Ек. 4, 13-16 Суета неблагодарности

(из конспекта разбора)

Разбирая эти четыре стиха, можно потратить уйму времени на расшифровку сюжета. Сколько в истории персонажей? Похоже, что два. Юноша и старик-царь. Потом неожиданно появляется еще один юноша и надо выяснять, о котором из персонажей речь. В комментариях есть самые разные реконструкции истории, ее относят и к перипетиям отношений Давида с Саулом, и к Иосифу, вышедшему из темницы практически на царство, и к некоторым другим ветхозаветным героям.

Ближе всего подходит история Давида. До определенного момента подходит. Давид тоже был бедным, но умным юношей, на дороге которого встал старый, но неразумный царь, который не умел принимать советы (того же Самуила). Но начиная с 14 стиха идут натяжки. Темницей придется назвать, например, пещеры или вообще преследования, которым Давида подверг Саул. Но как объяснить 15-й стих, где один юноша занимает место другого? И что это за «позднейшие», которые «не порадуются им»?

Предлагаю следующую реконструкцию сюжета, не привязывая ее ни к каким библейским историям. Думаю, что здесь не пересказана конкретная история, но показан общий принцип, повторяющийся при разных правителях, причем не только правителях стран, но вообще касающийся руководителей.

В 13-м стихе мы видим, что возраст и власть не гарантируют мудрость и успех. 14-й стих, возможно, не про бедного юношу, а про молодость старого царя, упомянутого в предыдущем стихе. Хотя он когда-то был успешным, но сейчас потерял ориентацию в политической ситуации. 15-й стих: другой юноша – это юноша из 13-го стиха. Он другой, потому что перед этим упоминается царь в 14-м стихе, который был когда-то тоже юношей. Если слово «выйдет» в 14-м стихе, стоящее в будущем времени, отнести к прошедшему времени, т.е. к молодости нынешнего царя, то история сразу станет понятнее. Тем более местоимение «тот» в 14-м стихе разумно отнести к последнему упомянутому персонажу, а им как раз старик и является.

Кстати, почему бедный юноша умен? Возможно, в стихе есть противопоставление: юноша умный, а старый неразумный царь не умеет принимать советы. Может быть, он умный потому, что принимает советы. Но это так, предположение.

И теперь ключевой, на мой взгляд, вопрос. Если суета – это кривизна, поломанность мира (см. первую главу), то о какой именно поломке в нашем обществе говорят стихи с 13-го по 16-й? 16-й стих утверждает, что ни об одном, более способном, ни о другом, более глупом правителе, люди помнить не будут. В конечном счете людям важно не то, кто именно доставляет им блага, а важен сам факт наличия у них благ. Это Екклесиаст и называет в этом отрывке суетой и несовершенством мира.

• Египтяне забыли Иосифа и начали угнетать евреев.
• Евреи забыли Давида, и большая часть колен отделилась от Ровоама.

Тогда жить не по суете, вырваться из кольца суеты – это помнить о достойных людях, живших прежде нас и даже живущих в нашем поколении, но сделавших что-то хорошее раньше нас.

Меня когда-то очень растрогала молитва одной выпускницы моего подросткового разбора после ее крещения. Она помолилась вслух во время молитвы благословения о папе и маме, которые помогли ей стать верующими, о тех, кто ей проповедовали, и о тех, кто с ней занимались на разборах и в лагерях. До того момента я от этой группы получал (по моим нынешним воспоминаниям) только поток тяжелых эмоций и проблем. А тут раз – и первая благодарность. Вообще это очень важная и правильная молитва. Она предполагает смирение человека, его признание своей зависимости не только от Бога, но и от людей – от семьи, от церкви. Прочувствованная и осознанно высказанная благодарность свидетельствует о том, что человек занимает правильное положение в мире.

«Поминайте наставников ваших» (Евр.13:7). Это и есть разрыв кольца суеты по нашему тексту: порадоваться предшественникам, почтить их, упомянуть их – в своей молитве и в своих разговорах. Пересказывая чью-то мысль, хорошо упомянуть, чья это мысль. Рассказывая о хороших порядках семьи, подчеркнуть, что это родители установили такие порядки. И так далее.

Если суета – это замкнутость на себе, то размыкание этой замкнутости, когда мы включаем в круг своей жизни большее количество достойных людей и подчеркиваем их значение для нашего становления, помогает тому, чтобы мы думали о себе поменьше или поскромнее.

Я думаю, что этот момент – самый важный в этих четырех стихах. Может быть, поэтому и контуры истории даны так расплывчато, что важны не они, а вывод. Екклесиаст поочередно рассматривает разные кусочки поломанного, погнутого, кривого мира; в этих стихах он сфокусировался на нашем отношении к благодетелям. Когда мы их не вспоминаем добрым словом, не радуемся им, не чтим их – это суета.

02.04.2018


Рецензии