Мукомол

Мой первый рейс на БМРТ «Мамин Сибиряк» был  коротким - в Баренцево море. И вспоминается бородатый дикарь – отец солиста на большом барабане духового оркестра "Мурманского мореходного училища имени Ивана Месяцева". Звали сына Борисом, и он был с утиным носом завзятого боксера - чемпиона Мурманска или Мурманской области. Обучался он на механическом отделении. Борис разбил силой своего удара с правой руки импортный барабан нашего прославленного духового оркестра. По иронии судьбы, впоследствии меня постигнет судьба Бориса - я стану барабанщиком нашего духового оркестра.
Отец Бориса - Михаил Лускалов, был на БМРТ - МУКОМОЛОМ!.. Это надо знать, кто такой мукомол на рыбофабрике. Пьяницами все они были отчаянными. Как увидел я его, вспомнил  тургеневского Дикого барина из сборника рассказов «Записки охотника».  Однако Лускалов когда-то ходил с нашим капитаном ещё на угольном рыбном траулере, еще в послевоенные годы, когда наш кэп был молодым штурманом.  Говоря современным языком, капитан его "крышевал". А мукомол пользовался этим.
А дело обстояло весьма печально для экипажа. Пока мукомол Миша не выпивал весь доступный ему одеколон, а он умудрился брать для себя целый блок - 10 флаконов, р ы б о ф а б р и к а  в этот период н е  р а б о т а л а!.. А это ощутимый урон для судового (его величества) – денежного ПАЯ.   Куда же шли отходы, головы, кишки и плавники?.. ЗА БОРТ!..
Вот его застраивают технолог, старпом и помполит. Разговаривать они умеют, поминая все бомбрамсели, кухтыли и бобинсы заодно. Дело заканчивается тем, что закрывают матросы Мукомола на замок в своей мукомолке, и он начинает гнать валютную продукцию, которая валом шла в Сирию. Пищу подавали ему в небольшое окошко, которое проделал судовой сварщик в стальной стенке его богадельни.
Однажды он совершает невозможное - вылезает из свой мучной установки. Подгадал момент, когда моряки рыбофабрики вышли на корму покурить, и подходит ко мне - я не курил. Как я его увидел, подумал, что это черт вылез из люка мукомолки. Сатана посмотрел на меня полубезумными глазами и хрипло произнес:
 - Студент, у тебя «Шипр» имеется?!..
Студентом меня прозвал наш судовой авторитет - старший матрос Жора. От зависти, что в свое время он не поступил в нашу мореходку. А тут  "какие – то студенты" будут вскоре штурманами... Унизительный контекст был связан с фильмом Леонида Гайдая "Операция Ы", в котором Студента играл Александр Демьяненко. Я уже был обученным матросом, и был в курсе дела, и недуга дяди Миши в том числе. Отрицательно мотаю в ответ головой.
Проходит несколько дней. И ситуация повторяется. Тогда Мукомол решает отомстить всему экипажу. Он «упускает" рыбу, то есть во-время не загружает рыбное сырье в бункер мукомольной установки. Из мукомолки валит густой дым и пар. И пошла по кораблю нестерпимая ВОНЬ!.. ВОНИЩА!..  До той поры, такого противного запаха я не нюхивал, ни под каким предлогом, и даже по принуждению. Что-то превосходящее трупные запахи и вонь привокзального провинциального туалета, если бы туда какали акулы, кашалоты и рыбы!..
Фабрика наша мигом опустела. Все побежали, кто на бак, а кто и на корму. Было желание взлезть на мачту. Матросы костерят мукомола. Мы с "Рыжей" - студенткой Архангельского рыбного техникума, думаем спрятаться в каюте, что и делаем со скоростью торпеды. Однако подлый запах проникает во все, даже невидимые глазом, щели.
Проходит немало времени, прежде чем фабрика смогла заработать. Каким образом я остался в одиночестве, не помню. Наверно, остальная братва пошла, чертыхаясь немилосердно, покурить на палубу. А я забываю о диком Мукомоле. Вдруг из-под палубы возникает грозный Миша Лускалов. Небритый разбойник, обросший густой щетиной.
 – Студент! – заводит он свою мукомольную песню. – Неси, мать, перемать, свой одеколон!..
– Слышишь, ты, – отвечаю я. – Одеколонщик, зае..л ты всех своим «Шипром». Когда эта вонь кишечная прекратится?!..
И что вы думаете, этот мукомол – Миша, взревев в бешенстве («…какой-то тут «Студент» кухтылями гремит»?!..), он, со всей дури, швыряет в меня тяжеленный «крокодил» - универсальный корабельный ключ. Каким чудом я увернулся от этого чудовищного удара железного монстра, не ведаю. "Крокодил" со страшной силой и гулом ударяется за моей спиной о стальную переборку фабрики!.. Мукомол исчезает в люке своей адской мыловарни. А я, находясь в полной растерянности, в очередной раз  начинаю понимать, что получить диплом штурмана дальнего плавания - это не в сказку попасть…
Проходит время. Мы набиваем полные трюмы рыбой. И БМРТ «Писатель Мамин-Сибиряк"» идет на швартовку к плавбазе, типа «Даурия». Пятерых матросов, и меня в том числе, перебрасывают в специальной люльке  на плавбазу, чтобы мы складировали в трюме собственную мороженую рыбу… Закончив работу, мы дефилируем по шкафуту. Продрогнув, я захожу в тамбур верхней палубы. И нос к носу сталкиваюсь с Мукомолом.
Дикарь радостно бросается ко мне и заключает в свои объятия, дурно пахнущие одеколоном. Помимо устойчивого зловония муковарни, от него исходит терпкий запах «Тройного» одеколона.
– Борька, – сует он мне «фунфырик». – Давай мириться. Мой сын, курсант – механического отделения мореходки, тоже – Борька!..
Я вспоминаю тяжелые кулаки и челюсть нашей боксерской знаменитости. И на секунду обмякаю.
 – Ни под каким предлогом! – все же отказываюсь я от угощения.
Мукомол улавливает мое секундное замешательство. Он начинает пропагандировать питие одеколона:
– Подавали бы в ресторане, к примеру -  «Арктика», из буфета одеколон. Я бы пил только его!.. Люди – дураки, не понимают, какой это приятный и полезный для здоровья напиток... Сколько людей, я знаю моряков, которые излечили тяжелые заболевания, даже рак, благодаря святому напитку «Тройной»?!..
Этот его монолог «рыбного Чацкого» чередуется тычками флаконом в область моего рта. – Хочешь, на колени встану?! – умоляет он.
А здоровенным он был - козел. Сгребает меня в охапку. И в приливе отцовской пьяной любви успевает влить мне в рот несколько граммов одеколона. Плевался я весь остаток того злосчастного дня, даже от мизерной дозы. Однако Миша - Мукомол, после инцидента на плавбазе "Маточкин шар", записывает меня в список лучших друзей - одеколонщиков
С тех счастливых дней моей юности прошло 44 года. И когда я вижу одеколон, мне вспоминается всегда тот своеобразный разбойник - Мукомол. Особенно - его необычайно дикое, но счастливое лицо - это Миша разжился у старинного кореша с плавбазы флаконом "Тройного" одеколона. Выглядел он, как английский фанат футбольного клуба "Манчестер Юнайтед", после победы в Лиге чемпионов!..


Рецензии