Когда дрогнуло сердце актрисы? XIX

           В  1983  году  Михаил  Николаевич  Вадбольский  в  Доме  Художников  устроил  персональную  выставку ,  в  которой  я  немного  помогла  ему  и  в  знак  благодарности  он  подарил  мне  одну  свою  графику  с  надписью  и  автографом . Сейчас  она  находится  в  семье  внучки  знаменитого  грузинского  гросмейстера  Бухути  Гургенидзе  .  Я  посчитала  нужным  подарить  свою  коллекцию  картин  двум  дочкам  моей  подруги  и  выставить  их  на  аукцион ,  когда  Нану  Бухутьевну  Гургенидзе , грузинскую  поэтэссу  привезли  после  трепанации  черепа  из  штата  Нью-Джерси  в  родной  город . Михаил  Николаевич  Вадбольский  был  знаком с  Бухути  и  мы  просто  уверенны, что на нашем месте  Михаил  Николаевич  сделал бы  то  же  самое . Также  Михаил  Николаевич  подарил  мне  живописный  портрет  Байрона , но он  сгорел  тогда  же  в  Доме  Художников  с  портретом  "Марины" , белокурой  девочки  и  плакатом   "Мат  или  не  мат !"  На  этой  выставке  был  выставлен  также  плакат  против  Сионизма ,  но  местные  евреи  пришли  и  попросили  снять  с  выставки  этот  плакат ! Да ,  Михаил  Николаевич  до  конца  жизни  жил  нескучной  жизнью ! Однажды  он  сообщил  мне ,  что  должен  был  приехать в  Тбилиси  брат  Сахорова , но  визит  кажется  не удался !


         В  молодости  же  в  Тбилиси  он  дружил с  поэтом  Галактионом  Табидзе  ,  с  художником  Ладо  Гудиашвили  и  поэтом  Паоло  Яшвили ,  встречался  с  Сергеем  Есениным . Как-то  играл  в  шахматы  с  Капабланка ,  приехавшего  в  Грузию . Беседовать с  ним  было одно  удовольствие . Скорее  всего  на  подобном  русском  языке  говорили  питербуржцы  Серебрянного  Века . Сам  он  написал  роман  " Чёрные  полосы "  и  сборник  стихов .  Рукописи  его  хронятся  в  Литературном  музее  Грузии   и  ещё  в  11  архивах  города  Тбилиси  ,  а  также  в  Государственный  Музей  Грузии  хранятся  его  картины ,  коллекции  геральдики  и  коллекция  нескольких  тысяч  подписей  знаменитых  людей  мира .


           В  семье  говорят , что  он  был  католиком , я  тоже  помню  это  и  до  крещения , до  1980  года очарованная  искусством Возрождения , в  начале  подумывала  принять  католичество .  Ища  старушку  в  крёстные  мамы , после   знакомства  с  Вадбольским ,  я  подумывала  о  Старце  и  попросила  даже  Михаила  Николаевича  стать  мне  Крёстным  Отцом . он  согласился . Но  всё  произошло  по-другому  и  несколько  позже .


           После  того ,  как  я  приняла  уже  Православие  19  декабря  1980  года ,  лично  мне  в  беседе  Михаил Николаевич  сказал ,  что  он  православный  ,  поведав ,  что  у  фамилии  Вадбольских  есть  две  ветви ,  русская  и   польская .  Русская  ветвь  была  православной ,  а  польская  ветвь  была  католической . Он  же  мне  и  сказал ,  что  относится  к  русской  ветви  и  является  православным . Тогда  же  он  мне  сказал ,  что  даже  крестил  свою  приёмную  дочь  Марину  в  Православном  Храме  на  "Кирочной" ,  он  так  и  выразился  и  является  ей  Крёстным  Отцом . Но  на  той  же  улице  находится  и  Католический  Костёл. Поэтому утверждать что-либо точно я уже  не  берусь . Позже  я  помню  ,  что  я  предложила  ему  исповедоваться  и  причаститься  на  старости  лет ,  на  что  он  мне  сказал  свою  знаменитую  фразу : " Я  глубоко  верующий  человек ! Я  глубоко  верю  в  Бога ,  но  я  не  подпишусь  ни  под  одной  религией   мира ! " И  отказался  исповедоваться !  Зная ,  что  у  него  переписка  была  и  с  Папой  Римским  и  с  Китаем , зная   от  его  дочки  ,  что  католику  он  мог  сказать ,  что  он  католик ,  православному  сказать ,  что  он  православный ,  а  с  будистом  часами  разговаривать  о  Будде ,  зная ,  что  он  читал  и  Блаватскую  и  Ницше , зная  всё  это , я  задала  ему  вопрос  по-другому : " Михаил   Николаевич ,  если  бы  вы  сами  себе  бы  выбирали  бы  религию ,  то  какую  бы  вы  выбрали  бы ? "

 
       " Будизм ! " -  был  короткий  ответ  ученика  Николая  Рериха .
       Да ,  вывод  напросился  сам  собой ,  Михаил  Николаевич  Вадбольский  был  самым  настоящим  пан-экумэнистом  и  таким  остался   и  ныне  и  присно  и  во  веки  веков ! И  всё  таки  я  поминаю  его  в  личных  молитвах ,  ибо  добродушнее  и  не злобнее , более  не  мстительного  и  более  не  завистливого  человека  я  в  жизни  не  встречала ! Более  умного  юмора  я  в  жизни  не  слышала  и  более  чистого  русского  языка  моим  ушам  не  дано  было  слышать ! Сидя  за  столом  в  своём  кресле  и  куря  папиросы  до  самой  своей  смерти , он  прямо и  разумно  исповедовал  свою  жизнь и о молодости  своей  вспоминал  сокрушаясь и  всё  время  с  величайшем  покаянием ! И  потом  в  те  годы  с  нами , детьми  о  Боге  вообще  разговаривали  всего  три  человека : тётя  Сима Самойлова-Самодурова ,  тётя  Вера Самойлова-Морозова и  Михаил  Николаевич Вадбольский ! Остальные  как-бы  запрет  наложили  на  уста  свои !  С  кем  же  было  нам  искать  Бога  и  к  кому  мы  должны  были  ходить ,  если  Слово  Бог  то  никто  и  не  произносил  в  детстве ,  кроме  моей  мамы   в  её  знаменитой  фразе : "  Бога  нет! " ? Как  же  нет  Бога ,  когда  есть  Слово  Бог ?  С  кем  же  мы ,  дети  должны  были  говорить  о  Нём ,  если  не  с  тем ,  который  говорит ,  что  в  Него  верит ?
      
        Одним  словом  он  не  стал  моим  Крёстным  Отцом ,  хотя  согласился  крестить  меня  и  вообще  мы  были  очень дружны. Когда  я  приняла  Православие ,  в  тот  день  он  подарил  мне  ещё  одну  свою  работу  с  надписью . Она  хранится  в  моём  доме  с  его  благодарностью  и  автографом . Он  всегда  просил  меня  приходить  к нему  в  гости  и  непременно  прийти  на  его  похороны . Это  был  единственный  человек ,  которого  хоронили  с  открытыми  глазами . На  панихидах  несколько  дней  его  голубые  глаза ,  которые  никто  никак  не  смог  закрыть  были  устремлены  к  Небу ! Жена  его  тётя  Эмма  умерла  несколько  позже .  Она  была  ко  мне  очень  добра ,  но  как  и  моя  мама  не  верила  в  Бога .

      
        Неисповедимы  Пути  Господни !


          ( Продолжение  следует . )


Рецензии