Ек. 4, 17-5, 6 Суета многословия перед Богом
Если книга Екклесиаста была написана Соломоном, то здесь показана удивительная картина. Ведь Соломон построил храм. При жизни его поколения храм наполнила слава Божья, да так, что священники не могли там находиться. Наверняка, все евреи пришли в трепет и благоговение перед Богом.
Прошли годы, может быть, десятки лет. И вот эти люди или их дети стали относиться к храму и служению в нем очень легко или легкомысленно? «Пойдем в храм?» «Пошли». «Принесем жертву?» «Да не вопрос».
Этого вопроса Соломон касается и в книге Притчи: «Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее» (Пр.21:27).
Екклесиаст понимал, что это – ненормально, это – суета. И анализируя тему суеты, изучая мир под солнцем, он разбирает и этот подвид суеты – суета в отношениях с Богом, в поведении в храме.
Причем каталогизируя его, он описывает и главное проявление проблемы, и ее корень. И показывает выход, как он делал это при анализе других подвидов суеты.
Главное проявление проблемы неправильного поведения в храме – многословие. Многословие в молитве, в поспешных обетах, может быть, в разговорах между собой.
Интересно в этой связи рассмотреть второй стих: «Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов». В этом параллелизме сопоставляются множество забот и множество слов. Выходит, подобие есть и на других концах параллелизма, между сновидениями и голосом глупого.
И точно: сновидение – это нечто нереальное, эфемерное, несущественное, быстро забывающееся, не приносящее практической пользы. Таков и голос глупого – поговоришь с таким человеком, он слов скажет много, но эти слова все несущественны, бесполезны, забываются, и от них может остаться впечатление, как от тяжелого сна.
Глупый будто живет во сне, более того, сам глупый – что сон. «Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их» (Пс.73:20).
Сон – это не реальность; представления и слова глупого тоже не соответствуют реальности. Глупый живет в нафантазированном, воображаемом мире, если он и представляет себе Бога, то очень расплывчато и искаженно. В его представлении Бог слушает его многословие и доволен этим.
Против этого говорил и Иисус: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф.6:7).
При этом то, что начинается глупостью, может окончится безумием, т.е. отрицанием Бога: «Слова из уст мудрого - благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его - глупость, а конец речи из уст его – безумие» (Ек.10:12-13). Т.е. это все очень серьезно.
Другими словами, два первых стиха пятой главы и последний стих четвертой главы – о продуманности и немногословности молитвы. Без этого молитва становится суетливой.
Обеты
Один из подвидов много- и пустословия в религиозной сфере – это поспешно данные и не выполняемые обеты.
Что здесь говорится об обетах? Давать обеты не обязательно, но исполнять данный обет обязательно: «Если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» (Вт.23:21-23).
Не стоит давать обет поспешно:
• Суд.11:35 – Иеффай
• 1Цар.14:24 – Саул
«Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать» (Пр.20:25).
«Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному» (Пс.75:12).
Ветхий Завет поощрял давать обеты, но это надо было делать правильно. В Новом Завете примеры обетов встречаются только до окончания эпохи закона и связаны они с иудаизмом.
В первом послании Петра речь не об обещании, а о просьбе (у меня есть об этом старая моя статья, дополненная позднейшими изысканиями). Значение «обещать» у употребленного там греческого слова появилось позже, в первом веке это слово означало «просить». Просьба о доброй совести – это очень по-новозаветному, обещать добрую совесть – это очень по-ветхозаветному.
Лично я выступаю против практики взятия обещаний с крещаемых и сочитываемых. Точнее, для меня это открытый вопрос. Написано в ВЗ, что дать обет и не исполнить его – грех. Про обеты при крещении и бракосочетании заранее известно, что они будут нарушены в ближайшее время. Правильно ли их давать? В чем тогда вообще их смысл? И вообще – входит ли эта ветхозаветная идея в рамки учения о благодати? Благодать – это о том, что Бог дает нам незаслуженное нами. А тут мы беремся что-то Ему обещать. Не возвращаемся ли мы в Ветхий Завет?
Все ведь согласятся, что глупо брать обещания с детей: «Обещай, что больше не будешь баловаться». Ты его запугал, и он сейчас пообещает, а нарушит обещание в тот же день или на завтра. Зачем брать обещания, которые гарантированно будут нарушены? Приучать ребенка к тому, что есть класс пустых слов и не работающих родительских принципов?
И кажется мне очень вероятным, что на более высоком уровне все обстоит точно так же. Ну, пообещал муж любить жену. Через неделю у него вспыхнуло раздражение, он ее обидел словом или поступком. Не сдержал обещание. В чем тогда его смысл? То же с обещанием во время крещения.
В армии клятву берут, но за нарушение клятвы, за измену Родине посадят в тюрьму, расстреляют или депортируют, т.е. навсегда вышлют из страны. А христианам что за нарушение обещаний? Ничего, бремя на совести, недоумение о том, как это работает и привыкание к тому, что в христианстве есть пустые слова и не работающие принципы.
Я считаю практику взятия обещаний не только не полезной, но и вредной – она переводит отношения с Богом из плоскости благодати в плоскость закона.
Уточню: сказанное не касается личных обетов, которые человек дает после взвешенного обдумывания и с серьезной молитвы. У меня нет мнения по поводу этой очень редкой практики. Среди знакомых мне людей, которые давали Богу обет, есть два положительных примера (но у обоих этих людей обет был дан не так давно) и один, скорее, сомнительный.
Но даже положительные примеры вызывают у меня вопросы. Скажем, человек дал Богу обет читать Библию каждый день. Он видит благословение в том, что это накладывает на него дополнительную ответственность, и он считает, что в ответ на это Бог выходит ему навстречу и помогает. Хорошо. Вот я, я обет об этом Богу не давал, но я считаю правильным читать Библию утром и делаю это постоянно с очень редким исключением. И скажу то же самое, что говорит давший обет: я вижу, что Бог помогает мне и благословляет меня. Вопрос: зачем давать обет, если тот же результат достигается и без него? Молитвой, принятием решения и дисциплиной. Не понимаю.
Ангел
В пятом стихе ангел (или посланник) – о священнике, которому поручено было наблюдать за выполнением обетов. В таком же смысле употреблено это слово и в Мал.2:7.
Выход и вывод
В шестом стихе Екклесиаст предлагает средство от суеты – страх Божий: «но ты бойся Бога». Это и вывод всей книги: Ек.12:13.
Екклесиаст учит не тому, чтобы вообще не говорить перед Богом, но тому, чтобы не говорить лишнего, поспешного, пустого, легковесного. И показывает путь к этому. Путь этот не (только и не столько) в самодисциплине и в заучивании правил поведения на святом месте. Путь этот в том, чтобы учиться страху Божьему. Если мы будем бояться Бога, мы не будем говорить лишнего или поспешного перед Ним.
Мне очень запомнились молитвы Томаса Йеттеля. Он молится медленно, с остановками между фразами, полушепотом и таким голосом, что мне кажется, будто он немного улыбается.
Я в последние недели учусь молиться медленнее. Я заметил, что мои молитвы, например, перед выходом из дома или перед едой проговариваются мной очень быстро и часто формально. Думаю, это непочтение к Богу и от этого надо избавляться.
Итак, о каком виде суеты говорит здесь Екклесиаст? О суете в богослужении, перед лицом Божьим. Многословие, поспешность и необдуманность приведут к тому, что самое святое и возвышенное, что есть на земле, десакрализуется, профанируется, опошляется, выхолащивается.
04.05.2018
Свидетельство о публикации №218050400750