Подподушечная книга дирижера Мравинского

«Из сломанного сучка соседней березы время от времени собиралась самая светлая,
                самая чистая капля, и я ловил ее языком»
                Михаил Пришвин «Лесная капель»
.....................

                «Вся жизнь в основном для меня как подарок»
                Михаил Пришвин
..............

                «Радуешься просто тому, что живешь»
                Михаил Пришвин
.................

«Кажется, вот если бы совесть свою сохранить до того чистой, чтобы жизнь после
               всего отошла от меня самого, как отходят эти листья с деревьев»
                Михаил Пришвин
..................

20 марта 2018 год.
Только что прочитала книгу Валерии Дмитриевны Пришвиной «Наш дом».
Писателю Пришвину позвонил дирижер Мравинский. Мравинский признался, что поэма Пришвина «Лесная капель»--это его подподушечная книга...
..............

Запись в дневнике М. П.:
«Звонил дирижер Мравинский, и совсем незнакомый мне, выражал свое признание меня как писателя, сказал даже, что «Лесная капель»---его «подподушечная книга». Такие читатели являются моим золотым фондом».
................

Из книги В. Д. Пришвиной «Наш дом»:
«Приезжая в Москву, каждый раз Мравинский заходил к нам. Пришвин не бывал на концертах Мравинского лишь когда болел.
«Евгений Александрович Мравинский объявился в Москве, позвонил, и вечером мы слушали в консерватории Брамса. Он как дирижер в своих приемах так изменяется, что я в нем себя узнаю: тоже ведь и я в своих писаниях живу и расту непрерывно... наверно, у нас с ним есть какой-то общий секрет в творчестве. Скорее всего этот секрет в полной и безраздельной отдаче жизни своей искусству»
Дней за десять до кончины Михаила Михайловича приезжал Мравинский. Михаил Михайлович полулежал в своем любимом кабинете на диване. Мы двое сидели возле него. У рояля стояла небольшая елочка. Мы зажгли свечи и смотрели на живые огни. Пахло хвоей. У Михаила Михайловича ничего не болело; только слабость и сильно похудел. Мы с Евгением Александровичем знали, что приближается конец. Он этого не знал или не хотел знать... Мы тихо переговаривались. Мравинский не дотронулся в тот раз до рояля. Слушали только что вышедшую пластинку с голосом Пришвина. Это было последнее их свидание».
...............

Я—впервые---взяла в руки «Лесную капель»... «Лесная капель»--это самый первый опус  Пришвина, который он состряпал из своего Дневника.
Я прочитала первые три страницы... О боже... Какая красота... Лето... Все поле усеяно медоносными синими цветами---Фацелией... И все гудит... жужжит...  Каждая травинка живет своей жизнью... Я читала Тургенева... Я читала поэтические новеллы Тонино Гуэрра... А наш---наш---родной---неимпортный---русский писатель Пришвин прошел мимо...
Пришвина я просахатила...
Собеседник Пришвина спросил—а у вас была ли в жизни своя Фацелия?... Такое ощущение, что собеседник Пришвина задал, с одной стороны, вопрос Пришвину, а с другой стороны, собеседник Пришвина задал вопрос и мне, простому читателю...
Ах! А была ли Фацелия?
Страшно подумать, но... Нет, не была... Только мимолетные встречи и ничего серьезного... Пришвин---мой двойник... Он искал Идеал... Он искал свою мечту... И---мой двойник---у него никогда по отношению к женщине не было похотливых мыслей... Пришвин---душевно, духовно---девственник.
.............

Каждая строчка—роскошь...
Я вообще не хочу ничего писать...
Просто читать и балдеть!!
Ну вот... Например... Одна из первых строчек... Цитирую:
«...Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному им на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями. Видел ли кто-нибудь эти капли?»...
Какие чудесные строчки...

Эти идиоты-издатели слепы до безобразия...
Кстати сказать... «Лесная капель», если я не ошибаюсь, была написана накануне войны, примерно в 1940 году... Эти издатели-идиоты не стали тогда это произведение публиковать... Типа... Россия накануне войны, а это произведение аполитичное... Но потом... Потом... Когда в 1943 году немцев выгнали из Москвы, то тогда... В-общем... Нужно срочно было найти позитивное произведение для поддержания народного духа... И здесь эти идиоты вспомнили о Пришвине... Кажется, что именно в 1943 году это произведение было целиком опубликовано. В этом произведении нет ни одной строчки о войне.
И еще... Один редактор признался Пришвину—вы пишите такие глупости, но мне нравится... Господи!!! Я всегда вспоминаю строчку Ренаты Литвиновой: «Для того, чтобы раскусить гениальность строчки, то для этого нужно самому быть гениальным человеком».
.......

Новая книга «Лесная капель» была о радости и мире. Пришвин писал о мире, когда на Земле разгоралась война...
.........

Все издания Пришвина какие-то серенькие, невзрачные, стрёмненькие... В то время как опусы того же Тонино Гуэрры издали на суперлощенной бумаге, сделали суперяркую обложку... А между тем Пришвин, конечно же, круче...
Хотя... Как говорил Бродский—на таких высотах нет иерархии...
...........

Главное—это его Дневники.
Интересно... Он жил в годы революции—гражданской войны---репрессий...
Интересно... Как эти идиоты его...не кокнули... Слава Богу! По всей видимости, истинная причина в той же аполитичности его произведений.
Господи! Как хорошо, что он оставил после себя самое-самое дорогое—это свой Дневник. Этот Дневник... Я просто в шоке---в хорошем смысле этого слова---от объема этого Дневника.

Пишу.
Книга  0—Дневники 1905--1913
Книга 1—Дневники 1914—1917
Книга 2—Дневники 1918—1919
Книга 3—Дневники 1920—1922
Книга 4—Дневники1923—1925
Книга 5—Дневники 1926—1927
Книга 6—Дневники 1928—1929
Книга 7—Дневники 1930—1931
Книга 8—Дневники 1932—1935
Книга 9—Дневники 1936—1937
Книга 10—Дневники 1938—1939
Книга 11—Дневники 1940—1941
Книга 12—Дневники 1942—1943
Книга 13—Дневники 1944—1945
Книга 14—Дневники 1946—1947
Книга 15—Дневники 1948—1949
Книга 16—Дневники 1950—1951
Книга 17—Дневники 1952—1954
...........

С ума сойти... Если полное собрание сочинений Пришвина занимает томов восемь, то Дневники занимают...аж 18 томов...
Цена за все тома вместе—38500 рублей.
Все-таки дешевле покупать по одному тому.
.........

Только что прочитала в Инете такую строчку:
«По оценкам творчества издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объем собственно художественных произведений автора. Очевидно, что «Дневник» Пришвина — едва ли не самое масштабное и едва ли не самое неожиданное произведение в истории русской литературы первой половины ХХ века. В нем соединяется русская литературная традиция писательского дневника, в котором его личная жизнь и творчество предстают в сплетении постоянно возникающего материала авторефлексии, с русской летописной традицией — погодовной хроникой происходящих событий в течении пятидесяти лет. И сама фигура писателя, творчество которого по разным причинам еще до сих пор не осмысленно, выступает в несколько ином свете, чем это представлялось до сих пор».
...........

Почему-то на чёрном рынке самая дорогая книга—книга 12---Дневник за 1942—1943 годы. Он в те годы жил в эвакуации...уединенно... Но... Образ жизни не менялся... Рано утром---прогулка... Потом—ведение Дневника за предыдущий день... Этот образ жизни не менялся годами...
.............

Началась война...  А Пришвины в это время жили в эвакуации, в деревне Усолье... А там---там---в горящей Москве у Пришвина остались все его Дневники---самое дорогое... И Пришвин вместе с Валерией сели в свою машину и поехали в Москву за этими Дневниками. На выезде из Москвы на посту стояли военные и забирали у всех личный транспорт для нужд фронта... У Пришвиных началась истерика... Хорошо, что кто-то из военных узнал писателя Пришвина... Каким-то чудом они сели в свою машину и поехали в свое Усолье... Там на обочине они увидели корову с безумными глазами... И об этой корове—тоже—впоследствии несколько строчек в его Дневнике...
............

Валерия Пришвина: «Дневники были для Пришвина делом его совести, он их вел без всякой мысли о печати».

Потому и не кокнули, потому что Дневник был ТАЙНЫЙ!!!

Михаил Пришвин: «За каждую строчку моего Дневника--десять лет расстрела»
...........

Из Дневника М. П.: «Приехала еще одна женщина и переписывает с Лялей мои дневники. Думаю, не слишком ли, что переписывается такая дребедень».
............

Валерия Пришвина:
«...М. М. заботился о создании спокойных условий для моей работы, которую он возлагал на меня как на своего прижизненного сотрудника и литературного наследника—он давно был озабочен этим. Так, за год до покупки Дунина он записывает: «Надо обеспечить Ляле спокойную работу над дневниками». Дневники—это была та область работы, которой он придавал особое значение и которая не была почти известна при его жизни читателям».
...........

М. П.: «Мелькает мысль, чтобы бросить все лишнее, машину, ружья, собак, фотографию и заниматься только тем, чтобы свести концы с концами, то есть написать книгу о себе со своими дневниками».

Дико—дико---дико завидую Пришвину.... Ибо у Пришвина была цель---цель---Дневники---ради которой можно было все бросить...
Ах! Если бы... Если бы и у меня---тоже---была такая цель...
...........

М. П. : «Я пишу для тех, кто чувствует поэзию пролетающих мгновений повседневной жизни и страдает, что сам не в силах схватить их».
...............

Одна из последних записей М. П.:
«Кажется, вот если бы совесть свою сохранить до того чистой, чтобы жизнь после всего отошла от меня самого, как отходят эти листья с деревьев».
..............

26 сентября 1953 год. Михаил Михайлович, раздумывая, бродит по аллеям сада: «Листья в липовой аллее уже хорошо и серьезно шумят под ногою. Слышишь ли?»
...........

К. Паустовский заметил, и нам важно запомнить его свидетельство: «Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им---сущие пустяки по сравнению с его дневником, с его ежедневными записями. Он вел их всю жизнь. Эти записи он  и хотел сохранить для потомства».
...........

Валерия Пришвина:
«Когда читаешь его многолетние дневники с молодости и до глубокой старости, остается одно впечатление, один образ: душа, жаждущая любви!»
...........

Валерия Пришвина:
«Пришвина мало кто понимал по-настоящему. Его бьющая в глаза оригинальность граничила часто с кажущейся наивностью и у многих вызывала недоумение».
...........

Продолжаю читать «Лесную капель».
А чего стоит вот эта одна-единственная строчка...
Пишу...
«Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек»...
Ах!!! Я бы носила на руках Пришвина уже за одну эту строчку...
Кстати сказать... Почему-то у Бродского---ни одной строчки о Пришвине... Я, кажется, немного догадываюсь---почему... Они жили—как бы—на разных планетах...
 
Бродский---холодный, интеллектуализированный...
Пришвин—теплый, добрый, задушевный...

«Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек».
..........

24 марта 2018 год.
Пришвина я просахатила...
Собеседник Пришвина спросил——а у вас была ли в жизни своя Фацелия?...
Когда я училась в Кемерово в институте культуры, то я переписывалась со своим ровесником по имени Артур. А этот Артур учился в Москве в самом крутом институте, в МАИ—Московском авиационном институте. Очень умный молодой человек. Но... Артур с самого начала был заточен на то, чтобы зацепиться в Москве, чтобы жениться на московской прописке... Моя любовь к нему уже 100 лет как прошла... Сейчас сквозь призму времени я думаю о том—как хорошо, что я ни с ним... Потом был Сережа-стоматолог... О господи! Как я по нему убивалась... Какая я была дура!... Потом был Истомин-женатик... Я как вспомню о том, как сходила с ума... Я как вспомню о том, как завидев его еще издали, я уже вся начинала дребезжать...
«А была ли у Вас своя Фацелия?»--спрашивает собеседник у лирического героя Пришвина.
Ну нет же! Нет! Сколько их было??.... Много... Всех не вспомнишь... Но никогда не было так, чтобы взаимно... Но никогда не было так, чтобы комфортно... Но никогда не было так, чтобы было как-то тепло по-родственному... Но никогда не было так, чтобы навсегда...
...........

24 марта 2018 год. Вечер.
Пришвина вообще невозможно читать... Я вообще не могу читать Пришвина... То есть... Мне, например, понравилась одна миниатюра из «Лесной капели». И я уже несколько дней... О нет! Я—не читаю... Я обсасываю каждую строчку...
Пришвин как дорогое вино... Пришвина нужно не пить, а смаковать, растягивая удовольствие...
Итак... Мне понравилась одна миниатюра. Эта миниатюра называется «Живой дымок».
Цитирую целиком:
«Вспомнилось, как вчера ночью в Москве я проснулся и по дыму в окне узнал время: был предрассветный час. Где-то из какого-то дома из чьей-то трубы выходил дымок, едва различимый в темноте и прямой, как колонна, дрожащая в мареве. И никого живого не было, только этот живой дымок был, и сердце мое живое волновалось, как этот дымок, и вся душа была вверх в полнейшей тишине. Так некоторое время, припав лбом к стеклу, я и побыл наедине с дымом в этот предрассветный час».

О! Как я хочу туда---туда---к Пришвину (под крылышко)---в его московскую квартиру---и вдыхать-осязать-обонять этот дымок!!!
Просто хочу живой дымок!
.........

В произведениях Пришвина нет никакого сюжета. Пришвин признавался, что «во всех своих книгах он оставался автором записок о непосредственных своих переживаниях». Я здесь прочитала в комментариях о том, что узники фашистских лагерей смерти передавали друг другу переписанные от руки миниатюры «Лесной капели».
И еще... Я здесь прочитала по поводу его автобиографического романа «Кащеева цепь» тоже интересную информацию... Один красноармеец написал письмо Пришвину 29 апреля 1943 года. В этом письме он рассказывает о том, как он в разгромленном врагом местечке нашел книгу совершенно ему незнакомого писателя Пришвина—роман «Кащеева цепь», читал ее всю ночь, двигаясь вслед за степным пожаром при разрыве снарядов и мин. И так к утру прочел весь том. Он просил прислать продолжение.
............

Пришвин все замечал...каждую травинку...каждую хвоинку....
Цитирую:
«Я замечаю даже блеск хвоинок на тропе в лучах заходящего солнца и все иду, любуясь, иду без конца по лесной тропе...».
...........

Главная тема Пришвина---радость жизни.

М. Горький: «Вся русская литература говорит о страдании. Вы единственный русский писатель, который пытается сказать свое слово радости».

Пришвин всегда пел о радости...
Цитирую:

«Быть может, эта весна моя последняя. Да, конечно, каждый молодой и старый, встречая весну, должен думать, что, может быть, это его последняя весна и больше он к ней никогда не вернется. От этой мысли радость весны усиливается в сто тысяч раз...».
...........

Пришвин все замечает и...первый цветок в том числе...
«Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок».
...........

Я угадала душу Пришвина... Пришвин пишет про своего лирического героя: «...он сохранился ребенком...». Стало быть, я права... Права в том смысле, что Пришвин---душевно, духовно---девственник... Он смотрит на женщину без похоти...
........

Пришвин:
«Я обрадовался росисто-серому утру и пошел снимать работу пауков...
И только я устроился, как грянула гроза и ливень. Но я такую нашел ель, что, будь целый день ливень, на меня бы и не капнуло. Как люблю я сидеть при сильном дожде под елкой и думать. Зверушки, птицы в это время точно так же сидят. Да, думать... Но самое замечательное, что можно и не думать, и еще больше, дойдешь до такого счастья, что скажешь себе: «Не думай, сиди так, пахнет хорошо, и слушай!» И вот сидишь и ничего совершенно не думаешь: только слышишь и чуешь. Так, вероятно, и зверушки сидят...»

Я тоже хочу... Туда---туда---в пришвинский дождь----под пришвинскую ель и...чтобы думать----думать----думать-----
Я сейчас вспомнила о том, что в 1946 году Пришвин с Валерией купили дом в Дунине... Дом с садом... Пришвин обожал работать прямо на природе... Он соорудил из пня и горбыля себе рабочий кабинет, рабочий уголок... Это рабочее место называлось венское кресло... Кажется, что туристам, приезжающим в Дунино это «венское кресло» показывают...
Из книги Валерии Пришвиной «Наш дом». Цитирую:
«Спускаясь по тропинке, вы проходите мимо места под двумя большими елями, которое выбрал себе Михаил Михайлович для уединенной работы. Он сам сделал себе кресло из пня и горбыля, которое в шутку называлось у нас «венским креслом»...
..........

М. Пришвин «Лесная капель»:
«В лупу я следил за работой на самом близком расстоянии. Почему-то паук не боялся меня и вообще относился ко мне приблизительно так же, как я к солнцу, которое тоже смотрело на мою работу, но не мешало. Собственно рабочих инструментов, как мне показалось, у паука было два—одной лапкой он притягивал ту паутину, к которой должна быть приставлена новая, другой подхватывал выпускаемую паутину и притютюкивал: тюк, и готово; и опять притягивается место прикрепления, и опять: тюк!—волшебно грациозный бросок, и вот радужным светом сверкает на солнце новая созданная часть ловушки...».

Боже мой! Как нужно любить природу и каждую божью тварь, чтобы часами стоять и в  лупу наблюдать---наблюдать---наблюдать...
.........

Сегодня 1 апреля 2018 год.
Мне стало страшно... Страшно от одной мысли... А что если я читаю Пришвина недостаточно медленно... Мне страшно... Некоторые места я не конспектирую, считая, что это—не главное...  А что если я недостаточно обсасываю каждую строчку...
Господи! Какая же я была дура...
Дура—это потому что я сомневалась в гениальности Пришвина...
Да, у него никогда не было громкой славы... Но почему?
Да потому что издатели—идиоты...
ХА-ХА-ХА
И не только издатели—идиоты.
Но еще и читатели—идиоты.

Я здесь проболталась своей соседке, что по вечерам пишу рассказы. А она говорит: «Дай почитать». Я ей дала несколько своих опусов, опубликованных в журнале «Литература Сибири». Через несколько дней мы с ней встречаемся. Я говорю: «Ну как вам мои опусы?». А она мне отвечает: «Да хрень какая-то... У тебя—никакого сюжета... Одни эмоции... Я вообще ничего не поняла»...
Все-таки... Для того, чтобы читать Пришвина нужно обладать даром—чувством родственного внимания к природе, вообще чувством природы. Это, оказывается, ДАР.
.......

Продолжаю читать «Лесную капель».
Цитирую:
«А там выше по коре большого сука, будто река по руслу, бежит невидимо сплошная вода и по малым каплям и веточкам распределяется и заменяет упавшие капли. И так все дерево в каплях, и все дерево капает».

 «...Ночью было очень тяжело возвращаться из леса, но никакая усталость не могла победить радостного сознания, что я был сегодня свидетелем начала буйной весны с цветами и пеньем птиц».  СУПЕР!!!

Ах! А ведь у нас в Красноярске вот-вот....вот-вот начнется весна с цветами и пеньем птиц...
Хочу весну...
Хочу радость...
.........

Это---потрясающая строчка...
«Все березы на дожде как бы радостно плачут...»
..........

«Вылез, по брюхо утопая в сугробах, на лесную поляну, где пробегает мой любимый ручей. Нашел обнажение воды из-под снега возле берез и это снимал как начало весны воды».
.................

«Еще несколько дней, какая-нибудь неделя—и весь этот невероятный хлам в лесу природа начнет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. Трогательно смотреть, как природа заботливо убирает два раза в год свой желтый сухой и мертвый  костяк: один раз весной она закрывает его от нашего глаза цветами, другой раз осенью—снегом».
............

«И все-таки весна продолжает продвигаться. За сегодняшний день позеленели лужайки сначала по краям ручьев, потом по южным склонам берегов, возле дороги, и к вечеру зазеленело везде на земле. Красивы были волнистые линии пахоты на полях—нарастающее черное с поглощаемой зеленью. Почки на черемухе сегодня превратились в зеленые копья».
........

«И встало серое утро, и лес, умытый в слезах радости или горя, -- не поймешь. Но даже через стены дома слышалась птичка, и через это мы поняли, что не горе, а радость сверкала за окном на ветках березы».

Обожаю серое утро...

Сверкать—любимый глагол Пришвина.
.........

«Так тихо, что за ночь летающий осиновый пух осел на дороги, на заводи, и все это словно снегом покрыто. Вспомнилась осиновая роща, где пух в ней лежал толстым слоем...
Осиновый пух—это большое событие весны. В это время поют соловьи, поют кукушки и иволги...
Третий день уже сеет ветер осиной, а земля без устали требует все больше и больше семян. Поднялся ветерок, и еще больше полетело семян осиновых. Вся земля закрыта осиновыми червяками...
Так на старом пне, опустив голову на руки, глаза в землю, сижу я, не обращая никакого внимания, что осиновые гусеницы осыпают меня. Ничего ни плохого, ни хорошего… Существую, как продолжение старого пня, осыпаемого семенами осины.
Но вот я отдохнул, с удивлением из необычно приятного моря спокойствия прихожу в себя, оглядываюсь и опять все замечаю и всему радуюсь».
........

И даже недовольная лягушка начала радоваться жизни...
Цитирую:
«В эту теплую ночь все лягушки тихонечко урчали, и даже те урчали, кто был недоволен судьбой: в такую-то ночь стало хорошо и недовольной лягушке, и она вышла из себя и, как все, заурчала».
..........

Я сейчас почему-то подумала о том, что люди...такие вечно недовольные...
Мне кажется, что недовольство—перманентное состояние людей из моего окружения...

А Пришвин пел только радость!!!!!
................

Нашла еще одну красивую строчку:
«Гремел гром, и шел дождь, и сквозь дождь ЛУЧИЛО СОЛНЦЕ и раскидывалась широкая радуга от края до края».
........

«Звонкое радостное утро. Первая настоящая роса. Рыба прыгала».
..............

«После хвойных засеменились осины, все поляны завалены их гусеницами. Слежу, как зелень пробивается через солому и сено прошлого года. Слежу, как вяжут, вяжут зеленые ковры, больше и больше гудит насекомых».
...............

«...Вот теперь вечером все и сказалось: именно в этот вечер совершился долгожданный переворот, переход от неодетой весны к зеленеющей весне.
...Мы пришли прямо на берег и будто попали сразу же в другую страну с теплым климатом: бурно кипела жизнь, пели все болотные птицы, бекасы, дупеля токовали, будто Конек-горбунок скакал в темнеющем воздухе, токовали тетерева, дали сигнал свой трубный почти возле нас журавли; словом, тут было все наше любимое, и даже утки сели против нас на чистую воду. И ни малейшего звука от человека: ни свистка, ни тутуканья мотора.

В этот час и совершился переворот, и начало все расти и распускаться».
.......

«Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал».
……………………..

«Вот теперь везде в лесах, на полянах понемногу выкашивают, теперь в лесах везде люди, теперь уже в лесу сам с собой не поговоришь. А как этого иногда хочется! Ведь у писателя все, что каждый человек должен держать про себя, составляет главный материал, душу его дела: его «про себя» должно стать всеобщим достоянием. Чем больше писатель, тем в книге его больше этого «про себя»--валюты всей вещи. Вот в лесу именно тем особенно хорошо, что можно упражняться сколько угодно в этих интимных диалогах. Бывает, так ведешь себя с цветком, с бабочкой, с жуком, сердечно беседуешь со шмелем, и если в это время всхрапнет где-нибудь лошадь, то весь вздрогнешь от мысли: нет ли где-нибудь с лошадью и человека, не подслушивает ли он сейчас твою интимную беседу со шмелем».
..........

Пришвин—гений! Он придумал новое слово, а именно—«заосеняло». Я этого слова даже у Даля не нашла. Например... Я нашла у Даля слово «осенница», то есть пасмурная, холодная, дождливая погода.
Я цитирую целиком:
«Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи—на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает...».
Боже мой... Я пока конспектировала предыдущие строчки, то я---ВПЕРВЫЕ—обратила внимание и на эту строчку---«роски холодные, серые». Роски—производное от роса... Моя рука потянулась к словарю Даля. Я—угадала... Я так и знала, что ЭТОГО слова у Даля я не найду.
Конечно... Пришвина нужно заново перечитывать... Думаю, что пропустила и другие словечки...
...........

Как красиво пишет Пришвин:
«С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго».
Это—прикол... Я, когда в первый раз прочитала эту строчку, то обратила внимание только на одно слово, на слово «туманы». А вот сейчас я перечитала эту строчку и уже обратила внимание не на слово «туманы», а на словосочетание «небесная лазурь».
Все-таки... Пришвин---БЕЗДОННЫЙ!!!!!
..........

Я уже писала об этом...
Любимый глагол---сверкать!
«В особенности трепетно-радостна была осина, когда упавшая сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так все ниже, все сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели».
.........

«А то вот старая-престарая сыроежка, огромная, как тарелка, вся красная, и края от старости завернулись вверх, и в это блюдо налилась вода, и в блюде плавает желтый листик березы».
........

Сегодня 7 апреля 2018 год.
Раннее утро... Рассвет... За окном щебечут птички... Ах! Если бы Пришвин был рядом, то он бы различил в этом птичьем хоре голос каждой—отдельно взятой—певуньи...
В процессе чтения «Лесной капели» наступил переломный момент. Я вдруг в этом лесу стала различать отдельные деревья. Я стала слышать Пришвина...отдельные словосочетания... Например, словосочетания «ледянистые облака», «белое солнце»... Их много... Просто... Я только сейчас начала их слышать...
.....

Цитирую:
«Хорошо бы добиться, чтобы выходила на снимке сказка росы».
Я тоже обожаю росу...
И еще...
Если моя феноменальная память мне не изменяет, насколько я помню, Пришвин взял фотоаппарат в 1928 году, и уже не расставался с ним до конца своей жизни, то есть до 1954 года. Когда в 1930 году сбрасывали колокола с церквей, то Пришвин все это—втихаря—снимал… Совсем недавно какое-то московское издательство выпустило фотоальбом «Когда били колокола» с теми самыми снимками Пришвина... Так вот... Этот фотоальбом вообще найти невозможно... Есть только отдельные фотографии в Инете...
Цитирую:
«И так во все это росистое утро радость прыгала во мне и не смущала печаль человеческая. Чего мне и вправду смущаться, если так рано, что все горюны еще спят. Когда же они проснуться и загорюют, обсохнет роса, и тогда я еще успею печаль их принять к сердцу. Горюны всего мира, не упрекайте меня!»
Потрясающее...
Радость... Радость... Влюбляюсь в Пришвина...
...........

Особенно я полюбила миниатюру под названием «Всходы».
Цитирую:
«Двойное небо, когда облака шли в разные стороны, кончилось дождем на два дня, и дождь кончился ледянистыми облаками. Но солнце засияло поутру, не обращая внимания на этот заговор неба, и я поспешил идти на охоту с камерой. Выходила из-под земли посеянная рожь солдатиками; каждый из этих солдатиков был в красном до самой земли, а штык зеленый, и на каждом штыку висела громадная, в брусничину, капля, сверкавшая на солнце то прямо, как солнце, то радужно, как алмаз. Когда я прикинул к глазу визирку камеры и мне явилась картина войска в красных рубашках с зелеными ружьями и СВЕРКАЮЩИМИ у каждого солдатика отдельными солнцами, -- восторг мой был безмерный. Не обращая никакого внимания на грязь, я улегся на живот и пробовал на разные лады снять эти всходы.
…….Не все возьмешь камерой, но не будь камеры, не лег бы я в грязь и на живот и не заметил бы, что всходящие ржинки похожи на красных солдатиков с зелеными ружьями».

Я отложила книгу в сторону... Зашла в Интернет и начала искать картинки...всходящих ржинок... Я искала—искала—искала в Интернете всходящие ржинки... Я искала этих...красных солдатиков...
........

Я просто балдею... Пришвин слышит каждую птичку в этом многоголосии...
Цитирую:
«Слышно желну, сойку, дрозда».
Увы... Увы... У меня нет этого ДАРА... Я не различаю отдельные голоса в этом птичьем хоре...
...........

Нашла еще одно словосочетание...
«...красные осенние дни...»
........

Красивая строчка...
«...травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами...»
.......

Я обратила внимание, что у Пришвина любимое дерево—сосна.
Цитирую:
«Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева---сосна».
............

Я сейчас сижу и пишу эти строчки, а там---там---там---за моим окном чирикают...пришвинские воробьи...
Из Дневника Пришвина:
«В кусту что-то зашевелилось, я пригляделся и вдруг ужасно обрадовался—это был воробей, наш воробей! Он с нами живет, он свой и никуда от нас не улетит...
...А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.
Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают...».

Или... Из рассказа «Весна света»:
«Воробей спустился с крыши Моссовета и утонул по шею в звездной пороше. Он до нашего прихода успел хорошо выкупаться в снегу, а когда ему из-за нас пришлось улетать, то от ветра его крыльев разлетелось вокруг столько звездочек, что кружок почти в целую большую шапку почернел на асфальте.
--Видели?—сказал один мальчик трем девочкам.
И дети, глядя вверх на крышу Моссовета, стали дожидаться второго слета веселого воробья...»
............

Продолжаю читать «Лесную капель».
«Большой и спокойный ручей замерз, а маленький быстрик все еще бьется».
Стало быть...
У Набокова---БЛЕЩИ ПОКА БЛЕЩЕТСЯ
У Пришвина---БЫСТРИК ВСЕ ЕЩЕ БЬЕТСЯ
Очень странная ассоциация...
...........

Да...  У Пришвина любимый глагол---СВЕРКАТЬ!!
Например, денек просверкал, снежинки сверкали...
«День весь сверкал кристаллом от зари до зари».
.................

Как красиво пишет Пришвин:
«Восход роскошный в тишине... Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба»
...............

Мне кажется, что Пришвин пишет природу также классно, как Бунин или Тургенев...
Просто... Пришвин менее РАСКРУЧЕННЫЙ...
О боже... ХА-ХА... Какой-то попсовый термин...
..........

А может быть надо было назвать свой опус «Ностальгия по воробьям. Ноктюрн о Пришвине»?
..........

Один дяденька назвал Пришвина классиком из плеяды Тургенева и Аксакова...
Валерия Пришвина. Книга «Наш дом». Страница 206. Цитирую:
«М. М. Пришвин так и не узнал, что у него еще с 20-х годов существовал единомышленник Алексей Алексеевич Ухтомский, советский физиолог, академик.
В письмах, впервые опубликованных у нас в 1973 году («Новый мир», 1973, № 1), он пишет так: «В самое последнее время я познакомился с неожиданным единомышленником из «писателей», именно профессиональных писателей, то есть таких, которые хотят заглушить тоску по живому собеседнику процессом писания для дальнего. Это М. Пришвин. В некоторых местах он поражает меня совпадением с моими самыми затаенными мыслями…» Дальше Ухтомский цитирует самого Пришвина: «…чужая жизнь представляется почти как своя. И вот как только это достигнуто, что свое личное как бы растворяется в чужом, можно с уверенностью приступить к писанию,--написанное будет для всех интересно… По форме писательства он, несомненно, классик из плеяды Тургенева и Аксакова…».
.........

Каждая строчка---греет...
«Сказать, какой именно запах у черемухи, невозможно: не с чем сравнить и не скажешь. В первый раз, когда весной я понюхаю, мне вспоминается детство, мои родные, и я думаю о них, что ведь и они тоже нюхали черемуху и не могли, как и я, сказать, чем она пахнет. И деды, и прадеды, и те, что жили в то время, когда пелась былина о полку Игореве, и много еще раньше, в совсем забытые времена,--все была черемуха, и пел соловей, и было множество разных трав, и цветов, и певчих птиц, и связанных с ними разных чувств и переживаний, составляющих наше чувство родины».
..............

Сегодня 8 апреля 2018 год.
Ну вот и все...  Закончила чтение «Лесной капели».

А вот это—гениальная строчка. Цитирую:
«Близко мне (о картинах Левитана), но сумрачно и односторонне, не хватает радости: чтобы виден был человек вне себя от радости, с бесконечно расширенной душой».

Тарковский вложил в уста своего героя примерно следующую строчку: «Тяните вашу душу во все направления; как будто душа—это простыня, которая расширяется до бесконечности».
Тарковский думал о расширении души.

А Пришвин внес свой вклад в расширении души… Пришвин предлагает расширять свою душу через радость…

Но все-таки... Все-таки... Дальше всех пошел Достоевский... Достоевский предлагал расширять душу через любовь. «Всех люби... Все люби...  Ищи восторга и исступления сего...»
Но сейчас---мимо.
............

Нашла еще одну строчку про расширение души:
«В прикосновении с чем-нибудь новым, невиданным душа ширится…»
................

Господи! Как мне близок Пришвин!
Главное—Душа... Он называет себя охотником за собственной душой…
«…Мой лес! Моя охота! Если бы только побывали они в болотных комариных лесах, часами бы погуляли под песни слепней! И тоже—охота моя! Внешней обыкновенной охотой я скрываю, оправдываю в глазах всех мою внутреннюю охоту. Я охотник за своей собственной душой... Я надеждой живу и радостью своих находок…»
...............

Одна из последних миниатюр посвящена водяной крысе. Пришвину открылось однажды ее лучшее—это был огонек мысли, вспыхнувший в ее глазах в момент страшного испытания: в момент потопа.
................

Валерия Пришвина «Наш дом»:
«Огибаем яблоневый сад и здесь на открытом солнечном месте видим душистую цветущую фацелию.
«…По пути нам было целое поле цветущей синей медоносной травы фацелии. В солнечный день среди нашей нежной подмосковной природы это яркое поле цветов казалось чудесным явлением. Синие птицы как будто бы из далекой страны прилетели, ночевали тут и оставили после себя это синие поле...».
...............

Я хочу писать как Пришвин...
Я хочу с Пришвина брать пример...

    
            Писать-------РАДОСТЬ!!!!!!!
.......

Март, апрель 2018 год.
Красноярск


Рецензии