О коллекторстве в России и не только

Идея написания данной статьи родилась у меня на рабочем месте. Да господа, я коллектор, и этого не стыжусь. Давайте подумаем как человек представляет себе коллектора, разберем мысли человека, который с этим не сталкивался, человека, который исправно платит кредиты или вовсе не прибегал к подобным услугам, что в условиях России маловероятно, но всё же. У таких людей сложилось представление, что коллектор это человек который выбивает долги, именно выбивает, приезжает к должнику, красит подъезды, бьёт окна, разбивает лица должников. Но все это в прошлом, сейчас таким промышляют лишь некоторые конторы, услугами которых пользуются лишь микрофинансовые организации и не самые престижные банки. Моя же работа заключается в звонках, бесконечных звонках, практически круглосуточно. Звонки осуществляются системой, то есть компьютерной программой, весь процесс автоматизирован, специалисту остаётся лишь сказать здравствуйте и  начать разговор. Перед тем как должник попадёт к специалисту ведётся прозвон исключительно системой, чем то похоже на автоответчик при заказе такси, пока не возьмешь трубку он не заткнется. И звонить он может круглосуточно, люди часто жалуются что им звонят в час ночи, в шесть утра, приходится объяснять что это невозможно так как звонки ведутся лишь в отведенное для этого время.
 Звонки это вся моя работа. Переговоры естественно осуществляются по определённым правилам, так называемым скриптам, на должника один, на родственников должника другой, на знакомых третий. Существуют также пособия по мотивации и возражениям должника, на этом нехитром наборе и строится каждый разговор. На основе личной информации,  которую предоставляет в процессе разговора сам должник строится определённая мотивация. Например если у должника есть дети обязательно зачитывается возможная проверка органами опеки, человек официально работает, значит мы будем звонить также его работодателю, зачастую происходит так что работодателю уже звонят, либо его номера нет в базе, а значит что по сути произнесен текст не имеющий реального смысла, и таких "мотиваций" довольно много. Меня очень удивляли специалисты использующие пустую мотивацию, самой пустой в моей работе был выезд к должнику домой, когда я устроился в организации так называемой выездной группы не было уже как два года. После таких специалистов должники часто спрашивают когда же к ним приедут, пугать человека тем чего нет по моему немного глупо, но всё же по сути мотиватор был направлен на то чтобы заставить человека чего то ждать, ввести его в вечный режим ожидания пока он наконец не расплатиться. Некоторые специалисты используют что называется непрямые угрозы, говорят о том что с кем то из его родственников может случиться, но обязательно по каким-либо обыденным причинам, жена будет поздно возвращаться домой одна, и вдруг споткнется и сломает себе ногу, подскользнется упадёт и разобьет голову, что-то в подобном роде.
Теперь поговорим конкретно по пунктам:
И первый пункт это должники, а именно типы должников.
Как люди бывают разные так и должники зачастую очень отличаются друг от друга, но их также объединяет один немаловажный факт, задолженность по кредиту, займу, кредитной карте. Самый приятный для работы тип этот так называемые лояльные должники, зачастую это адекватные, интеллигентные люди у которых что-то пошло не так в жизни. Например попали в аварию, прогорел бизнес, умер муж/жена, то есть очень веские причины. С такими людьми приятно общаться, они понимают что они должны и обязаны вернуть, а это самое главное. Вообще работа коллектора по сути заключается в том чтобы убедить человека что вернуть деньги он обязан, уже затем прописываются сроки и прочие аспекты. После того как человек это понимает он начинает решать проблему, до этого момента же может ссылаться на что угодно ждать суда, прихода домой приставов, коллекторов,  самый популярное утверждение должников подавайте на меня в суд, в особенности смешат те кто о суде и том как он проходит не имеют ни малейшего представления. Они считают что их позовут в суд и судья будет слушать их слезливую историю, вот только слушать их в суде никто никогда не будет. Но продолжим о типах, итак лояльные, их мало и они как и все врут, но причина их лжи зачастую опять же рождается из непреодолимых обстоятельств.
Перейдем к другому типу и назовём его принципиальные, вот тут задача коллектора по убеждению человека превращается в практически невыполнимую миссию, зачастую у таких людей существует серьёзное разногласие с кредитором, и они ждут суда, при этом многие из них адекватные люди и они нормально с вами общаются, они знают законы, свои права, у 90% из них есть деньги, но они принципиально платить не пойдут, в 85% процентов случаев данного типа такую ситуацию рождает сам банк.
А теперь перейдем к экстра типу, назовём его просто "бомжи". Взыскать что-то с людей этого типа очень и очень сложно, стиль общения должен быть максимальным жёстким, вообще тенденция такова что специалисты общающиеся с должниками как со скотом взыскивают неплохие деньги. Наверное это особенность российского менталитета. В этом случае общение должно быть как с оконченным скотом, самый ненавистный тип для коллектора, у таких людей нет денег и в ближайшем будущем они не появятся, убедить их в том что в их случае ещё есть выход заканчивается ничем, такие люди не способны из-за своей тупости, лени, рабского выжидающего мышления основаном на русском авось что то изменить в своей жизни, начать оплачивать долги. Под этот тип попадают очень разные слои населения, самый ненавистный для меня это женщины без мужей и с детьми, при этом они обязательно в декрете, детей в 90% случаев у них как минимум двое, при этом декрет у них неоплачиваемый потому как с работы их перед этим либо сократили либо они сами уволились, на вопрос на что вы живете они отвечают на детское пособие, думаю каждый понимает что в России оно не столь велико, некоторым помогают родители, такие не платят никогда, либо за них платят родители, впоследствии по суду половину пособия арестуют и платить они будут ещё лет 6-10 при этом принимая звонки от банка и коллекторских служб. Далее у нас в этот класс попадают "бабки" именно женщины от 60 и выше, честно говоря не припомню чтобы общался с мужчиной данного типа, у таких что-то взыскать также практически невозможно, типичная история такова бабуля берет кредит там где дают, платит от силы год, это максимум плюс минус ещё пол года, затем у неё начинаются проблемы со здоровьем и её увольняют с работы, либо она уже не работала, живя на пенсию в РФ, и либо заболевает тратя все на лекарства, может также заболеть умереть её муж, меня особенно веселились истории когда такие бабули лечили своего мужа, тратили деньги на операции, уходя в просрочку,  затем муж умирал и бабка оставалась одна с просроченным на год кредитом сумма которого выросла раза в полтора как минимум, особенно радуют дети таких бабуль, их либо нет, либо они тоже повязли в кредитах, при чем что самое удивительное что 70ти летние бабки берут по 150 тысяч, и это ещё не самая большая сумма бывшая у меня в работе, при вопросе а на что брался озвучивается зачастую идиотские вещи, например ремонт дома, убедить в чем то этих людей невозможно, скорее получится довести до инсульта, их позиция до боли проста, я платить не буду делайте со мной что хотите, берите что хотите.
Под этот тип также подходит и особый тип, но все таки я бы условно выделил здесь подтип уникальные, это непростые должники, это игроманы, сектанты психи, я серьёзно, я разговаривал с сыном должника, мужчина в возрасте попал в секту и нес туда буквально всё попутно набирая кредиты, общая сумма была около 2млн рублей, жил он после всего у сына предварительно пролечившись в психушке, сын естественно сказал что платить за него он ничего не будет.
И чуть не забыл главную особенность бомжей, они после 2х лет звонков могут отказаться пройти стандартную процедуру идентификации, а попросту озвучки даты рождения, мотивируя это тем что они не знают кто им звонит и на каком вообще основании, такая получается глупая отговорочка.  Также у должников после введения этого горя закона о коллекторах появилось ещё несколько отговорочек, теперь они кричат в трубку что мы им уже звонили сегодня два раза, при этом оба этих раза они бросили трубку не проговорив  и минуты, ну и естественно в выходные эти вип персоны общаться с вами не намерены.
Естественно выделенные мной типы очень утрированы и описаны лишь их общие черты, типы зачастую смешиваются и получается например лояльный бомж.
Интересной также представляется позиция некоторых должников которые считают что если они более года не платят но при этом отвечают на каждый звонок будь он из банка или коллекторской службы то им это каким-то образом зачтется, поясню если вдруг меня читают подобные люди, вам это никак не зачтется, начни платить и вообще никогда не бери трубки, от тебя ждут только денег, никому не нужно твоё нытье, пора бы это понять, разницы в том что ты берешь трубку и не платишь и не берешь трубку и не платишь нет никакой.
Самое любимое дело должников это врать, врать что заплатят, врать что будут стараться, искать деньги, любимая их фраза при озвучивании даты и суммы платежа "я постараюсь". Также должники любят себя хоронить, спрашиваешь человека, тебе отвечают он умер, после бросают трубку и представляются сестрой или братом, в 70% разговор оказывается, что это и есть сам должник.
Ой, и я совсем забыл про самый весёлый тип, их называют " отклоняшки" это должники которые либо просто тебя посылают куда подальше, либо хотят поговорить по душам, выпив при этом, истеричные женщины, здесь можно включить фантазию и представить самых разных неадекватных лиц. Они также любят перезвонить на входящую линию и поматерить вас, один идиот звонил и представлялся юристом должника спрашивая, зачем мы ему звоним, юриста обычно хватало минуты на полторы, далее начинался мат и оскорбления, я более чем уверен что должник сам этим занимался, на вопрос а не надоело ли вам подобным заниматься, человек отвечал, что якобы ему платят деньги за то чтобы он нас доставал. Взыскать что то с этого типа должников невозможно, по сути как такового разговора то здесь и нет, специалистам рекомендуется в подобных случаях не идти на провокации и заканчивать разговор.
Ну и последний тип, это люди которых мне по настоящему жалко, название этого типа "ложники". Под эту категорию попадают люди чьи номера оказались в коллекторских службах без их ведома. Бывшие работодатели должников, коллеги по работе, знакомые, люди купившие симкарты с номерами должников, зачастую номера даже первоначально в банках не проверяются, я попадал в такси, в пункт полиции, в различные организации на несколько сотен сотрудников и сетью по различным городам России, особенно жаль людей которые купили счастливый номер, этим реально можно испоганить себе жизнь, проблема в том что звонки будут до тех пор пока должник не отдаст деньги или банк окончательно не отзовет дело, никто никогда не будет проверять, на ком зарегистрирован номер спустя 2 года после выдачи кредита, первоначально в банках то не всегда это проверяется, чего вы хотите от дальнейших служб. Смысл в том, что номера людей, не знающих должника или не имеющих более с ним связи удаляются из базы, но после определенного промежутка времени вносятся вновь, проблема в том что так называемая  карточка должника в коллекторском агентстве находится какой-либо определённый срок, далее вновь возвращается в банк и информация о деле в самом коллекторском агентстве о должнике и работе с ним стирается, после чего возвращается в своем первоначальном виде получается что информация попросту не актуализируется, и происходит это примерно в 95% дел, то есть номера которые были удалены при первой обработке как ложные вновь заново прозваниваются и это длится годами, совет людям попавшим в такую ситуацию один-меняйте номер, если это возможно, при переговорах ведите себя спокойно и дайте специалисту все проговорить, объясните когда вы приобрели данный номер и укажите что  человек, озвученный специалистом вам не знаком, спросите номер горячей линии агенства или сайт где можно было бы оставить заявку на удаление номера. Загвоздка ещё в том что для удаления номера нужно как минимум 3-4 звонка, при этом людей начинает это бесить, они оскорбляют специалиста и бросают трубку, в этом случае специалист не фиксирует номер как ложный и все начинается заново.
И специально для людей которые грозят прокуратурой, я несколько раз общался с сотрудниками полиции, прокуратуры, эти люди общались максимально интиллегентно, никто не будет заводить никаких дел, поймите это, а ваши пустые угрозы вызывают лишь смех. Сотрудник прокуратуры например предложил мне перезвонить бабуле, которой мы названивали и попросту извиниться, если вы посмотрите статистику заведения подобных дел, то вы увидите что процент обращений, которые перешли к какому-либо делу ничтожно мал.
В целом становятся должниками в подавляющем большинстве люди финансово неграмотные, например был у меня разговор с бабулей, которая взяла в кредит стенку, оформив через русфинанс банк, там ей обещали что если она платит без просрочек последний платеж ей прощают, бабуля совершила глупейшую ошибку из возможных, она оплатила данный кредит ранее, и думала что он автоматически закроется, она не взяла ни справку, не обратилась в банк по этому поводу, в последствии дело оказалось у нас  с долгом в несколько тысяч рублей, которые она платить естественно не намерена. Также одна из проблем это очень высокая ставка по кредиту, если сравнивать с европейскими странами то например самая высокая ставка по ипотеке там около 3-4%, в России же она доходит до 15 и даже более процентов, также и с кредитами. Нужно понимать что в России в ставку по кредиту заложен изначально процент невозвратов, то есть если банк выдаст 3 кредита из которых оплатят только один то он все равно будет в плюсе, еще некоторым образом влияет инфляция, которая также достаточна высока в России, текущая ситуация в стране усугибила положение, думаю процент людей оказавшихся в нищете достаточно серьезно увелечился, количество просрочек растет с каждым днем, кто-то пеняет на Путина, кто-то еще на что-то, суть не в этом. Работодатели услышав слово кризис позволяют себе перестать выплачивать работникам заработную плату, происходят массовые сокращения, людям становится попросту не на что жить, не говоря уже о выплатах кредитной задолженности. Банки также не предпринимают практически ничего чтобы как то помочь людям с решением проблемы, стратегия основной массы банков в течении года накручивать сумму и затем запустить акцию лояльности, списание штрафов, реструктуризация, рефинансирование, при этом во всех данных акциях необходимо внести довольно внушительную сумму единовременным платежом. Наше государство заботится о банках но не заботится о финансовой грамотности населения, всех устраивает что с каждым годом в нашей стране всё больше людей находится на пороге бедности, многие ответят что мол сами виноваты, но я так не думаю, государство должно заботится о своих гражданах, как отец о сыне, естественно в нашем государстве об обывателе заботится никто не намерен, государство будет считаться лишь с интересами банков, а банки будут продолжать гнуть свою грабительскую линию.
И в конце хочу дать совет всем тем кто в будущем будет оформлять кредит, подумайте несколько раз нужно ли оно вам, оцените все возможные риски, ситуацию в стране, внимательно  ознакомтесь с кредитным договором, ведь при вашей подписи в будущем вы не сможете никому доказать что вы не знали о чем-либо, всё прописано в договоре, и все ваши претензии будет ничем иным как пустым сотрясанием воздуха.


Рецензии