Дед Васо

Нет большего мучения, как о поре счастливой вспоминать.
Данте Алигьери

В одном из тихих глубинок Армении у подножия Памбакского хребта жил одинокий дед Васак - ветеран Великой Отечественной войны. Все звали его коротко Васо. Несмотря на преклонный возраст, Васо всегда выделялся своей опрятностью, носил тёмные брюки и светло-коричневый пиджак, на котором наглядно висели его заслуженные награды, старательно брился старой электробритвой «Харьков», следил за обувью. На постаревшем лице продолжали светиться печально-улыбчивые глаза, ну а благодаря красивым, симпатичным усам, Васо походил на полководца Андраника Озаняна. Его часто можно было увидеть сидящим на лавке под высоким дубом недалеко от дома. Он задумчиво курил «Приму» и, одной рукой упершись на трость, грустно всматривался вдаль. Было такое впечатление, что старик кого-то ждёт. Сидел, сидел часами, потом немного прогуливался и отчаянно возвращался домой. Так несколько раз в день. Иногда умудрялся добираться до сельской автостанции, и теперь там сидел и ждал, вглядываясь в лицо каждого пассажира, спускающегося из оранжевого «ПАЗа». Его могли отвлечь лишь сидящие рядом мужики, предлагая сыграть в шахматы или нарды. Местные жители, видимо, знали о проблеме деда Васо, но я - пришелец из шумного города, разумеется, пока ещё нет. Мне было грустно наблюдать за этим высокоуважаемым старцем, видевшим и перенёсшим ужасы страшной войны, и однажды не стерпел. Решил подойти к ветерану, побеседовать и, если удастся, всё узнать. Может, чем-то и смогу помочь.

- Дед Васо, а что это за медаль? - полюбопытствовал я, указывая на одну неизвестную мне награду, прикреплённую на его пиджаке.
- За отвагу на пожаре ! Я спасал людей из горящего дома в Севастополе ! - нерадостно отозвался Васо.
Тут ветеран стянул назад рукав пиджака и обратил моё внимание на следы ожогов:
- Видишь всё это? Моя рука горела, но я успел вынести последнего человека.
Да, представляю себе, как это могло выглядеть в те страшные дни. Но человек, спасающий жизни, достоин самой высокой чести.
- А кем вы были на войне, дед Васо? - решил отвлечь я старика от неприятных воспоминаний.- В какой дивизии служили?
- Слышал про Таманскую дивизию? - спросил ветеран, доставая из кармана пиджака бесфильтровую «Приму» и засовывая её в трубку.
- Конечно ! Кто ж не знает её? - с гордостью воскликнул я.
- Восемьдесят девятая армянская стрелковая дивизия ! В ней и остался до конца войны. Начали войну на Кавказе, закончили - в Берлине штурмом Рейхстага.
- А знаменитое кочари* вы танцевали после победы, дед Васо?
- Кочари? - переспросил старик, видимо, от того, что плохо слышал, но потом мило улыбнулся и ответил. - Нет, кочари я не танцевал, но друзья потом рассказывали, как армяне веселились у разрушенных стен Рейхстага вместе с русскими сотоварищами.

Я всё не решался спросить у деда, почему он до сих пор живёт один. Что, неужели ни жены, ни детей? Знал только, что за ним ухаживает племянница - дочь младшей сестры из соседнего селения. Два раза в неделю она навещала его, готовила, стирала и в тот же день последним автобусом возвращалась назад. Но в это время старик бросил выкуренную сигарету в мусорное ведро рядом с лавкой и сам обратился ко мне:
- Слушай, вот ты парень из города. Ножи моего бритвенного станка отупели, а здесь не могу достать новые. Может, в городе есть?
- В городе всё есть. Хотите в следующий раз, когда приеду, принесу вам новый, современный станок?
- Нет ! - сухо отрезал дед Васо. - Ни в коем случае ! Лучше советских ничего нет ! Мой «Харьков» уже десять с лишним лет без перебоев работает. А что эти зарубежные? Два-три раза применишь - ломаются.
- Хорошо ! Но вы должны дать мне хотя бы одно лезвие, чтобы я смог подобрать точно такое же, - пояснил я.
- Отдам ! - порадовался старый ветеран.

***

В следующий раз я приехал в деревню через пять дней и принёс для деда Васо маленькую коробочку лезвий для его электробритвы «Харьков». Правду сказать, я их с трудом достал. В наше время уже почти невозможно найти запчасти советской техники, но иногда, к счастью, попадаются люди, выставляющие на продажу свои старые, сохранившиеся вещи от покрытых ржавчиной угольных утюгов, до вот таких мелких деталей.

- Ай, молодец ! - порадовался дед Васо, когда я вручил ему коробку с лезвиями. - Сколько я тебе должен?
- Дед, ну что вы? - заволновался я. - Какие деньги? Для таких, как вы, мне ничего не жалко ! Это благодаря вам мы сейчас спокойно живём в этом мире.
Ветеран приветливо похлопал мне по плечу в знак благодарности и, забирая лезвия, посоветовал:
- Эх, сынок ! Вижу как вы живёте спокойно ! Мы-то гибли на фронтах, но души наши живы оставались. А сейчас-то, люди души свои губят. Не осталось ничего совестного. Куда ни глянь - всюду безобразие. Мужчины и женщины теряют свой облик !

И тут я понял, что сейчас самый подходящий момент разузнать о причине одиночества старика. Я собрался с духом и начал:
- Дед Васо, я всегда хотел спросить, но стеснялся. Вы никогда не были женаты?
При этом я заметил, как лицо у старика стало печальным, но вскоре он холодновато улыбнулся и лишь вымолвил:
- Не успел !
- Как это не успели? - изумился я.
- Приготовь мне кофе ! - попросил ветеран, усаживаясь на стул у кухонного стола.
Я начал готовить для деда кофе, как он попросил, и ещё раз повторил свой вопрос. Только тогда ветеран закурил сигарету и открылся мне:
- Любил я одну девушку. Ну...как сказать тебе? Ни есть, ни пить, а поставить перед собой и только любоваться. Моя синеглазая Люся !
- Русская?
- Да ! Из Рязани отправили к нам помогать врачам. На неё многие солдаты посматривали, но почему-то именно я ей симпатизировал.
- Почему это?
- Я тоже спрашивал об этом, но Люся сама не знала ответа. Просто нравился и всё !
- А что случилось потом?
Вдруг, сделав глоток кофе, старик намочил глаза, и, сдерживаясь как бы не зарыдать, вымолвил:
- Потерял я её !
- Как это? Расскажете?

Васо достал из кармана пиджака платок, вытер глаза и затем продолжил:
- При обороне Севастополя фрицы сильно ранили меня в правую ногу и лёгкие. Я до сих пор ношу вражеские осколки в себе. Наши врачи сказали, что ногу смогут вылечить, а вот для лёгких не хватает средств: потребуется сложная операция, поэтому и меня перевели в военный госпиталь. Но все осколки даже в госпитале не сумели извлечь. Когда я встал уже на ноги, меня снова отправили в дивизию. Врачи хотели комиссовать меня, но я настоял, что не смогу бросить товарищей, поехать домой и спокойно отсиживаться в тылу в то время, как они будут сражаться. Вернулся и вдруг узнал, что Люсю тоже перевели. Кто-то сказал, что она попала в Прагу, и я понадеялся, что обязательно встретимся, но...Но вот жду её до сих пор !
Я слушал деда, чуть ли не затаив дыхание: его рассказ сильно тронул меня, но хотелось узнать побольше.

- Неужели она вам ни разу не написала, если так любила?
Вдруг Васо, что-то вспомнив, встал с места и покачиваясь подошёл к старомодному серванту. Затем он открыл дверь его нижней полки, достал оттуда кожаную сумку, порылся в ней и, выбрав какой-то конверт, вернулся снова ко мне.
- Вот ! Это единственное письмо от Люси, - печально произнёс старик, вынимая из конверта пожелтевший от времени листок. - Я храню его, как зеницу ока !
Я взглянул на лист и попросил Васо:
- Дед, а можно я прочту?
- И так придётся ! Я плохо вижу буквы, - ответил ветеран и дрожащей рукой протянул мне листок. - Прочитай громко ! Хочу всё услышать !
Осторожно развернув лист, я вгляделся в аккуратный женский почерк поставленный синими чернилами, сосредоточился и стал вслух читать:

«Здравствуй, милый Васо ! Пишу тебе из Праги. Когда узнала, что ты ранен, много плакала, беспокоилась. Очень надеюсь, что ты уже поправился. А у нас вторые сутки идут ожесточённые бои. Не успеваю перевязать одного, как приносят другого раненого. Знаю, любимый, ты переживаешь из-за моего ухода, но ведь от меня ничего не зависит. Я медсестра. Сегодня в одном месте, а завтра могут отправить в другое. Дай Бог, чтобы это письмо дошло к тебе и ты узнал, что со мной всё в порядке. Напишешь как ты, где сейчас, как здоровье? А главное, надейся и жди ! Война скоро закончится, и мы снова встретимся, Васо. Буду ждать твоего ответа. Не говорю тебе прощай ! Твоя Люся».
Прага. 08/05/1945 г.


Закончив читать, я взглянул на деда и увидел, что он безмолвно рыдает. Мне стало жалко старика. Хотелось как-то утешить его.
- И вы написали ей ответ?
Васо в очередной раз вытер слёзы и, забирая письмо обратно, ответил:
- В тот же день, но больше от Люси я ничего не получил. Она же писала, что не прощается со мной ! Вот и жду её каждый божий день.
      Так вот, оказывается, кого старик ждал на лавочке ! Единственную и неповторимую любовь - синеглазую Люсю из Рязани. После неё он никого больше не смог полюбить. Предпочёл остаться один, так как никого кроме Люси рядом с собой не видел. Но я-то понимал, что жизнь Люси, возможно, внезапно оборвалась всего за один день до провозглашения победы, иначе после окончания  войны они обязательно встретились бы. Любящие сердца везде и всегда найдут друг друга, что бы там не случилось и сколько бы времени не прошло. Разве это не так? А вот дед Васо никак не хотел поверить в это, и продолжал безнадёжно ждать её. А может, правильно и делал? Может, скоро они и встретятся? Встретятся там, где нет войны, боли, плача, голода, ненависти и нацизма...

04.05.2018 г.

* кочари - древний армянский народный танец победы.


Рецензии
Здравствуйте,Грачье! Какая трогательная и печальная история. Война много горя принесла людям. Наш отец погиб перед самой Победой. Они вместе с мамой воевали и мы с сестрой двойняшкой остались без отца. Творческих успехов! С уважением, Вера.

Вера Мартиросян   03.09.2019 23:24     Заявить о нарушении
Светлой памяти Вашему отцу, Вера ! Мой дед тоже был ветераном ВОВ, а этот мой скромный рассказ всего лишь один из тысячи подобных историй. Благодарю за отзыв, и Вам творческих успехов !

Грачья Саркисян   04.09.2019 18:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.