомоле я разочаровался чуть раньше, чем в коммунизме. Свою учетно-послужную карточку выбросил, после того, как уволился из армии. Причина была проста и банальна: в армии я был комсоргом самого крупного подразделения в части - батареи управления. Благодаря горбачевской перестройке мне, как комсоргу, удалось организовать несколько "новаторских" мероприятий по "демократизации армейского быта", но вместо наград и благодарностей от командования я получил "нагоняй" от НачПО за то, что не пишу докладные по "неуставным взаимоотношениям". В итоге - обида на офицера, разочарование в комсомоле и тихий, почти незаметный выход из данной организации.

... Сейчас, через 25 священнослужения, я вижу, что в Церковь приходят совсем другие люди. Возможно, они не хуже и, даже может быть - не лучше нас. Они просто другие. Их детство пришлось на то время, когда родители "тряслись" за каждую копейку, а учителя не призывали к самоотверженному служению, но не стеснялись ходить на забастовки, а свой труд всё более и более воспринимали, как" предоставление образовательных услуг"...
... А мы - мы были октябрятами, пионерами, комсомольцами. Мы  учились "раньше думать о Родине, а потом - о себе".
И для многих из нас эти порождения уродливой коммунистической идеологии неожиданно стали школой, в которой мы учились быть православными.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/05/04/447


Рецензии