Страница из детства

Я  совсем  не знал , почему улица называлась «Алейская» , но  уже где-то слышал , что Аллея , нечто , красивое , чистое , созданное  для того , чтобы люди   имели возможность на  ней  отдыхать  , наслаждаться  созданной человеком красотой. Никто  и не интересовался ,  почему мальчишка   выражает  недоумение , что  название улицы не соответствует  действительности .Низкий дом , вросший в землю , обмазанный глиной и беленый известью , не представлял   никакого интереса для его описания, между тем , нужно заметить , что в горнице , стояла  небольшая печь разделяющая  строение  на две части , над дверью в комнату , была прибита небольшая дощечка, на которой  стояла  потемневшая от времени икона ! Мать , едва переступив через порог ,  недовольно фыркнула и поскольку дом был низким , ей не составило труда взять иконку и бросить в печь . Так мы и поселились , в незнакомом доме, с братом и матерью и дядей Федей. Брат ходил в школу , а  я был предан самому себе , поскольку  время матери было заполнено  до краев привычными делами и заботами , в  расписание которых я не входил ! Трудилась она всю свою жизнь , никому свет не застила, да и добра людям сделала не мало! Потому, всяко на празднество,  собирала огромное количество гостей –хорошими  делами  и  жизнь хороша !
  Обзаводился  я друзьями  сразу , причем  привечали меня повсюду приветливо , часто  не спрашивая усаживали за стол , чтобы  вначале накормить , а потом и  играть,  покуда мать не кликнет - с друзьями .
  С отцом , мать разошлась , потому в холодную  осеннюю ночь  мы оказались в доме дяди Феди .
Дядя Федя , стоял в дверях ошарашенный , как будто в дом ворвались враги. Потянул носом , посмотрел вниз, на нас  с братом , потом снова на мать :
   - Ты не рад ? –посмотрела с надеждой на него  и продолжила –Вот , наконец решилась , принимай !
 Дядя Федя посторонился , не проронив не слова , и пропустил нас в  теплый натопленный дом !
    -Чего опешил ?Давай , помогай детей раздевать , им ещё нужно умыться и спать ! –как в своем доме распоряжалась мать .
 Дядя Федя вытаращил глаза и попятился, будто  мать своей грудью на него надвинулась и вытеснила от  двери.
  -Не стой так , иди уже в комнату !  Я скоро !
Мать  скоро нас раздела , и повела за занавеску , которая отделяла кухню –прихожую , от  широкой кровати  и небольшого  стола тумбочки. Принесла  таз и  ковш с водой , наскоро  нас обмыла и уложила в постель !-Всё , спите !
Так  началась  моя новая жизнь , без отца !
 Ночью меня разбудил брат ;-Слышишь ? , в другой комнате действительно  слышен был какой-то звук , которому я не придавал никакого значения , мало ли  чем мать и дядя Федя могут заниматься. Брат  встал тихонько с кровати и отправился  на разведку ;-Не ходи , брат , не ходи !Побьют !
  Брат негодующе  замахал руками, всем видом  показывая мне не шуметь , и я смирившись отвернулся к стене. Утром, едва  забрезжил рассвет , растолкав меня  брат  делился своими впечатлениями от увиденного , но мне было совсем не понятно  и я спросонку решил , что он,  как любитель фантазировать,  опять что-то врет ! -  Не веришь ? Сам пойди посмотри , они ещё там лежат !
 Когда я  уже подкрался к двери  комнаты , за которой спала мать и дядя Федя , брат  надоумил меня не  слушать , а заглянуть тихонько приоткрыв двери. Из того немногого что я видел на тот момент жизни , увиденное меня конечно шокировало , на кровати , совсем не прикрытые лежали голые тела моей матери и дяди Феди .Удивило даже не то , что они были нагими , а то , что тело дяди Феди  было всё разрисовано и исписано синими чернилами .Скелеты , женщины , карты , звезды , напоминающие те , которые я видел в «Клубе путешественников«  по телевизору. Надписи на коленях и ногах… Мозг потрясенный увиденным , отказывался что либо понимать , я  чувствовал себя  как чувствует человек под дождем , в безвыходной ситуации - его мочит , а  он ничего не может сделать , кроме как ждать , когда само собой , что либо разрешится. Мысли затерялись , вовсе затерялись в детской коловерти, куда их занести нерадостные,  выбранные матерью, дороги !Потеряв всякую надежду  на объяснение , я повернулся к брату и потащился на  кровать , ставшую для  меня и брата  одной на двоих! Два брата  в доме , когда у старшего  фантастическое воображение , это плохо , совсем плохо. Брат жарит , до ярости несносные картины, объясняет даже то , что  не поддается детскому осмыслению , упивается своим  рассказом  и  наслаждается  видом того , как я реагирую ..Каждую ночь  мать  с дядей Федей  шуршат как тараканы, за окном , в трубе воет ветер, иногда слышатся крики, хрип…Забывшись , я вспоминаю деревню , как в мороз хлопают двери , внося в дом  облака холодного тумана, лай  одичавших собак  с чем и засыпаю тревожно и беспокойно.
Однажды  мать застукала брата , за его подглядыванием, я слушал , как она негромко , но отчетливо ругалась:
   -Чтоб вам  смердящим выродкам , ни  дна ни  покрышки ! Чтоб ты околел где-нибудь  !  Ладно бы тот шалопай , но ты-то , от тебя я  такого никак не ждала!
  Конечно , нужно отдать должное , мать проявляла  находчивость –находила для брата занятия , которые его занимали с головой , отвлекала от  проявленного любопытства. Принесла бог весть откуда фильмоскоп  и брат  ночи напролет смотрел и читал   фильмы , которые были на пленках !То сказки , то мультики , то какие-то  документы , которые меня никак не занимали .
Дядя Федя , был весьма спортивный мужчина , мог ложиться  меж двух стульев  упираясь ногами на один и головой на другой , изображал мостик , по которому я с удовольствием бегал ! Особенно меня обрадовало  то , что мы с заводом , на котором они работали , поехали   на теплоходе отдыхать !Огромная каюта , река , остров , костры и конечно конкурсы .Один особенно мне запомнился , когда люди  забирались в мешки  и бегали в них наперегонки …
 Надо признать , что дядя Федя  не чувствовал к нам никакой неприязни , помню  в Новый год , он повез нас на каток , рядом с таксопарком .Кататься меня научил ещё отец , потому я  составил дяде Феде достойную компанию , для игры в хоккей !Мать  смотрела на меня в такие минуты явно  недовольно , потому как я забывался  и чувствовал себя на катке как с отцом , и  заигрываясь , обращался к дяде Феде . как к отцу. Не нравились матери  мои слова, она вмешивалась в игру , мерила меня презрительным взглядом, с высоты и прикрикивала :
   -Что ты себе позволяешь , какой тебе дядя Федя отец ?Ты словам волю то не давай , а то не постесняюсь , возьму клюшку и так отхожу …!
 Мать часто была не сдержанна  и  била нас с братом , за любую провинность , потому я знал цену каждому её слову! Её широкая кость и лютый  нрав , были её визитной карточкой  -спуску никому не давала !
  Дядя Федя  отвел её в сторону, однако повышать голос не стал, да мать ему бы этого и не позволила, выставив свои доводы, что она мать  и право имеет, и  бить  , и даже гавкать ! Мать за свою жизнь , стольких успокаивала , что люди старались быть с ней вежливыми , и соблюдали не только тишину , но и порядок !
  -  Это, может , у вас в вашей колокольне люди горластые, так вам всем туда , там и орите !-прибавляла она всякий раз.
На сей счет , никто больше и не решался говорить матери поперек, потому как есть она, самая красивая и привлекательная , а главное непоколебимая , способная навести порядок даже в самых диких условиях! Дядя Федя лишь понимающе качал головой.
- Играй ! Что стоять , быстрее наиграешься , быстрее домой пойдем !-уже улыбаясь , мать поцеловала  его в щеку. Наверное чтобы снять напряжение , мать махнув рукой  легко рассмеялась ! Дядя Федя . тоже развеселился, что то сказал ей на ухо, хлопнул для чего то по заднице рукой, посмотрел на часы и  вступил со мной в прежнее единоборство !
  -Мы  ещё не долго ! –улыбка обнажила его золотой рот !
   Мать  всегда  давала какие-то распоряжения  , причем всем , кого видела рядом .То за хлебом сходить , и брат послушно  шел , прихватив с собой  трехлитровый бидон. Мать провожала всякого , облегченным вздохом, чтобы  никого не  слушать , разговоры её всегда утомляли .Однако если  толковала она , то было совершенным варварством её не слушать. Если  кто то говорил  не так, то мать отвечала такой  ухмылкой , будто слушала придурковатого человека, от которого умных речей ждать – бесполезное дело !
Окна  из  комнаты  матери и дяди Феди , выходили на тракт , по которому то и дело проезжали бесконечной вереницей автомобили , в которых  мы с братом , всегда угадывали  авто дяди Феди , которое , как нам казалось , проезжала мимо окна , наиболее часто ! Дядя Федя , был классным водителем –профессионалом , который с легкостью водил и  грузовые и малолитражки , потому в скором времени мы увидели под окном  такси «Волгу «  на которой устроился работать  дядя Федя! Что  отличало его от остальных  мужчин , так это присутствие форса, он иногда  выглядел , как  профессор из кинофильмов. Его появление  , всякий раз сопровождалось  полными авоськами , скрывающими под бумажными пакетами обилие продуктов  и сладостей ! Он  давал матери деньги и регулярно подчеркивал  всем своим видом своё  Европейское благородство !Он был немец по нации , который явно отличался от немцев фашистов, что позволило мне уже в детстве, пересмотреть  своё отношение к Германии !
Машина оставалась во дворе , потому  мы с братом , чувствовали себя хозяевами , хлопали дверями , открывали  и закрывали багажник , давили на сигнал , что вызывало  гнев соседей , но как только  соседские ребятишки присоединялись к нам , взрослые сменяли свой гнев на милость , ведь машина  во дворе дома , была совсем не у всех и каждого !
 Мать была ещё та выдумщица  и  с усердием  свойственной женщинам , легко переклеивала  вырезанные фото  так , что оказывалась всегда   рядом с дядей Федей , на общих фотографиях , которые были сделаны  на Южных курортах  страны !
Только появился , а уже  везде и всюду ! Мать  всегда следила за тем , чтобы на стенах не появлялись фото людей , которые ей не нравились или  были покойниками. Не желала , чтобы её достойное лицо , было  рядом со всякой нечистью! Так   зараз исчезли все фотографии отца , а там , где она была   рядом , мать  с легкостью отца отрезала и выбрасывала! Не пожалела даже  фото родственников , которые участвовали  в Японской  войне , поскольку  были  Кубанскими Казаками Я помню  эти фото , бородатые Казаки  в Бурках , с шашками  и крестами на груди !
 «Это не наша родня !» –отзывалась мать , если  я спрашивал  о том , что происходит. Брат  конечно старше меня  и прекрасно знал , что это  родственники отца , потому  втихую мне говорил  ;-Молите Бога , что их в живых нет , они бы из многих живущих кишки бы выпустили ! –конечно , он знал  много больше об отце , потому что его постоянно забирали к родственникам  ,к брату отца , где он общался с отцом. Почему не брали меня , для меня до сих пор загадка !Отец  сразу после продажи дома , вначале обосновался в городе , но  скорее всего мать , настояла на том , чтобы он уехал подальше , что и получилось. Чем  отец занимался никто не рассказывал , со слов случайных свидетелей его жизни , я узнавал , что он ложил печи в частном секторе , строил дома , был отличным и плотником и краснодеревщиком .Я помню его картины , рисунки и портреты , которые он рисовал с натуры , потому считаю отца  человеком творческим , а творчество оно ведь во всем !
 Как только брата забирали , мать  придя с работы , тут же собиралась и ехала за ним .Возвращалась вся в слезах и брат был сам не свой, грустный , словно побитый ! Я  сразу понимал , что случилось, что по словам матери  приезжал  отец –лиходей  и склонял  брата на свою сторону , ехать  жить к нему . Даже ночью ,брат не делился со мной своими мыслями, потихоньку выбирался из дому  и долго бродил один во дворе. То , что он на улице , можно было понять  по лаю собак , которые  всегда  беспокойно  гавкали , на  всех кто не в доме ! Может на кого  брат и гневался , но ничем себя не выдавал, иначе зачем тайком  дышать воздухом ? Дела  у матери  с дядей Федей , между тем ладились, Всё чаще  стали слышны разговоры о том , что пора съезжать со съемной  квартиры и наконец обзавестись собственным домом !Мать радовалась  даже тому , что дядя Федя не ночует дома , поскольку  тот , приносил «ночной колым» -деньги , которые он где то  подрабатывал. Не раздеваясь  брал нас в охапку  садил в машину и вез в баню .Я не придавал значения тому ,  что мылись всегда все вместе , даже нравилось разглядывать на дяде Феде, многочисленные татуировки , которые . как мне казалось   обновлялись с завидным постоянством !Брат  подолгу  уходил с ним в парилку , а я   в то время не любил парится   и мать , чтобы не искушать моё любопытство , бралась шоркать   мое  тело вехоткой ! Распаренные и чистые с прекрасным настроением   мы возвращались  домой , радостные каждый удовлетворенный - по своему!
 Мать смотрела на  происходящую идиллию , чесала волосы , надевала чистое бельё , нисколько не стесняясь присутствующих взрослых и молодых  мужчин .Не торопясь , с чувством  наматывала она на  палец локоны  своих кудельно –мягких волос, и сжимая  пальцы вырывала волосы второй рукой , от чего  те завивались  и падали на её великолепную грудь .Она будто  дразнилась своей красотой, приговаривая на распев ;-Так-Таак…Так-с!
 Таким методом , она наверняка  учила  мужчин  по своему относится к женщинам .Я видел , как у брата  раскрывался  рот , а у дяди Феди на глазах появлялись слезы «От счастья !» -признавался он . Я наверное был слишком мал , и не понимал эту игру, потому  мать первого. садила меня на стул , брала ручную  машинку для стрижки волос и стригла налысо , оставляя лишь  причудливую челку. Шлепала по затылку ,  споласкивала голову и отправляла  спать . Я конечно , упрямился , хотелось топать  ногами , чтобы остаться , побыть с ними , сидеть  за одним столом , слушать  разговоры , но  всякий раз получал лишь  наставления , за непослушания!
 Пока мать занималась нашими с братом головами , дядя Федя , мог что-то сготовить ;маринованные куры , на открытом огне , это было верхом  блаженства  , аппетит разгорался сразу , как только  распространялся запах специй , которые   Дядя Федя покупал на рынке заранее. Я не торопился спать , потому как в тайне надеялся , что и сегодня , он приготовит любимые курочки ! Я ждал  .Брат напевал какую то бравую песню , подпевая матери , которую я не слышал , но знал , что она поет , находясь в другой комнате.
 Спустя некоторое время , я понял , что  пора подниматься , потому как шум на кухне приобрел привычные звуки, от разделки   мясистых тушек .Я выглянул из-за шторки и был как раз вовремя , потому как все уже собрались и хотели уже  поднимать и меня, с тихого часа. Мать  быстренько собрала меня и мы выехали  на природу , в лес , который располагался в  пяти минутах езды. Дядя Федя  занимался костром   , а мы  бегали и прыгали в длину , устраивая небольшие соревнования , конечно я не мог   соперничать с превосходящими меня силами , потому всякий раз  взрослым и брату , приходилось мне поддаваться. Мать  бывало , что и падала , да так сильно , что не стеснялась открытых выражений, намаливала таких напастей каждому , что все присутствующие  чувствовали   свою вину , за её падение. Мне было жаль мать , конечно  ей больно , она  по доброте своей , показывала всё своё бесстрашие, которому подивился бы  всякий мальчишка , чтобы  быть на равных с детьми  не упустить возможность быть как они - быстрой и ловкой !  Дядя Федя обнял её , взял на руки  и долго  так носил , пока мать не успокоилась. Она обнимала его, а он утирал ладонью  слезы с её щек, отчего  мать  как то слабела, утыкалась в его плечо мокрым лицом и тихо плакала ! «Не плачь !» -тихо шептал он ей в уши , даже слегка прикусывал , чтобы отвлечь боль !-Да я и не плачу , это счастье  течет  нескончаемой рекой !-отшучивалась мать, уже готовая спрыгнуть на землю и  вновь гоняться за нами  по лесу , радуясь и заражая нас своей чистой очаровательной улыбкой  и звонким радостным смехом !
 -Ой !Как –же хорошо ! Может я из ума выжила и  ничего понимать  не умею , только вот хорошо –хо-ро-шо …-эхом проносилась радость матери по лесу!
   Трапезничали недолго, набегавшись и наголодавшись , курочки  пролетели вот рту, почти незамеченными .Наконец наступил вечер .Всё стихло. Брат осторожно вылез из под одеяла  и направился к столу .Мать наверняка ждала   когда мы уснем , потому  последовал вопрос ;- Что не наелись что-ли сорванцы? А ну , кто на кухне покажись !
Брат замер , встречаться с матерью ох как не хотелось и он сжавшись в комочек, спрятался под одеяло.
Мать что то ещё буркнула, и стихла .Полосы от фар , мелькали в окне, шарили по потолку и бросались на пол. Постепенно  шум за окном затихал , смолкли  собаки , довольные тем , что наступило долгожданное спокойствие Лишь чакали  где-то на столе  часы , отчитывая  моё время …
   Я находился  на улице , и не слышал , когда подъехало несколько машин .Увлеченный  игрой в зубари , я кидал старый столовый нож, закругленный на конце и сточенный в середине , от долгого пользования, в  окружность начерченную на земле , тем  самым  нарезая себе полученный кусок .Ребята  окликнули меня , настороженным и  явно напуганным голосом ;-Смотри , это кажется к вам ! –я повернул голову  к дому и увидел , стоящие и милицейские  машины , их было несколько ! Из одной из них вывели дядю Федю , почему-то в надетых на  руки наручниках . Мои пальцы стиснули плоскую ручку ножа. Я двинулся было к нему, и вдруг услышал чей-то тревожный голос;
 - Ты чего это задумал !-и совсем испуганный  голос брата :-Стой !
  Мать  выбежала из калитки, метнулась к дяде Феде , к милиции  , но отстраненная  огляделась и  и бегом  схватила  нас с братом в охапку…Увидела в моих руках нож и  задыхаясь , глядя в мои выпученные  глаза  заголосила :
 - Ты что ? Ты что , Бог с тобой ! –со страхом и гневом твердила мать , разжимая  мою затекшую от напряжения руку.-Погубить нас всех хочешь ?Батюшки , сынок , ты что удумал родной ?-мать заревела снова ,  а я так и стоял  ничего не понимая.
   Заплакал и я , видел как  и на глаза брата, и ребят навернулись слезы , всем было жалко мать , которая находилась в таком отчаянии , что без слез ну никак не обойтись !
  Мать прижимала нас  к своей груди, гладила дрожащими руками, целовала в  двойную макушку, говорила  что то нежное , согревающее , словно успокаивала не себя , а нас . Так и пошли к дому в обнимку, предчувствуя и свою беду, и горе. Милицейская машина завывала, словно боялась заглохнуть ,вой собак  казался  мягче и нежнее , чем работа  двигателя. Томились  в ожидании признания и раскрытия дела следователи, ветки  Сирени  посаженные  у дорожки  ведущей в дом , цеплялись , словно не хотели , никого пускать, казалось , что гудела сама земля под ногами,  дыхание дяди Феди  было настолько громким , что могло заглушить  разрывы мин, самого страшного врага…
  Мать , вглядывалась в  любимое лицо и не узнавала его, смотрела  пристально , словно искала немедленный ответ «Что происходит ? И , что делать ?» Вся короткая счастливая жизнь , ночи , бани , куры, игры , промелькнули одним мгновением , перед ней стоял совершенно незнакомый человек ! Она  теперь смотрела на него , со свойственным только ей отвращением ,ненавидела себя за то , что спала  с ним , натирала мочалкой глыбистую спину. Она своими  руками , спрятала нас себе за спину , словно боялась , что этот  в момент ставший чужим  человек , прикоснется , замарает и её, и её  детей своими  грязными , закованными в  наручники  руками !Она вспоминала , как любовалась им  по часу , а то и  по два, наслаждаясь его нежностью , прикосновениями… Настал момент , когда она вспомнила и о том , что он  немец и в  горячей голове промелькнула  жестокая мысль –фашист ! Дикий , и совсем не похожий ни на какого профессора – холёный , наглый  и напонтованный эсэсовец , она вспомнила  вдруг наколку на его плече –конечно эсэсовский погон ! Мать вдруг развезло , как  раскисают весенние  дороги, она пошатнулась и обмякла , едва удерживаемая братом , она нашла в себе силы и выпрямилась …
   Обыск провели  очень быстро , по видимому дядя Федя , опытный  в уголовных делах , не стал тянуть время и указал место  в подполье , где он спрятал  украденное со станции добро . Коротко и однозначно соглашался , давая признательные показания , на что понятые соседи , лишь охали и   понимающе , а то и сочувственно разводили руками. На стол вываливали , всё новые вещественные доказательства , и мать понимала , какую ночную работу, выполнял  дядя Федя. Догадались и мы .Дядя Федя ,  был вор , причем   вор , сознательный , которого устраивало то , что он делает . Мы  ещё никогда не видели , как  арестовывают преступника , как проводят обыск и теперь почему то были  рады такой жестокой развязке , потому  что каждый из нас понимал , что дядя Федя , совсем не тот , за кого себя выдает !
 И вроде бы ничего такого особенного не происходило , но у меня в горле появился ком , стало трудно дышать , и глядя на мать , было очень трогательно . Я очень жалел брата , который  совсем  не как я привязался к этому   чужому нам человеку. Над «Алейской« кружились  и громко   галдели прилетевшие с весной Грачи, наверняка искали гнезда покинутые осенью , уцелевшие на  деревьях от  снежной зимы. А соседи всё шли и  шли , как бы  снова знакомясь с теми , кто ещё совсем не давно праздновал новоселье. А потом  всё стихло.
Самая большая трагедия  прошла в моей жизни, трагедия , сравнимая разве что  с войной , в результате которой люди теряют самых близких им родных ! Поубавилось  и радости, прибавились сомнения , сомнения в праведности людей , в их бескорыстии.
   Весна, как всегда спешит  прикрыть всю грязь , скрытую зимой под  толщами снега. Заполняет мысли  новыми  песнями прилетевших птиц, наполняет Аллеи  свежими цветами…Память  врезала произошедшие события  в мою голову прочно  и надолго…


Рецензии