Глава 6

Если бы кто-нибудь, хотя бы за год до того, как я стал священником, сказал мне, что со мной случится такой поворот – наверное, с тем человеком я бы крепко поссорился.
…После того, как мое безбожие рухнуло, произошло еще несколько событий. Я отслужил в армии, окончил третий курс института, главное – женился, а перед этим крестился. Принять Крещение пришлось, потому что, делая предложение своей избраннице я, не подумав, упомянул про венчание. На что услышал что «сначала будем венчаться, а потом – регистрироваться!» Таким образом, к Таинству Крещения я подошел не в результате обстоятельной и ответственной подготовки, а «на скорую руку». Тем более что тогда, в 1990 году, народ «валом повалил» креститься и одновременно на Крещение записывались по несколько десятков человек. Когда я пошел креститься в первый раз – то даже не достоял очередь до окошечка «кассы», где записывали на крещение – народу в храме было – не протолкнуться. В итоге, чуть не сорвалась намеченная свадьба. Однако, моя невеста, которая к тому времени уже была в храме «своим человеком» – оказалось, что она "тайнообразующе" пару лет пела на клиросе – так она договорилась, чтобы меня «покрестили» в один из седмичных дней. В итоге, за четыре дня до венчания, в среду, надо мною было совершено Таинство Крещения. И опять мне повезло, потому что со мной крестилось еще всего лишь два человека, а батюшка не спешил и провел с нами предварительную беседу о соблюдении заповедей. Надо сказать, что его слова как-то коснулись моей души, но, даже приняв Крещение, я не стал христианином. Т.е. моя жизнь, в основном, осталась прежней, а главное – в ней не было места Церкви. Хотя Богу уже какое-то место определялось.
…Было венчание, и опять-таки, напутственное слово священника перед этим Таинством сыграло свою добрую роль. До женитьбы я считал, что у настоящего мужчины должна быть жена для жизни и любовница для развлечений, а тут услышал, что нашу семью ни кто и ни что не сможет разрушить, кроме нас самих. Но даже малая измена может стать причиной того, что Господь отнимет от нас Свою благодать. То, что в венчании Господь благословил нас – для меня стало очевидным сразу. Поэтому я постарался, как можно скорее, отказаться от своего глупого, холостяцкого утверждения.
И всё-таки становиться священником, или хотя бы человеком церковным, прихожанином - я не собирался, даже в самом наи-фантастическом сне.
Кстати, о снах. Снам я не верил с детства. Не верю и сейчас. А тогда, в поздней юности, меня неимоверно раздражало, если кто-то начинал при мне истолковывать свои сновидения. Но на пути к воцерковлению именно сон сыграл весьма важную роль.
Но обо всем по порядку.
Итак, я женился и действительно встретил свою "половинку". И может быть, впервые в жизни ощутил то, что называется счастьем. Убежден, что это русское слово происходит от выражения «со-частите», т.е. встреча разрозненных частей, соединение их. Словами не передать, какую радость мы пережили в первый год нашей совместной жизни! И только один момент немножко омрачал наше счастье: моя жена ходила в церковь, а я возмущался этим. Ладно бы, если бы она была какая-нибудь безграмотная колхозница, а тут – студентка-отличница, ленинская стипендиатка, член комитета комсомола института – и ходит в церковь, где молится, как какая-нибудь «тёмная бабка»! И даже я был готов смириться с тем, что она поет на клиросе – все-таки, это может быть интересным, да и я слышал, что где-то за это деньги платят, хотя ей их не платили... К тому же дома особой церковности заметно не было: было несколько икон, так во многих домах иконы тоже стояли, это же в некоторой мере модно; молится Богу её мама – так и пусть молится – она же, хотя и человек не старый, но ооочень больной, более двадцати лет страдает от полиартрита. Больной женщине можно и помолиться. Но моя-то супруга – дома не молится, постов не соблюдает, платок не носит, тогда зачем в церковь ходит???
Этот вопрос доконал меня настолько, что мы стали ссорится. Я её не отпускал в храм, а она – все равно туда ходила. В итоге, наша счастливая семья оказалась в состоянии кризиса, и что-то надо было решать.
Вот тут-то меня и посетил сон. Не могу сказать, однажды он снился мне, или многократно, в одну ночь, или в несколько ночей подряд, но я видел белый Храм с низкой папертью. Обливаясь слезами, я на коленях полз внутрь. Из интерьера помню полумрак, сводчатый потолок и икона Божией Матери. Богородица смотрела на меня глазами полными печали, я полз к этой иконе и знал, что сейчас должно произойти что-то безмерно важное и…просыпался.
Просыпаясь на мокрой от слёз подушке, я долго не мог понять, где сон, а где явь. Происшедшее во сне было настолько волнительным, что я и наяву потерял покой. Мне казалось, что сон должен продлиться, а я обязательно должен узнать, что же там такое произойдет. Но сон не повторялся. А если и повторялся, то закачивался на том же месте, что и предыдущий.
...В середине октября я поехал на выходные к родителям в деревню. Вечером был в гостях у старшей сестры и когда, форсируя непролазную грязь во мраке осенней ночи, возвращался в родительский дом – то пережил какое-то состояние унылой безысходности. Уснул усталый и раздраженный, а проснулся от чудесного света, заливающего комнату: за ночь выпал снег, а к утру небо прояснилось и унылый, осенний пейзаж, как по волшебству, сменился царственной мантией первого снега искрящегося в лучах восходящего солнца. А я внезапно для себя подумал: «Матерь Божия укрыла землю Покровом!» В комнату вошла моя мама, и сказала: «Проснулся! С праздником тебя, с Покровом Пресвятой Богородицы!»
…Мало того, что для меня неожиданной была моя первая мысль, так и мама раньше не поздравляла меня с церковными праздниками, а здесь всё совпало…
Днём мне нужно было возвращаться в город, в котором я учился, и где мы жили с супругой. Можно было поехать по "дальней" дороге, через г. Бийск, но я решил поехать более коротким путем, с пересадкой в райцентре. Автобус, проходящий через деревню, приходил за час с небольшим до отправления следующего до города, но попасть на него было непросто. Он считался междугородним, и если на пригородных маршрутах, в тех же ПАЗиках можно было ехать стоя – на междугородний надо было покупать билет. Правда, иногда попадались «добрые водители» и забирали всех безбилетников.
…Еду до райцентра с двумя огромными сумками, и понимаю, что шансов добраться до места назначения – почти нет. Потому что со мной в автобусе полно тех, кому нужно ехать туда же, как и мне. И тут меня посещает «благая мысль»: я начинаю молиться. Как-то так уже было – я молился в автобусе. Но тогда ситуация была другой. Тогда я бросал курить, вернее- практически бросил, т.е. не курил пару недель. Но тут пришлось ехать через Бийский вокзал, а он для меня был особенным: именно там, я, будучи тринадцатилетним пацаном, впервые закурил открыто. И с тех пор, как только приезжал в Бийск – желание закурить просто вспыхивало, и я обязательно покупал сигареты. В тот раз, когда я впервые некурящим подъезжал к Бийскому вокзалу, во мне тоже возникло непреодолимое желание затянуться табачным дымом. И тогда я начал читать, «про себя» молитву «Отче наш…», делая ударение на «но избави нас от лукавого».
…А теперь я даже не столько молился, сколько торговался с Богом. С полным пониманием того, что Бог меня слышит, я говорил в себе: «Господи! Ты все можешь! Видишь мои огромные сумки? И знаешь, что денег у меня – «в обрез»… Сделай так, чтобы я сегодня уехал домой. И если сделаешь – я пойду в церковь!»
Произнеся эти слова, я начал анализировать и просчитывать свои шансы:
Первое: надеяться на то, что мне достанется билет «на блюдечке с голубой каемочкой» - глупо;
Второе: если я успею выбежать первым и в числе первых доберусь до кассы – то, возможно уеду. Но я сижу на заднем сиденье, и смогу добежать первым, только если отроют заднюю дверь;
Третье: если я не куплю билет, но может быть подъедет «добрый» водитель – я уеду. Но если будет "не добрый" - то я даже не знаю, что мне делать: денег на дорогу в объезд у меня просто нет...
...На подходе к вокзалу у выхода в переднюю дверь собралось немало пассажиров. Я же «нагло» стал у задней двери, которую водитель открыл далеко не сразу. :(
…Отстояв очередь у кассы я стал свидетелем того, как последний билет на "мой автобус" был куплен за два человека до меня :(
… Подошел «мой» автобус и я сразу «узнал» водителя: из всех вариантов – это был самый наихудший. Мало того, что сам по себе он был весьма неприятный «тип», так еще свой мерзкий характер оправдывал требованиями закона – больше чем по местам он никогда, никого не брал.
...В этот момент я даже дерзнул упрекнуть Бога за то, что все так плохо…
Началась посадка. Счастливые обладатели билетов занимали свои места, а несчастные безбилетники униженно поглядывали на водителя, как на вершителя судеб! А уж он упивался своей властью! Как какой-то царь-король он стоял в дверях и свысока рассматривал "людишек" - дело было в том, что кто-то не прибыл ко времени отправления и одно место в автобусе оказалось пустым. Бабульки-путешественницы жалостливо умоляли проявить снисхождение, а я же и не пытался лезть в толпу, но стоял немножко в стороне и потихоньку «закипал». Когда в очередной раз наш "вершитель судеб" грубо оттолкнул какую-то бабуленцию – меня «взорвало». Я что-то крикнул ему вроде того, что «Шеф, ну что ты ломаешься, как девка продажная! Ты или уезжай, или забирай нас. Но мы-то тебе деньги готовы заплатить»! – как вдруг нашего неумолимого  автобусника, будто подменили. Он, как-то неожиданно для себя, сказал: «Быстро заходите!» и отодвинулся в сторону. Позже, когда почти вся толпа "всосётся в "ПАЗик" "Шеф" придет в себя, грубо закроет дверь перед носом пары-тройки зазевавшихся пассажиров и с матерной бранью помчится в сторону Горно-Алтайска. Но к этому моменту я буду уже внутри автобуса ехать и до конца не верить тому, что еду домой, к жене...
Большая часть пассажиров выйдет по дороге, в деревнях. Так что до конца я доеду даже сидя на месте. Буду ехать и размышлять о том, что же такое произошло? Ведь, получается, Господь Бог принял мои правила игры! Но при этом Он эту игру разыграл по Своим нотам: я не только доехал до дома, но и при этом мне было неоднократно показано , что собственных, естественных шансов у меня практически не было. Только Его Милость и могущество! Конечно, я мог в очередной раз не поверить, но, честно горя, уже устал "идти против рожна"...
А тут еще пришла мысль: а жена, зачем она ходит в церковь? Может, я что-то не понимаю? Или же не понимает она? Надо в этом разобраться.
Поэтому, приехав домой и выбрав удачный момент, я набрался смелости и предложил ей вместе пойти в храм. Тогда, когда она сочтет нужным.
...До моей иерейской хиротонии оставалось чуть больше восьми месяцев…


PS На иллюстрации: примерно такой храм я видел в том, памятном сне; Это тот храм, в котором я служу, почти двадцать лет. Только разместив фото на данной странице я с удивлением и страхом заметил это сходство...

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/05/04/453


Рецензии