Дуэль русского сеновала и немецкой брони

     Подразделению, в котором служил отец, был дан приказ отступить к селу Н, чтобы выровнять линию фронта, в этом селе занять оборону и стоять насмерть. Вражеская мотопехота шла практически по пятам. Иногда встречный ветер стихал, и тогда сзади доносился треск немецких мотоциклов и гул машин.
     Ещё на подходе к селу командир роты стал давать указания по рассредоточению к обороне. Стремительно рылись окопы, подкатывались и укладывались брёвна, предназначавшиеся для строительства нового дома, маскировались укреплённые точки. На подступах к селу против немцев были выставлены два последних уцелевших пулемёта так, чтобы они могли стрелять перекрёстно. Автоматчики и бойцы с винтовками занимали позиции поудобнее. Готовили и раскладывали к бою гранаты, штыки и ножи.
     Солдаты старались отправить жителей деревни подальше от наступающих немцев, однако послушались не все. Некоторые носили солдатам поесть-попить и даже пытались принять участие в подготовке окопов.
     Взводные доложили о готовности к бою. Командир роты огляделся.  Стояло тёплое душистое лето. Пахло разнотравьем. Крестьянские хозяйства были так ухожены и уютны, что даже боевые новообразования среди них, выглядевшие уродливо и кощунственно, не могли испортить многовековой устоявшейся атмосферы деревенской жизни.
Ротный сжал кулаки.
- Через несколько минут – бой. Во что это всё превратится? – подумал он.
      Со стороны приближающихся  немцев усиливался шум моторов. Поднималась и стелилась по степи пыль. Из-за поворота дороги появились первые мотоциклы. Руки бойцов ещё плотнее сжали оружие. И вдруг раздался крик: - Танки!
И точно: в пыли, поднимаемой мотоциклами и грузовиками пехоты, появились две бронированные машины.
- Откуда у них взялись танки? – мелькнуло у ротного, - ещё вчера их не было! Если они пройдут, нам придётся совсем туго! 
Каждая секунда промедления грозила стать непоправимой ошибкой!
- Где стрелок ПТР?! – закричал ротный. Но сзади к нему уже бежали два солдата, несущие тяжёлое противотанковое ружьё.
   Ротный показал рукой в сторону фашистов:
- Я не знал, что у немцев окажутся танки. Укрытие для вас не готово. Бегом – на край села! Ищите место для боя самостоятельно! Ни в коем случае не пропустить танки!
    Тем временем немцы стали разворачиваться для атаки. Из грузовиков на ходу выпрыгивала пехота, её цепи рассыпались влево и вправо, мотоциклисты с пулемётами заняли крайние фланговые позиции. Оба танка тоже свернули с дороги и возглавили наступление пехоты.
       Пэтэеровцы,  схватив ружьё, побежали навстречу приближающимся немцам. За селом не было ничего похожего на окопы или траншеи. Зато стояли многочисленные шохи,  в которых местные жители сушили сено. Эти  сооружения  представляли из себя подобия сараев с неплотными стенами, чтобы сено хорошо проветривалось. Добежав до ближайшей  шохи , они приготовились к бою. Номер 1 - непосредственно стреляющий – выбрал удобные щели в досках, сквозь которые можно стрелять по танкам. Важно было, чтобы ствол ПТР не высовывался наружу, иначе вспышки огня при выстрелах выдадут место расположения.
      Номер 2, подающий патроны, быстро раскладывал боеприпасы, гранаты и автомат. Он в случае необходимости должен прикрывать стрелка всеми средствами.
      Танки с ходу открыли огонь по линии окопов с бойцами. Мотоциклисты укрылись за танками и вместе с пехотой  поливали деревню из пулемётов и автоматов.
      Стрелок ПТР быстро прицелился в левый танк. Нужно было умудриться попасть либо в смотровую щель механика-водителя, либо в двигатель. Он прицелился в танковую щель, затаил дыхание и плавно нажал на спусковой крючок. Выстрел! Но танк, продолжая движение, развернул башню, казалось, прямо на пэтэеровцев. Грохнул выстрел, и соседняя шоха разлетелась огненным фонтаном. Стрелок снова затаил дыхание и выстрелил. На этот раз танк закрутился влево и остановился, подставив под выстрел моторный отсек. Следующим выстрелом был подожжён мотор. Но задымившийся танк снова выстрелил, и ещё одна шоха разлетелась в клочья. Огонь на броне танка разгорался. Сделав ещё два выстрела, танк замер, и из него стал выпрыгивать экипаж.
       Тем временем второй немецкий танк, находившийся правее первого, уничтожал шоху за шохой. Стрелок ПТР перевёл ствол на него. Первый выстрел из ружья не дал результата. Танк продолжал вести губительный огонь. Командир немецкого танка никак не мог определить, откуда по ним стреляет противотанковое ружьё и принял решение таранить все подозрительные строения подряд. Набрав максимальный ход, танк сносил всё на своём пути. Это было на руку стрелку ПТР. Он дождался, пока танк окажется боком к нему, и сделал два выстрела по мотору. Кажется, в танке заметили откуда  по ним ведется огонь  и, развернув ствол башни, выстрелили в шоху с бойцами ПТР.  То ли начавшийся в танке пожар помешал точной наводке, то ли дым горящего поля сбивал прицел, но фашисты промахнулись. Зато всё точнее вёл огонь стрелок ПТР. Ему удалось попасть в смотровую щель механика-водителя и тем самым остановить танк. Но башня продолжала вести огонь . Из её ствола грохнул очередной выстрел и снова мимо! Танк задымил основательно. Из него выскочили озверевшие немцы и пошли в атаку с автоматами и пистолетами. Тут уж пришлось вовсю поработать второму номеру. Он без перерыва вёл огонь из своего ППШ. Первый номер подключился к бою с гранатами. За несколько минут экипаж немецкого танка был уничтожен полностью. Бой под селом Н. был выигран. Уцелевших немцев взяли в плен.
      Этот эпизод скорее всего так и остался бы для меня безызвестным, если бы не медаль «За отвагу», которую  вручили отцу через много лет после войны. Я как раз был дома, собираясь в школу, учась уже в третьем классе. Обычный почтальон принёс извещение. Как сказали бы сейчас: «Награда нашла героя!» 
И пришлось папе, не большому любителю военных тем, рассказать нам об этом случае маленького сражения между деревенской шохой и танками врага.
      Много лет прошло с того солнечного Брянского утра на тихой улочке с частными домами - на Третьей Толмачевской, когда почтальон принёс отцу извещение о награде. Многое  переосмыслено. И с нынешних позиций со всей  остротой проступает, как сегодняшнего меня, взрослого и успешного, отважно защищает первый номер ПТР - безусый мальчишка-доброволец - мой папа, годящийся мне теперь  по возрасту во внуки!

   Рисунок автора.


Рецензии
Рассказ живо передаёт события прошлых лет. Давно закончилась война, но память о ней не угасла. Слава тем, кто защищал Родину от вражеских захватчиков!
Моему отцу было тогда 16 лет. Вернулся с фронта с 2 медалями - "За оборону Ленинграда" и "За Москву". Носить их стеснялся. Так и лежали побрякушками у мамы в сундучке. После его смерти, в 57 году, мама отдала их нам на игрушки. Так и затерялись. Но отец никогда не рассказывал о том, за что получил эти награды.
Думаю, что зря бы не дали.

Спасибо за отличный рассказ и рисунок, Валерий!

Галина Калинина   26.06.2021 11:12     Заявить о нарушении
Галина, спасибо за отзыв !!!
Жаль, что значимость событий мы иногда оцениваем только со временем !!!
Но хоть так !

Валерий Махатков   26.06.2021 11:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.