6. Потомство Эола, сына Эллина

     1. О ДОЧЕРЯХ ЭОЛА. Эол, сын Эллина, и нимфы Орсеиды, царствовавший в Фессалии, женился на Энарете, дочери Деимаха, и произвел на свет семерых сыновей – Крефея, Сизифа, Афаманта, Салмонея, Деиона, Магнета и Периера и пять дочерей – Канаку, Алкиону, Пейсидику, Калику и Перимеду. Расскажем сначала о дочерях.
     Перимеда от реки Ахелоя родила Гипподаманта.
     Пейсидика вышла замуж эа Мирмидона и родила Актора. Мирмидон же был сыном Зевса и нимфы Эвримедузы, к которой Зевс явился в образе громадного муравья. Муравей – по-гречески «мирмекс», отсюда и имя Мирмидон. Обыкновенная женщина, возможно, и запаниковала бы, увидев такое чудовище, но нимфы к подобным божественным шуткам были привычны. К тому же весь этот маскарад служил для отвода глаз Геры, которую нимфы, имеющие счастье сойтись с Зевсом, основательно опасались.
     На Алкионе женился Кеик из Трахина, сын Эосфора. Эта легкомысленная пара вела себя странно: он постоянно называл свою жену Герой, а она своего мужа – Зевсом. Зевс не обращал на это внимания (что взять с влюбленных дураков!), но Гера почувствовала себя оскорбленной и потребовала, чтобы Зевс это безобразие немедленно прекратил. И вот, когда Кеик отплыл на корабле, чтобы посоветоваться с оракулом, Зевс метнул молнию в корабль перед ногами Кеика. Корабль, который находился еще недалеко от берега, распался на части, Кеик утонул, остальные же из бывших на корабле добрались до берега вплавь и спаслись. Алкиона, узнав о гибели мужа, от отчаяния бросилась в море. Потрясенные этим поступком боги вернули обоих к жизни, превратив в птиц-зимородков; Аполлодор же утверждает, что в зимородка была превращена только Алкиона, а Кеик был превращен в чайку. Как бы то ни было, зимородка греки теперь зовут алкионой. Семь дней до зимнего солнцестояния и семь дней после называют «алкиониными днями», в эти дни зимородок высиживает птенцов и на Средиземном море держится хорошая погода, потому что повелитель ветров Эол, о котором мы расскажем чуть позже, запрещает ветрам в такие дни волновать море.
     Канака родила от Посейдона Эпопея, Алоея и Триопа. У Триопа был сын Эрисихтон, который вздумал вырубать деревья в священной роще, желая из полученных бревен построить новое помещение для пиров со своими сотрапезниками, которые были здесь же и вместе с ним участвовали в порубке. Эта роща была посажена еще пеласгами и посвящена богине Деметре. Приняв образ жрицы этой рощи, Деметра пыталась уговорить Эрисихтона прекратить святотатство. В ответ он замахнулся на нее топором и приказал немедленно убраться прочь. За это разгневанная богиня наделила его неутолимым голодом: он съел все, что только можно было съесть в доме и в окрестностях и, в конце концов, умер, так как каждый раз, когда он ел, его голод только усиливался.
     Алоей, женившись на Ифимедее, дочери Триопа, произвел на свет двух сыновей Ота и Эфиальта, прозванных Алоадами. Эти Алоады каждый год вырастали в ширину на локоть, а в высоту на сажень. Было предопределено, что их не убьют ни боги, ни другие люди, поэтому в возрасте девяти лет, имея в ширину девять локтей и рост в девять саженей, они стали наглыми до последней степени. Сначала они обезоружили и связали Ареса, но Гермес, сумев как-то уговорить хулиганов, развязал грозного бога войны. Тогда Алоады решили забраться на Олимп, для чего взгромоздили гору Оссу на гору Пелион* и, поднявшись, стали кричать, что превратят море в материк, засыпав его землей, а землю – в море, если немедленно не будут выполнены их требования: Эфиальт потребовал себе в жены Геру, а От – Артемиду. Артемида, однако, сообразила, как с ними справиться. Она послала сказать им, что согласится на предложение Ота, если они снимут осаду с Олимпа и прибудут на остров Наксос. Прибыв туда, Алоады стали спорить из-за права жениться на Артемиде, потому что Эфиальт не получил от Геры никакого ответа, и договорились, что Артемида станет женой того из них, кто лучше метает дротик. Артемида же, приняв образ оленя, так быстро проскочила между ними, что Алоады, пытаясь пронзить животное дротиками, пронзили друг друга.
     От Калики и Аэтлия, который, как сказано в предыдущей главе, был сыном Зевса и Протогении, родился Эндимион, заселивший Элиду эолийцами из Фессалии. От морской нимфы Ифианассы Эндимион имел сына Этола, по имени которого названа область Этолия. Так как Эндимион отличался необыкновенной красотой, в него влюбилась Селена. Зевс пообещал ему выполнить любое его желание, и Эндимион пожелал навеки уснуть, оставаясь бессмертным и вечно юным. То ли у него еще до этого сна был бурный роман с Селеной, то ли ей удавалось будить его по ночам, но Павсаний утверждает, что она родила от него 50 дочерей, небесных нимф. Пещеру, в которой до сих пор спит Эндимион, показывают на горе Латмос в Карии. Однако видеть там Эндимиона невозможно, потому что Зевс окутал его каким-то туманом, но многие художники изображали его спящим и, как нам кажется, весьма близко к истине.
________________
* И теперь иногда говорят «Взгромоздили Оссу на Пелион», по поводу громадного, но нелепого сооружения.


     2. ЦАРЬ ВЕТРОВ. У Эола был еще роман с Гиппой, дочерью кентавра Хирона и супруги последнего Харикло;, которая была, как утверждают некоторые, Океанидой, другие же говорят, что она была дочерью Аполлона. Гиппа родила Эолу побочную дочь Меланиппу, однако настоящее ее имя было Арна, а Меланиппой ее прозвали за черный цвет волос и из-за имени ее матери, ибо Гиппа означает «лошадь»*, а Меланиппа – «черная лошадь». Меланиппа родила от Посейдона близнецов, чем Эола очень разгневала. Он велел детей выбросить, а Меланиппу заключил в темницу. Детей подобрали пастухи и передали Феано, супруге царя Икарии Метапонта. Та выдала близнецов, названных Беотом и Эолом, за своих детей, т. к. Метапонт не хотел жить с нею из-за того, что их брак долгое время оставался бездетным. Но некоторое время спустя, Феано и сама родила двух близнецов. Когда все дети выросли, Метапонт отдавал во всем предпочтение Беоту и Эолу. Из-за этого Феано подговорила своих настоящих сыновей убить их на охоте, как бы по неосторожности. Но в завязавшейся схватке сыновья Феано были сами убиты Беотом и Эолом, которым пришел на помощь их отец бог Посейдон. Узнав об этом, Феано, лишила себя жизни, а Беот и Эол бежали к своему деду Эолу, т. к. Посейдон открыл им настоящее их происхождение. Эол-дед к старости стал много добрее, признал своих внуков и подарил им часть своего царства. Беот поселился там вместе с матерью Меланиппой и всю эту землю назвал Беотией.
     Эол же, брат Беота, с друзьями поплыл на запад, захватил семь островов и стал жить на плавучем острове Эолии, в отвесные скалы которого Зевс заточил все морские ветры, так как, дуя сразу все вместе, они могли бы поднять на воздух землю и море. По желанию Геры Зевс сделал Эола царем всех ветров. Жена Эола, которую звали как и жену его деда Энаретой, родила ему шестерых сыновей и столько же дочерей. Этот Эол не желал расставаться ни с кем из своих детей и поэтому всех своих дочерей отдал в супружество их братьям. Вот отрывок из 10-й песни «Илиады» Гомера:

     «Скоро на остров Эолию прибыли мы; обитает
     Гиппотов сын там, Эол благородный, богами любимый.
     Остров плавучий его неприступною медной стеною
     Весь обнесен; берега ж подымаются гладким утесом.
     Там от супруги двенадцать детей родилося Эолу,
     Шесть дочерей светлооких и шесть сыновей многосильных.
     Вырастив их, сыновьям дочерей он в супружество отдал».

Римский поэт Овидий Гомера прочитал невнимательно и считал Эола-деда и Эола-внука одним и тем же Эолом. Этим он сбил с толку некоторых последующих писателей**. Надо сказать еще, что «Гиппотов сын», означает всего лишь «сын лошади», потому что некоторые думают, что царь ветров был сыном не Посейдона, а какого-то Гиппота.
___________________
* Это имя она получила, когда действительно была на какое-то время превращена в лошадь за то, что предсказала Асклепию его судьбу.
** Например, Н. А. Кун в книге «Легенды и мифы древней Греции» называет Сизифа сыном бога ветров, хотя Сизиф был женат вовсе не на своей сестре, а на дочери Атланта Меропе.


     3. АФАМАНТ И ЕГО ДЕТИ. Афамант, старший из сыновей Эола-деда царствовал в Беотии. В молодости у него был роман с Нефелой, царицей туч и облаков*, которая родила ему сына Фрикса и дочь Геллу. После он женился на Ино, дочери Кадма, от которой у него родились Леарх и Меликерт. Ино, замыслив недоброе против детей Нефелы, убедила женщин тайно от мужей поджарить семенную пшеницу, и земля, приняв невсхожие семена, не дала урожая. По этой причине Афамант обратился к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, как избавиться от неурожая. Ино заставила посланника сказать, будто оракул гласил, что неурожай прекратится, если Фрикса принесут в жертву Зевсу. Услышав это, Афамант, вынуждаемый всем населением страны принести такую жертву, повел Фрикса к алтарю. Но Нефела похитила его и дочь и, взяв у Гермеса златорунного барана, дала его своим детям, чтобы они на его спине унеслись по поднебесью в другую страну. Когда дети Нефелы оказались над проливом, разделявшим Сигей и Херсонес, Гелла соскользнула и упала в пучину: по месту ее гибели этот пролив получил название Геллеспонт, что значит «море Геллы». Фрикс же прибыл к колхам, где царствовал Ээт, сын Гелиоса. Ээт приютил Фрикса и дал ему в жены Халкиопу, одну из своих дочерей. Златорунного барана Фрикс принес в жертву Зевсу, а золотое руно Ээт повесил на дерево в роще, посвященной богу Аресу. От Халкиопы у Фрикса родились Арг, Мелан, Фронтис и Китисор. Все эти дети после смерти Фрикса бежали из Колхиды в Элладу, т. к. им сильно доставалось от невзлюбившей их тетки Медеи, сестры Халкиопы.
     Когда Семела, сестра Ино, родила от Зевса Диониса, о чем будет подробно рассказано в своем месте, Афамант и Ино спрятали его от гнева Геры, которая, узнав об этом, наслала на Афаманта безумие. В припадке безумия он застрелил из лука Леарха, вообразив себя охотником, а его – диким зверем. После этого он стал преследовать и Ино, которая от ужаса вместе с Меликертом бросилась в море. Изгнанный за это из Беотии Афамант спросил у бога, где ему можно поселиться. Оракул ответил, что он должен поселиться в том месте, где ему предложат угощение дикие звери. Странствуя по многим землям, он встретился однажды со стаей волков, пожиравших мясо овец. Увидев Афаманта, волки убежали, бросив мясо; Афамант же, основав там поселение, назвал эту страну Афаманией по своему имени. Царь лапифов Гипсей, сын реки Пенея и брат Дафны и Стильбы, о которых говорилось в рассказе об Эроте, дал Афаманту в жены свою. дочь Темисто. Женившись на ней, Афамант породил Схойнея и Птоя.
______________________
* О Нефеле см. главу 4(7).


     4. ИСТОРИЯ СИЗИФА. Сизиф, брат Афаманта, основал город Эфиру, который потом стал называться Коринфом. Он женился на Меропе, дочери Атланта, и у них родился сын Главк, сыном которого от Эвримеды был Беллерофонт, убивший огнедышащую Химеру (об этом в дальнейшем будет подробно рассказано). Когда Зевс похитил Эгину, самую красивую из двадцати дочерей реки Асопа, то перенес ее сначала в рощу недалеко от Коринфа, где их увидел Сизиф. Асоп в поисках Эгины зашел и в Коринф, там Сизиф ему сообщил, что назовет похитителя его дочери и укажет, где она находится, если Асоп проведет воду в акрополь Коринфа. После того как Асоп сотворил там непересыхающий источник, Сизиф назвал ему похитителя и указал на рощу невдалеке. Асоп двинулся туда с твердым намерением отнять Эгину у Зевса, но Зевс, увидев разъяренного бога и не имея с собой оружия, мгновенно преобразил себя и Эгину в два больших камня, так что ничего не подозревающий Асоп прошел мимо. После этого Зевс, вооружившись своим огнеметом, поразил преследовавшего его Асопа и вернул его в свое русло. По этой причине река Асоп до нынешнего дня несет своим течением угли. Зевс же принес Эгину на остров, который и ныне называется Эгина по имени этой девушки, и провел там с нею немало счастливых дней.
     Когда после этого Зевс явился домой, то был большой скандал, но Гера на этот раз так и не узнала где и с кем Зевс провел столько времени. Про Сизифа Зевс, однако, не забыл и, призвав бога Танатоса (по-нашему Смерть), повелел заковать Сизифа в оковы и исторгнуть его душу, не заботясь о том, определили ли богини судьбы мойры на данный момент конец его жизни или нет. Танатос явился к Сизифу с ручными и ножными оковами работы Гефеста, запирающимися нажатием всего лишь одной кнопки, однако никак не мог надеть их на Сизифа. Чтобы помочь делу, Сизиф попросил Танатоса показать на себе, как эти оковы надеваются. Но как только Танатос надел на себя эти оковы, Сизиф нажал кнопку, которую на них давно углядел, и Танатос оказался скованным по рукам и ногам. Сизиф отволок его в кладовку, поставил перед ним для утешения килик с вином, заявив, что нектара у него не водится, и запер за собой дверь. Поскольку Танатос был лишен возможности выполнять свои обязанности, люди с этого момента перестали умирать, несмотря на то, что мойра Атропа продолжала перерезать большими ножницами нить жизни всем, кому полагалось. Плутон, не получая новых подданных, возмутился и сообщил об этом Зевсу, а тот послал Ареса освобождать Танатоса из оков. Первым, чью душу исторг из тела освободившийся Танатос, был, разумеется, Сизиф, который перед смертью успел наказать своей жене Меропе, чтобы она не совершала его похорон и погребальных обрядов. В Аиде же он стал обвинять в этом жену и потребовал от Плутона командировать его на день на землю, чтобы заставить ее совершить все положенные погребальные обряды. Так как в назначенное время он в Аид не вернулся, Зевс послал за ним самого хитрого из богов Гермеса, и тот вновь привел его к Плутону, на этот раз окончательно. В наказание за свои проделки Сизиф принужден был в Аиде катить в гору головой и руками огромный камень, но когда он пытался перевалить этот камень через вершину, камень откатывался обратно и приходилось начинать все сначала. Единственным утешением Сизифу осталось то, что теперь его имя переживет века, потому что всякую бесполезную, но тяжелую работу стали называть «сизифов труд», а такой работы на земле, по-видимому, всегда будет достаточно.
     От союза Зевса и Эгины родился Эак. Так как остров был необитаем, Зевс превратил для него в людей муравьев. Так возникло племя мирмидонцев (муравей по-гречески «мирмекс»), которые трудолюбивы подобно муравьям.

     5. ПОТОМСТВО САЛМОНЕЯ. Салмоней, третий сын Эола, известен тем, что страдал манией величия. Он не только называл себя Зевсом, подобно тому, как Алкиона называла своего мужа, но и прямо-таки воображал себя им. Влача за колесницей высушенные шкуры с медными кувшинами, он заявлял, что производит гром, а бросая в небо зажженные факелы, утверждал, что мечет молнии. Но всего ужаснее было то, что он приносимые Зевсу жертвы присваивал себе, от чего зевсовы жрецы едва не плакали.
     Салмоней вначале жил в области Фессалии, а позднее прибыл в Элиду и основал там город, который не только не сохранился сам, но не сохранилось даже и его названия, поскольку за безбожные дела Зевс самого Салмонея поразил молнией, а основанный им город уничтожил.
Алкидика, жена Салмонея, умерла от родов, и их дочь Тиро воспитывала ее мачеха Сидеро, которая обращалась с ней очень плохо. Тиро влюбилась в речного бога Энипея и, рассчитывая на взаимность, постоянно ходила на реку. Посейдон, наведываясь к Энипею в гости, увидел ее и, не долго думая, принял образ Энипея, а потом принял и ее саму в свои объятья. После этого она, родив тайно двух близнецов, подкинула их в какую-то деревню, а сама бежала в город Иолк, к Крефею, брату Салмонея. Крефей приютил ее, а потом и женился на ней.
С подкинутыми Тиро близнецами случилось следующее. Вблизи проходили пастухи, гнавшие табун лошадей, и кобылица задела копытом лицо одного из близнецов, на котором от этого осталось темное пятно. Какой-то пастух их забрал и вырастил. Того, который был с пятном, он назвал Пелием, другого же – Нелеем. Когда близнецы выросли и узнали, кто их родная мать, то убили ее мачеху за то, что та оскорбляла их мать. Пелий заколол ее в храме Геры, где она пыталась найти убежище и этим нанес Гере ужасное оскорбление.
     Позднее братья поссорились и стали жить в разных местах. Пелий остался в Фессалии, женился на Анаксибии, дочери Бианта, и от этого брака родились Акаст и четыре дочери. Нелей же прибыл в Мессению, основал там город Пилос и женился на Хлориде, дочери Амфиона, от которой у него родились дочь Перо и двенадцать сыновей. Когда Геракл опустошал Пилос, все эти сыновья погибли, кроме Нестора, который в это время находился в мессенском городе Герении. Нестор женился на Эвридике, дочери Климена, и породил двух дочерей и семерых сыновей. Имея 100 лет от роду, он принял участие в Троянской войне вместе с двумя своими сыновьями Антилохом и Фрасимедом.

     6. ПОТОМСТВО КРЕФЕЯ. Крефей основал город Иолк (нынешний Волос), женился на Тиро, дочери Салмонея, и у него родились сыновья Эсон, Амитаон и Феpет.
Амитаон, живший в Пилосе, женился на Идомене, дочери Ферета, у него были сыновья Биант и Мелампод и дочь Эолия. Мелампод жил в сельской местности, перед домом его стояло дерево, под корнями которого находилась змеиная нора. После того, как слуги убили змей, он тела их сжег на костре, а змеиных детенышей подобрал и стал вскармливать. Когда змеи выросли, они однажды вползли ему во время сна на плечи и стали прочищать его уши своими языками. Мелампод проснулся и очень перепугался, но оказалось, что теперь он стал понимать язык пролетавших вокруг него птиц. Слушая их, он стал предсказывать людям будущее. К тому же он научился прорицать по жертвоприношениям. Встретившись с богом Аполлоном на берегу реки Алфея и пройдя у него мастер-класс, он стал одним из лучших прорицателей.
     Биант, сын Амитаона, посватался к Перо, дочери Нелея. Так как многие добивались ее руки, Нелей обещал отдать свою дочь за того, кто пригонит ему принадлежащее Филаку стадо коров. Стадо это находилось в области Филаке, и его охраняла свирепая собака, к которой ни человек, ни зверь не смел близко подойти. Биант не сумел украсть этих коров и попросил брата помочь. Мелампод пообещал, но предсказал, что будет пойман при совершении кражи и после того, как пробудет в заключении целый год, получит стадо. Дав это обещание, Мелампод отправился в Филаку и был пойман согласно предсказанию в тот момент, когда пытался совершить кражу. Его заключили в темницу и держали под стражей. Когда до истечения года оставалось уже немного времени, он услышал голоса червей, обитавших под крышей. Один из червей спросил других, какую часть балки, на которой лежала крыша, они прогрызли; те ответили, что осталось очень немного. Тогда Мелампод стал просить, чтобы его перевели в другое место заключения. После того, как это было сделано, первое здание обрушилось. Филак удивился и, узнав, что Мелампод является одним из лучших прорицателей, приказал освободить его и стал спрашивать, каким образом у его бездетного сына Ификла могут родиться дети. Мелампод ответил, что скажет, если ему отдадут коров. После этого он принес в жертву двух быков, разделил туши на части и стал призывать птиц. Когда прилетел коршун, Мелампод узнал от него, что некогда Филак резал баранов и положил вблизи Ификла еще покрытый кровью нож. Когда сын испугался и убежал, он воткнул нож в священное дерево. Древесная кора тотчас покрыла нож со всех сторон. Коршун добавил, что если нож будет найден, с него надо будет соскоблить ржавчину и давать ее пить Ификлу в течение десяти дней. После этого у него родится сын. Узнав все это от коршуна, Мелампод отыскал нож и, соскоблив с него ржавчину, стал давать ее пить Ификлу в течение десяти дней, после этого у него родились сыновья сначала Подарк и затем Протесилай. Коров же Мелампод пригнал в Пилос и, взяв дочь Нелея, отдал ее брату. У Бианта и Перо родилась дочь Анаксибия, на которой женился Пелий.
     Ферет, сын Крефея, основал город Феры в Фессалии и породил сыновей Адмета, Ликурга и дочь Идомену. Когда Адмет стал царствовать в Ферах, у него служил пастухом бог Аполлон в наказание за убийство циклопов. В то самое время Адмет сватался к дочери Пелия Алкесте. Пелий приказал оповестить всех, что отдаст свою дочь за того, кто сумеет запрячь в колесницу львов и вепрей. Аполлон сделал это и передал колесницу Адмету. Последний, приведя колесницу к Пелию, получил Алкесту. Во время свадьбы Адмет принес жертвы всем богам, но забыл об Артемиде. Это и было причиной того, что когда Адмет открыл двери свадебного покоя, он нашел там свернувшуюся в клубок змею. Но Аполлон и тут пообещал умилостивить богиню и выпросил у мойр следующее: когда настанет для Адмета смертный час, он избавится от смерти, если кто-нибудь из близких добровольно согласится умереть вместо него. Когда настало время Адмету умереть, ни отец, ни мать не захотели отдать за него свою жизнь и только Алкеста согласилась умереть вместо мужа. Но ее вернул на землю Геракл, сразившись с Танатосом.
     Об Эсоне, старшем сыне Крефея, мы расскажем, когда пойдет речь о похода аргонавтов.

     7. ОБ ОСТАЛЬНЫХ СЫНОВЬЯХ ЭОЛА. Магнет был женат на какой-то морской нимфе и имел сыновей Диктиса и Полидекта, которые стали жить на острове Сериф. Об этих сыновьях пойдет речь в рассказе о Персее.
     Деион, царствовавший в Фокиде, женился на Диомеде, дочери Ксуфа. У него родились дочь Астеродия и сыновья Энет, Актоp и еще Филак, о котором говорилось выше.
     Периер же, овладев Мессенией, женился на Горгофоне, дочери Персея, от которой родились Афарей и Левкипп. От Афарея и Арены, дочери Ойбала, родились Линкей и Идас. Идаса некоторые считали сыном Посейдона, так как, когда он вырос, он был огромной величины и мог зараз съедать половину быка. Линкей же отличался необыкновенной остротой зрения, так что мог даже видеть предметы, находящиеся на два локтя под землей. У Левкиппа родились дочери Гилаира и Феба. Родители сговорились выдать их замуж за Линкея и Идаса, но их похитили и сделали своими женами Диоскуры, о которых будет рассказано в конце этой главы.

     8. ПОТОМСТВО ЭТОЛА. Этол, сын Эндимиона и Ифианассы женился на нимфе Проное и у него родились Плеврон и Калидон, по имени которых названы города в Этолии. Плеврон, женившись на Ксантиппе, дочери Дора, произвел на свет сына по имени Агенор, а также дочерей. От Калидона же и дочери Амитаона Эолии родились Эпикаста и Протогения. Агенор, женившись на Эпикасте, породил Портаона и Демонику, у последней от Ареса родились Эвен и Фестий.
     От Фестия и Эвритемиды, дочери Клеобеи, родились дочери Алфея, Леда и Гипермнестра и четверо сыновей, один из которых, Ификл, участвовал в походе аргонавтов.
     Марпессу, дочь Эвена, когда к ней сватался Аполлон, похитил Идас, сын Афарея, взяв у Посейдона крылатую колесницу. Эвен, преследуя его на колеснице, прибыл к реке Ликорму, но, не сумев схватить его, заколол лошадей, а сам бросился в пропасть и превратился в реку, которая по его имени называется Эвен. Идас же прибыл в Мессену, где Аполлон, встретившись с ним, стал отнимать у него деву. Зевс, увидев, что эти два нехилых парня того и гляди разорвут ее пополам, повелел ей самой выбрать того, кого она захочет. Она, может быть, никого из них и не хотела, но с Зевсом не поспоришь. В результате Аполлону, как обычно, не повезло: Марпесса, из боязни, что бог покинет ее, когда она состарится, избрала в мужья Идаса.

     9. ДИОСКУРЫ. Тайгета, дочь Атланта, родила от Зевса Лакедемона. Страна, где это случилось, была названа по его имени Лакедемоном, а у нас в его честь названо село Лакедемоновка в Ростовской области. Лакедемон женился на Спарте, дочери Эврота, который сам был сыном автохтона Лелега и наяды Клеохарии. По имени жены Лакедемон свой главный город назвал Спартой и он до сих пор так называется. Потом Спартой какое-то время называли и государство, созданное лакедемонянами на юге Пелопоннеса.
     У Лакедемона и Спарты родились Амикл и Эвридика, на последней женился Акрисий и породил Данаю. Амикл женился на Диомеде, дочери Лапифа, родившей ему Кинорта и Гиацинта, последнего любил бог Аполлон, который занимался с ним музыкой и гимнастикой. Дед Гиацинта Лапиф был сыном Аполлона, поэтому бог приходился Гиацинту прадедушкой, но злоречивый Лукиан объяснял его любовь к отроку далеко не родственными причинами. Во всяком случае, Аполлон долго оставался безутешен, когда Гиацинт был нечаянно убит во время метания диска. Если верить Овидию, произошло это так: когда Гиацинт слишком быстро подбежал к падающему диску, который бросал Аполлон, тот отрикошетил от земли прямо Гиацинту в голову. В память о нем Аполлон создал из его крови цветок гиацинт.
     Кинорт, брат Гиацинта, имел сына по имени Ойбал, от Ойбала и наяды Батии  родились сыновья Гиппокоонт, Тиндарей, Икарий и дочь Арена. Павсаний, однако, утверждает (в своем труде «Описание Эллады»), что Тиндарея и Икария родила Ойбалу вторая жена – дочь Персея Горгофона, на которой он женился после смерти ее первого мужа Периера и которая стала первой вдовой, вторично вышедшей замуж.
     У Гиппокоонта, сына Ойбала, выросли двенадцать сыновей, с помощью которых он изгнал из Лакедемона Икария и Тиндарея. Последние бежали в Этолию к Фестию и стали его союзниками в войне, которую он вел с соседями. Тиндарей женился на дочери Фестия Леде. Затем, после того, как Геракл убил Гиппокоонта и его сыновей, они вернулись обратно и царская власть в Лакедемоне перешла к Тиндарею. От Икария и наяды Перибеи родились пятеро сыновей и дочь Пенелопа.
     От Тиндарея и Леды первой родилась Клитемнестра. С Ледой сошелся Зевс, приняв образ лебедя, и в ту же ночь Тиндарей. От Зевса у нее родился Полидевк, от Тиндарея же – Кастор. Позже от Зевса у нее родилась еще дочь Елена, но некоторые утверждают, что Елена была дочерью Зевса и Немезиды: избегая объятий Зевса, Немезида превратилась в гусыню, но и Зевс превратился в лебедя и сошелся с ней. Та родила яйцо, и некий пастух, найдя это яйцо в роще, принес и отдал его Леде. Когда в надлежащее время из него родилась Елена, Леда воспитала ее как собственную дочь.
     Из сыновей, которых родила Леда, Кастор упражнялся в военном деле, Полидевк же – в кулачном бою. Каждый был в своем виде чемпионом Спарты, а если бы не Геракл, то и всей Эллады. Прославились они и как укротители коней, с конями скульпторы их обычно и изображают. За мужество их обоих прозвали Диоскурами, что означает «дети Зевса», потому что в Спарте Зевса называли Дием.
     С Идасом и Линкеем, парой близнецов из Мессении, Диоскуры то враждовали, то учиняли совместные предприятия. Это, однако, плохо кончилось. Однажды, угнав вчетвером из Аркадии стадо быков, они поручили Идасу поделить добычу. Идас разрубил быка на четыре части и сказал, что тот, кто первым съест свою долю, получит половину стада, а кто вторым – получит оставшуюся часть. Идас сам опередил всех, съев и свою часть быка, и часть своего брата Линкея; после этого он угнал вместе с братом стадо в Мессению. Но Диоскуpы выступили в поход против Мессении и не только забрали добычу, но и угнали много другого скота. Против преследовавших их Идаса и Линкея Диоскуры устроили засаду, спрятавшись в дупле дуба. Однако Линкей увидел Кастора и сообщил Идасу, а тот его убил. Полидевк кинулся их преследовать, настиг Линкея и убил, метнув в него копье. Но Идас метнул камень в голову Полидевка, и тот упал замертво. За это Зевс поразил Идаса молнией, а Полидевка вознес на небо. Но Полидевк отказывался от бессмертия, если Кастор должен был оставаться мертвым. Тогда Зевс сделал так, чтобы они один день проводили среди богов, другой же – в Аиде.
     Вражда двух пар близнецов положила начало длительной вражде между Спартой и Мессенией, которая привела к трем Мессенским войнам, произошедшим в VIII–V вв. до н. э. В результате спартанцы победили и покорили Мессению, это можно объяснить тем, что Диоскуры, приняв вид простых воинов, сражались вместе с ними. Однако они могли это делать только через день, потому что, как было сказано, через день они являются богами, а через день остаются мертвецами. Зевс неоднократно предупреждал их, чтобы в человеческие драки не вмешивались, а так как они не послушались, превратил обоих в одно созвездие – это созвездие Близнецы. Теперь они могут только смотреть сверху на людей, но на человеческие судьбы уже никак не влияют, чтобы там ни говорили астрологи.


Рецензии
Прекрасные мифы, и вы хорошо их пересказали. С удовольствием перечитал. У меня тоже есть переложения всех этих историй, только я рассказывал их с большими подробностями. Из множества моих переложений и пересказов на самые разные темы эта работа была самой увлекательной. Древняя Греция полна магии!

Константин Рыжов   26.02.2021 20:46     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова. Буду рад познакомиться с новыми подробностями по Вашей работе.

Юрий Козиоров   27.02.2021 16:29   Заявить о нарушении