Минная смерть Египта

Ч А С Т Ь   1

Молодежь смотрит в новостных программах на митингующе-жестокий Египет, и она не подозревает о колоритных страницах, которые были в недавнем прошлом в истории наших двух стран.  Многие не понимают, почему только русские могут себе позволить вальяжный отдых на пляжах Шарм Эль Шейха. Когда в Египте бушуют такие страсти. А мне вдруг  вспоминается рассказ моего приятеля.


     Однажды в Москве 23 февраля после банкета, посвященного   Дню защитника Отечества, мы расходились по домам. И вдруг впереди меня падает в обморок седой капитан 1 ранга. Рядом с нами шла группа женщин. Они в страхе и с визгом разбегаются  от потерявшего сознание, бледного как мел,  моряка.
     Я вспоминаю теорию и практику оказания первой помощи, падаю и припадаю  к посиневшим губам старика. Делаю искусственное дыхание «рот в рот». Бью его по щекам. После моих неоднократных усилий  капитан 1 ранга открывает глаза. И смотрит на меня невидящим взглядом. Женщины вызывают скорую помощь.
     - Как вы себя чувствуете, товарищ капитан первого ранга?! – спрашиваю я.
     - Иди ты на ...! – слышу в ответ.
     Опешив, я поспешил на Киевский вокзал, электричка  ждать не будет.
      Проходит несколько дней, и к нам на ЦТРС Минобороны России заходит тот самый капитан первого ранга. Несколько смущаясь, он «оглядывается в отсеках» и подходит ко мне.
     - Это вас я тогда послал на три буквы?
     - Спасибо, салагой не обозвали! – мы жмем флотского «краба», это своеобразное рукопожатие, которому меня научили на практике в Мурманском траловом флоте.
     - Позвольте представиться: капитан первого ранга в отставке Николай Суровцев.  За мой невольный моветон примите мои извинения и заодно приглашение в кают-компанию! – улыбается старый морской волк.
     Мы идем в офицерский буфет, который располагается недалеко от кабинета, в котором некогда хозяином был легендарный начальник Главного политического управления РККА Лев Мехлис.
     В подобных случаях неизбежны занимательные воспоминания о делах давно минувших лет. И в этот раз предчувствие меня не обмануло.
     - В 1974 году, будучи молодым офицером минно-артиллерийской части тральщика, я принимал  участие в так называемом - «ЯДЕРНОМ РАЗМИНИРОВАНИИ» пролива Губаль в Суэцком заливе! – с лукавинкой в голубых глазах начинает морской офицер.
     Он читает недоумение в моем взгляде.
     - Интересно?.. Тогда газеты всего мира обвинили нас, при тралении мин, в использовании АТОМНОГО ОРУЖИЯ нового поколения!
     Я впервые слышу об этом, и невольно делаю кислую физиономию.  А воин-интернационалист терпеливо знакомит меня с перипетиями египетских приключений ВМФ СССР. И настроение мое меняется по ходу его занимательного повествования.
     Четвёртая арабо-израильская война («война Судного дня») - военный конфликт между Израилем с одной стороны и Египтом и Сирией с другой. Полномасштабные военные действия начались 6 октября 1973 года, а закончились через 18 дней.
     Вооруженные Силы СССР были приведены в состояние повышенной готовности. Наша 5-я Оперативная Средиземноморская эскадра имела на вооружении ракетно-ядерное оружие. Несколько дивизий ВДВ находились в самолетах и ждали команду «на взлет». Леонид Ильич Брежнев послал Президенту США Ричарду Никсону срочную телеграмму с ультимативным требованием, чтобы израильские войска прекратили наступление. Благодаря вмешательству СССР, арабские страны не были разбиты окончательно.
     После войны Судного дня Египет пошел на сближение с главным союзникам Израиля и доверил лакомый кусок послевоенного пирога - расчистку Суэцкого канала  -  США и его партнерам. Египетские и мировые СМИ всеми доступными средствами рекламировали героизм и мужество иностранных специалистов.
     Но водный путь не мог быть открыт для международного судоходства до разминирования проливов Губаль в Суэцком заливе. Через два дня после завершения войны  на входе в Суэцкий залив, на  египетских минах подорвался израильский танкер «Сириус», водоизмещение 42000 тонн.  Судно затонуло!
     Египетский флот пробовал самостоятельно очистить проливы Губаль, но не справился с этим.  При этом два египетских тральщика подорвались. Получив от руководства Египта новую просьбу об очистке от мин Суэцкого залива, в Москве решили согласиться с ней. Работа должна была начаться "немедленно", и проводиться "БЕСПЛАТНО".
     Моряки  тихоокеанского флота шли на малотоннажных  тральщиках с Сахалина!..  Переход длился сорок дней.  Корабли трепали шторма и ураганы, каким-то чудом уклонились от двух тайфунов. Моряки жестоко страдали  морской болезнью.  Однажды подумали, все конец, тральщик завалился на борт, вот-вот, и оверкиль*! Но каким-то чудом корабль медленно, но стал подниматься. В тропиках невыносимая жара и влажность. А кондиционеров не было!.. В походе сопровождали иностранные корабли с нацеленными на нас  орудиями. Самолеты демонстративно пикировали с высоты.
     Случались и курьезы. Моряки – черноморцы готовятся к дальнему походу в Средиземку.
     На противолодочный крейсер «Ленинград» прибыли министр обороны СССР Маршал Советского Союза Андрей Гречко и Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота СССР Сергей Горшков.
     При обходе корабля министр обороны подходит к современной малокалиберной шестиствольной пушке, скорострельность которой составляет 6000 выстрелов в минуту!
     - Стреляет?! – спрашивает он ехидно у старшины-артиллериста.
     - Так точно, товарищ маршал! – рапортует старшина.
     - А министру обороны можно?
     Артиллерист вопросительно смотрит на командира корабля, командир – на Горшкова. Главнокомандующий ВМФ согласно кивает головой. 
     - Пожалуйста! – моряк показывает на красную кнопку, переводя в вертикальное положение ствол пушки.
     Маршальская рука в кожаной перчатке нажимает на гашетку. Раздается сухой треск пушечной длинной очереди. Трассер, за десяток секунд, из 600 снарядов уходит в небо. Министру забава понравилась. Он снова нажимает на гашетку. Пушка молчит. Накопитель боекомплекта еще не успевает перезарядить пушку. Пушке нужна небольшая пауза после такой неумелой стрельбы. А маршал думает, что отказ.
     - Флот…  есть флот! – в интонации маршала Гречко угадывается скептическое отношение сухопутного полководца к флоту.
    
     У египтян, в связи с тем, что постановка мин кораблями ВМС Египта проводилась в тёмное время суток без надёжного определения места, часто в штормовых условиях и при налётах на корабли израильской авиации, то точного места постановки мин не было.
     Несоответствие навигационных карт фактическому состоянию на месте по координатам и глубинам, что приводило к частым зацепам тралов за коралловые рифы и обрывам.
     Сложные погодные условия (по лоции в этот период года должно быть в месяц 5 штормовых дней. Фактически было 18 штормовых дней. Ветер 12—20 м/с, море ; зыбь 3-5 баллов, высота волны до 3 метров, поэтому частыми были обрыв и выход из строя тралов).
    Постоянные облёты кораблей тральных групп в районах израильскими самолётами, представляющие опасность для наших вертолётов, которые проводили траление тралами  и постановку буксируемых шнуровых зарядов.
     Помывка в бане напоминала фильмы эпохи зарождения кино. Это когда на экране люди не идут, а скачут.  Во-первых, воды было мало, и она доставлялась танкерами из Адена. А значит – ЗА ВАЛЮТУ!  И вода подавалась на короткое время. Во-вторых, нередко бывали случаи, когда во время помывки объявлялась боевая тревога. И матросам приходилось выскакивать из бани частично помытыми, с мыльной пеной в волосах и резью в глазах. Поэтому никого не надо было подгонять. 
    В порту местные арабы смотрели на нас и дивились: приплыли люди с севера, а работают по 12-14 часов в дневную жару, чего не делают местные докеры.
     Море – море… Бескрайнее и джинсового цвета,  с белоснежными чайками и небом голубым. А ты идешь по боевому минному полю!.. И не до романтики уже, когда все время ждешь взрыва. Даже во сне!..
     А египетские газеты отблагодарили, опубликовав: «РУССКИЕ ПРИШЛИ НА ОХОТУ ЗА ЗОЛОТОМ УТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ»!
     И тиражировали до дыр затертый факт побега нашего матроса с крейсера «Слава» на американский тральщик.
     На кораблях  знали о фактах расстрела самолетами стран НАТО наших якорных бочек с надписью: «Собственность ВМФ СССР»…
    …Мы выпиваем с Николаем Суровцевым по рюмочке коньяка, и он продолжает свой рассказ о «применении компактного ЯДЕРНОГО заряда при разминировании пролива Губаль в Суэцком канале».

• Оверкиль - опрокидывание судна вверх килем (днищем).   

                Ч А С Т Ь   2

Капитан 1 ранга Николай Суровцев удивляет меня не раз  в рассказе о  разминировании пролива ГУБАЛЬ в Суэцком заливе. 
     - Египтяне  ставили мины советского производства  с кормы небольших  РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ,  по ночам! – продолжает повествование бывалый моряк.
      Трудно в это поверить, но перепроверяя информацию капитана 1 ранга, я в очередной раз убедился в безалаберности, которая царила в египетских войсках при ведении боевых действий.
     Я замечаю – к нам начинают прислушиваться офицеры – наследники некогда грозного  ГЛАВПУРА Вооруженных Сил СССР. И мы выходим на улицу и идем в сквер Гоголевского бульвара.
     - Причём достаточно беспорядочно, без единого плана и точного определения места! – посмеивается Николай Суровцев, узнав о моей воинской специальности - командира минно-артиллерийской боевой части минного тральщика забытого мной проекта. -  Никаких документов, схем, чертежей, а тем более карт с обозначением минных полей не существовало!
     А египетское руководство поставило советскому Военно-морскому флоту весьма жесткие сроки разминирования. Мировому сообществу не терпелось возобновить судоходство по стратегически важному Суэцкому каналу. США и Европе нужна была большая нефть кратчайшим путем, а не в обход мыса Доброй Надежды!
     13 сентября 1974 года случается беда. На донной мине подрывается тральщик  под командованием капитана 3 ранга Владимира Свиридова. До этого через неконтактную мину проходят два корабля. А тральщик Свиридова, получив более двадцати пробоин, лишённый управления и освещения, начинает тонуть. Командир успевает подать шифрованный сигнал о подрыве на мине.
     Поступающая в отсеки вода вызвала большой крен.
     По радио командир получает шифрограмму с указанием не рисковать жизнью экипажа!
     Контуженый капитан 3 ранга не сходит с мостика. Ему оказывают первую помощь. Экипаж борется за живучесть. Раненые моряки не покидают своих боевых постов.
     - Рулевой группе, перейти на аварийное управление! – отдает команду Суровцев.      
     В румпельном отделении уже по грудь вода.  Старшина 1-й статьи Василий Шеногин сбегает по трапу в воду и переходит на аварийное управление.
      В машинном отделении капитан-лейтенант Валерий Симонов сотворил маленькое чудо – ему удается подать питание на распределительный щит. Появляется возможность использовать переносные пожарные насосы. Но и они не спасают в критической ситуации - через шесть пробоин вода вытесняет соляр из топливной цистерны.
     Обвязавшись страховочным концом, задыхаясь от паров соляра, в цистерну спускается трюмный машинист старшина 2 статьи Юрий Миронов. В кромешной тьме он на ощупь находит  пробоины, и ему удается заглушить их деревянными пробками!
     Два других тральщика аврально рубят тралы и подходят к борту аварийного тральщика. Несмотря на предупреждение:
     - Внимание командирам тральщиков! – пришла очередная шифрограмма. – Вы находитесь на боевом минном поле!
        Сразу же у борта аварийного тральщика появляются акулы.
        В  полузатопленной кают-компании находятся два офицера, заклинило дверь. Они в стальной ловушке. Вода прибывает. На снятой с переборки морской карте офицеры пишут прощальное письмо жёнам. После выравнивания крена вспоминают о них.
      Корабль был отбуксирован в Хургаду.  Траление пришлось приостановить. Оказалось, виной трагедии были ошибки в установке кратности мин, допущенные египетскими специалистами при их постановке. Они устанавливали кратность не на единицы, как считалось ранее, а на десятки!..  Русская флотская ругань уходит корнями в английский и голландский морские словари. Флоры, бимсы, шпангоуты, шкафуты, юты, баки – неблагозвучие иностранное. Но для моряка они – песня. И матерщины родной не надо. Это надо же так накосячить египтянам в постановке минных полей!  Досталось от моряков в семнадцатиэтажном корабельном слогане и фараонам, президенту Египта Анвару Садату и генералу Моше Даяну!..
     Об этом инциденте немедленно было доложено в Москву. Сообщение легло на стол политического лидера страны Л.И. Брежневу.
     - По телефону ко мне обратился президент Египта Анвар Садат. Он просит представить к правительственным наградам военных моряков подорвавшегося на мине тральщика! – обращается Генеральный секретарь ЦК КПСС к адмиралу флота Сергею Горшкову, вызванному на кремлевский ковер. - Траление не прекращать!..
     - Леонид Ильич, прошу разрешить при операции разминирования в Суэцком заливе применить новые типы Буксируемых шнуровых зарядов! – обращается с просьбой Главнокомандующий Военно-морским флотом СССР.
     - Применяйте любое оружие, - разрешает Леонид Ильич. – Кроме ядерного!
     И через две недели моряки снова приступают к боевому тралению!
      - Откуда появился миф о применении советскими моряками ядерных зарядов нового поколения?! – спрашиваю я в нетерпении капитана 1ранга.
     Тонкий психолог, Николай Суровцев не спешит к сердцевине сюжета. Приглашаю его в уютный ресторанчик, который знают все продвинутые офицеры Генерального штаба.
     - Александр?! – вдруг восклицает мой новый знакомый. – Какими галсами?! – и Суровцев подходит к столику, за которым с чашечкой кофе в одиночестве сидит молодцеватый контр-адмирал. 
      Усатый крепыш поднимается с радостной улыбкой из-за столика, и моряки обнимаются.
      - Стою на якорной бочке! – добродушно басит  контр-адмирал.
      - Будьте знакомы! Контр-адмирал Александр Аполлонов, - представляет он мне своего знакомого. – Тот самый Аполлонов, который руководил отрядом наших тральщиков в проливе Губаль!
      Я догадываюсь о спланированном характере этой нечаянной встречи. Капитану 1 ранга требовалось время, чтобы изучить журналиста, прежде чем знакомить  со старшим по званию. Такие тонкости его нынешней профессии.
      Официант выполняет наш заказ, и мы за рюмочкой коньяка продолжаем вести беседу о нашумевшем в свое время инциденте. Теперь рассказ ведет контр-адмирал Александр Аполлонов.
       В 1974 году Главный штаб Военно-морского флота СССР издает директиву по формированию Отдельного отряда траления. При этом наряду с тральщиками было решено использовать МОРСКИЕ ВЕРТОЛЕТЫ. На это решение повлияли результаты проведенного под руководством Главнокомандующего ВМФ СССР совершено секретного учения «Прилив-74».   
     Учения в очередной раз показывают исключительную опасность современных неконтактных мин. Наши новые маломагнитные тральщики в зачётных операциях траления вызывают срабатывание взрывателей донных мин!..
     Поэтому на самом верху принимается решение в Египте задействовать вертолёты-тральщики. А советская морская вертолётная авиация делает первые шаги. ВМФ имеет на вооружении лишь один вертолёт корабельного базирования «Ка-25».
     Буксируемый Шнуровой Заряд –  представляет собой гибкую взрывчатую "змею" длиной в 600-1000 метров.
     Корабль-тральщик спускает в море готовую к подрыву "змею".
     Вертолет подлетает к кораблю, опуская на тросе прочное стальное кольцо, к которому моряки цепляют БШЗ. Далее вертолет буксирует на небольшой высоте тротиловую «змею» в минное поле.
     - Вы не задаете вопросов, - прерывает свой рассказ контр-адмирал Аполлонов. – Неужели  понимаете военно-морские термины?!
     Кто бы мог подумать, что я добром буду поминать, казавшийся ненужным, курс военно-морской спецподготовки, который прошел в Мурманском мореходном училище имени Месяцева. Прошло столько лет, а полученные знания по минам, торпедам и артиллерии служат мне, как верные друзья!..
      Еще раз, прикинув в своем сознании, стоит ли ему рассказывать мне о дальнейших перипетиях египетских приключений, контр-адмирал продолжает занимательный рассказ.
     Руских моряков поджимают сроки.  20 августа 1974 года, по команде капитана первого ранга Аполлонова, в воздух поднимается Ка-25. Взлетает, несмотря на возражения подчиненных. Время позднее для проведения операции. Вертолет пилотирует майор Шарипов.  Тральщик «МТ-66» передает вертолёту гибкий заряд. В тех широтах быстро наступают сумерки. Чтобы видеть море, Шарипов включает фары. Однако  ночь в тропиках надвигалась стремительно.
     По радио майор докладывает, что у него на индикации загорелась сигнальная лампочка - топлива осталось 300 литров.  А вертолёт не подошёл к расчётному месту сбрасывания.
     Все понимают - с таким запасом топлива вертолет не сможет возвратиться на крейсер «Ленинград». Топлива осталось, оно плещется на донышке, 150 литров! В эфире, недавно крикливом и наполненным отборной руганью, наступает тревожная тишина.
      Аполлонов принимает рискованное, но единственно верное решение, и посылает большой противолодочный корабль «Скорый» идти самым полным ходом в кромке минного поля!
     Майор Шарипов успевает сбросить гремучую «змею» и отлететь от сверхмощного заряда на безопасное расстояние. Далее командир вертолета дает сигнал на подрыв БШЗ с помощью красного жетона, вставляя его в вертолётную радиостанцию.      Но ожидаемого взрыва повышенной мощности не происходит.
     Шарипов благополучно совершает посадку на вертолетную площадку БПК «Скорый», используя  буквально последние литры в топливном баке.
      Моряки и летчики, не выбирая выражений, костерят нашу ненадежную технику и «РОГАТУЮ СМЕРТЬ»!
      - Это разведка Израиля перехватила наш код на подрыв заряда! – вдруг заявляет начальник особого отдела капитан 1 ранга Андрей Звездин.
      Все присутствующие на мостике «Ленинграда» с разными чувствами смотрят на север, в сторону Земли Обетованной.
     А в Москву уходит срочная и тревожная шифрограмма!..

                Ч А С Т Ь   3

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В ответ на награждение Н. С. Хрущёва (во время его официального визита в Египет с 9 по 25 мая 1964 года) высшей наградой ОАР — Орденом Нила.  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 мая 1964 года президент Египта Гамаль Абдель Насер был удостоен звания Героя Советского Союза (с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда») № 11 224.

     На кромке боевого минного поля, практически рядом с неразорвавшимся сверхмощным БШЗ*,  ночью остается на дежурстве в состоянии полной боевой готовности   наш тральщик. Поисковые системы корабля обшаривают горизонт и толщу морской воды. На борту прекрасно понимают, что такое поставленный на боевой взвод шнуровой заряд. Вдруг акустики тральщика засекают какие-то странные сигналы в районе БШЗ, классифицировать которые так и не удалось. 
     Операция по разминированию осложняется решением Израиля считать оккупированную территорию Синайского полуострова своей территорией. И как следствие, страна – победитель устанавливает свои 6-мильные территориальные воды.
     Ситуация обостряется постановкой на якорь невдалеке американского разведывательного судна «Американ Дельта»!..
     В связи с этим морякам и вертолетчикам требуется знание своего местоположения с абсолютной точностью.
     Приходит телеграмма из Москвы. Главный штаб ВМФ СССР разрешает пойти на крайние меры: на островах Губаль-Сакир, Ашрафу и Шакер  развернуть теодолитные посты и посты радионавигационной системы "Рым". На Губаль-Сакир в тот же вечер десантируется группа гидрографов и моряков для оборудования теодолитного и радионавигационного поста.
     К утру на холме возле разрушенного маяка уже красуется антенна, две палатки, дизель-генераторы. Остров представляет собой безжизненную пустыню: никакой растительности, только песок и старые, рассыпавшиеся от времени кораллы. Температуру воздуха замерить не удается, так как столбик термометра поднимается до отметки 50 градусов.  А дальше делений нет. Гидрографам корабельный экстрим вспоминается, как райское блаженство.
     - Я тогда дал себе слово,  если мне доведётся писать представления, первыми в наградном списке будут ребята с Губаль-Сагиры»! – нервно закуривает и делает паузу в рассказе контр-адмирал Аполлонов. – И я сдержал свое обещание.
     Благодаря развертыванию на островах системы «РЫМ», тральщики и вертолетчики определяют свои координаты с точностью до 5 метров.
     С утра начинается облет с пикированием наших кораблей израильскими истребителями. А из-за горизонта на большой скорости несутся торпедные катера, курсом на тральщики. Катер отворачивает с боевого курса в последний момент. Комендоры артиллерийских орудий на пределе. Главное – не дрогнуть, не открыть огня.
     В следующий раз Аполлонов дает команду открыть огонь по торпедным катерам из… брандспойтов. Пресса сообщает о нападении русских.
     Однако в этой обостренной до предела обстановке кому-то надо подрывать поставленный на боевой взвод  БШЗ. С тральщика на баркасе в точку постановки заряда уходит спецкоманда. Флагманский минер, представитель промышленности и ведущий специалист профильного НИИ, когда понимают суть случившегося, начинают поминать Бога.  Шнуровой заряд ушел в море не весь. На двух поплавках еле держится его змеиный  хвост.  В любой момент от мощного взрыва может вспучиться море.   
     Флагманский минёр ставит на БШЗ мину-присоску. Устанавливает  время подрыва, учитывая отход баркаса на безопасное расстояние.
     Но!.. Двигатель баркаса не запускается!.. Минута проходит, вторая…
     «У меня волосы встали дыбом!» - вспоминает после всего случившегося флагманский минер в кают-компании тральщика.
     Он ждет от офицеров понимания и сострадания, но кают-компания наполняется дружным смехом. Дело в том, что голова флагманского минера была, как голая коленка!..
     Баркас заводится с третьего раза. Едва спецкоманда уходит на безопасное расстояние, как за спиной минеров раздается оглушительный взрыв. А в небо поднимается огромная грязная стена морской воды. И висит в воздухе, висит!..
     Это потрясающее зрелище видят израильские летчики, которые делают очередной боевой заход. А торпедные катера подпрыгивают на волне, которая катится от эпицентра взрыва. Египтяне  наблюдают за происходящим с берега.  Восторженно цокают языком, покачивая арабскими головами.
     - Во время взрыва детонируют несколько донных мин. На следующий день недружелюбные нам газеты поднимают настоящую истерику: «Эти коварные русские моряки ИСПОЛЬЗУЮТ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ при разминировании пролива Губоль в Суэцком заливе»!!! – с прокуренным смешком заканчивает свой рассказ контр-адмирал Аполлонов. – После того инцидента я никогда не отдавал прямых указаний вертолетчикам! – кается он.
* - БШЗ – буксируемый шнуровой заряд.
P.S.  Когда прошла взрывная волна, и море улеглось, на поверхность минного поля всплывают тела двух  боевых пловцов в специальном снаряжении. Национальную принадлежность погибших разведчиков – диверсантов определить не удается. Впоследствии было сделано предположение, в связи с разницей поставленных и обезвреженных мин - боевые пловцы охотились за советскими минами.  И небезуспешно.
 P.P.S. 5 июня 1975 г. Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства. На церемонии открытия командир отряда траления капитан 1 ранга Александр  Аполлонов был личным гостем президента Египта Анвара Садата. Под блеск фотовспышек он пожал руку Аполлонову и по-русски сказал: «Спасибо»! Но только для него произносит одно слово: «АТОМОС»!..
4 марта 1976 года Анвар Садат решает прекратить действие Договора о дружбе и сотрудничестве с СССР.

12 ФЕВРАЛЯ 2011 ГОДА. Жители Каира всю ночь пели и плясали, празднуя отставку Хосни Мубарака!..
13 февраля 2011 года. В Египте распущен парламент и отменена конституция!..


Рецензии