Разговор с внучкой

 Так уж случилось, что как и во многих семьях, моя дочка Оля  с внучкой Аделиной живут в Англии.  Родным языком внучки стал ангийский, русский язык постепенно забывается, а общаемся мы в основном в скайпе. Вот и вспомнились отдельные наши разговоры.
  Аделине 3 года:
   Мама Оля  покупает Аделине игрушки, наряды. Я спрашиваю:
- Аделина, а где вы деньги берете, столько у тебя всего?
- В банкомате, - следует ответ, - ты что, не знаешь?
***
  С  трех лет Аделина любила «выступать». Как будто она на сцене. Исполнив танец, кланялась и просила «теточки», и я бросала воображаемый букет. Она его ловила и снова кланялась, а иногда искала воображаемую вазу и как будто ставила цветы в воду.
***
  Я жалуюсь на то, что теряю зрение и правым  глазом уже не вижу. Аделина держит руку вверх, хочет что-то сказать.
 - Ну, говори, внученька, - разрешаю я.
 - Баба, тебе срочно надо к глазному дентису.
***
  Отправляются с мамой к девочке на день рождения. Наряжаются, и Аделина спрашивает:
  - А мальчики там будут?
***
  До 4 лет Аделина стала интересоваться буквами и знала, что буква  «А» - это ее буква. Я показала, как  пишется мое имя ANNA. Ей понравилось, и она стала так подписывать свои рисунки, говоря, что Аделина – это очень сложно.

   Внучке 4 года:
  В 4 года Оля и Аделина отдыхают  в Испании. Пришли к бассейнам. Оля располагается на лежаке у детского бассейна. Положила шляпу, полотенце – поворачивается,  нет Аделины. Испугалась, смотрит, а мужчины уже держат  ее на руках – выловили из глубокого бассейна для взрослых. Девочка, конечно, уже нахлебалась воды… В свое оправдание Аделина твердит:
  - Я умею прыгать.
  - Да, ты умеешь прыгать, но не умеешь  плавать. - Несколько раз они повторяли свой диалог – мама с дочкой.
  А дело в том, что Оля водила раньше Аделину в бассейн. Их там с поплавками на руках учили прыгать в бассейн. Потом девочка заболела и занятия прекратили, вот она и твердит, что она умеет прыгать.
***
  Сидит внучка перед компьютером и разговаривает по скайпу со мной, а сама крутит руки и ноги у куклы.
  - Ты аккуратнее, - говорю я, - ей же больно.
  - Это же кукла.
  - А ночью игрушки оживают, гуляют и разговаривают…
  Девочка слушает внимательно, а потом говорит с такими укоризненными нотками в голосе:
  - Баба, ты что, в сказки веришь?

    Аделине 5 лет и она ходит в школу.
  В школе каждую пятницу выдают тоненькие книжечки для самостоятельного чтения. Включаю скайп и вижу - плачет внучка, трет глаза и нос и говорит:
  - Я никогда не научусь читать…
  После нового года читает мне книжечку по скайпу. Я не понимаю ни слова, но слушаю внимательно, а она так забавно водит по строчкам пальчиком.
  - А кто это говорил, что никогда не научится читать?
  Девочка задумывается, поднимает глаза вверх и говорит:
  - Я так думала…
***
 Пришла Оля за Аделиной в школу. Девочке пять лет и учится она в Англии. Miss учительница  пригласила маму в класс, и Оля поняла, что случилось что-то из ряда вон выходящее.
   - Аделина сказала, что ее папа утонул, - начала разговор учительница.
   - Нет- нет, ее папа жив, живет в другой семье, но она его не помнит, а утонул ее дедушка.
  По дороге домой Оля пытается объяснить, что утонул дед Янка.
  - Дед Янка – мой папа…
  - Нет, дед Янка – это твой дедушка.
  - Нет, дед Янка – мой папа, - плачет и спорит с мамой Аделина.
  Услышав  эту историю, я посоветовала не разубеждать ребенка, подрастет потом и поймет.
***
  Прилетели Оля с Аделиной в гости в Латвию. Приехали на кладбище к деду Янке. Мы хлопочем, что-то там поправляем, а Аделина нашла в кармане конфету и положила на постамент памятника и показывает мне:
  - Когда у деда Янки не было конфеты, он был такой – девочка делает грустное лицо, - а теперь он такой веселый, улыбается, - и сама делает веселое лицо.
  А у нас фотография на памятнике и правда, где мой муж немного улыбается. Я похвалила:
  - Молодец, внученька, ты порадовала деда Янку…
***
  Внучка, разговаривая со мной в скайпе, с трудом подбирает   русские слова и очень быстро рассказывает по-английски, особенно про школу. Я говорю,  что я не понимаю. Дочка иногда переводит, а тут Аделина на очередную просьбу перевести на русский, протягивает руки к компьютеру и с возмущением говорит:
  - Баба, но ведь английский – это точно такой, как русский.
***
  Внучка уговаривает  меня ехать жить к ним в Англию.
  - Знаешь, мама обещала тебе завести котенка и надо выбирать, за кем ей ухаживать – за мной или за котенком.
  - За котенком я буду и убирать, и кормить.
  - Нет, денег надо много тратить – и на песок, и на корм. Надо кого-то одного – или кота, или меня, - говорю я.
  -Тебя, баба, тебя – тогда и котенка не надо!
***
  Во всех разговорах о школе у моей 6-летней внучки присутствуют три подруги – Нана, Малвина и Милина. И тут Аделина говорит, что ее подруги просили ее научить их русскому языку, и добавляет:
  - Они даже платить будут.
  - О, Господи! А как же ты их учить будешь?
  - А я, например, скажу «cow» по-английски, а это корова по-русски.
  - Я думаю, мамы им не дадут денег.
Задумалась.
  - Да, могут не дать, - соглашается внучка. – Ну, ничего. Я их бесплатно буду учить.


Рецензии