Клуб Свеча глазами ростовских журналистов

Без комментариев.

* * *

КАЖДАЯ БУКВА — ПОДВИГ



Если болезнь нельзя излечить, нужно научиться с ней жить, - считают врачи и педагоги клуба инвалидов «СвеЧа».

Диагноз «аутизм» для многих детей, как клеймо - их не берут в детсады, в обычные школы двери для них закрыты, даже в коррекционных группах место больным находится не всегда. Родители нередко стыдятся своих чад. Врачи пичкают этих детей психотропными средствами.
 
«Вылечить от аутизма нельзя, но разбудить в больном ребёнке здоровый дух можно. Главное - верить и каждый день бороться», - убеждена опытный врач-психиатр Наталья Москвичёва. Более десяти лет назад она организовала для детей с психическими патологиями клуб-школу «СВеЧа» («С верой в человека»).

Работают «душой»

- Если хотите побывать на уроке, наденьте платье, - протягивает корреспонденту белую рубаху врач с редкой специализацией “эвритмиолог” Марина Сазанова.

- Это обязательно?

- Никакой обязаловки! Просто дети, больные аутизмом, с трудом привыкают к новым людям. Будете одеты, как все, легче будет с ними познакомиться.
По словам здешних педагогов, аутисты сразу чувствуют, с добрым сердцем пришёл к ним человек или нет, потому к ним идёшь, как на экзамен.

В группе занимаются три мальчика и девчушка. Все упражнения они старательно повторяют за Мариной и украдкой следят за вторым педагогом - Татьяной Недельнициной: она у них вроде «классной мамы». Татьяна до восьмого класса ведёт сама все основные предметы, на других занятиях обязательно присутствует: не придёт - дети могут захандрить.

- Слушайте музыку. Чувствуйте ритм! Вика, возьми за руку нашу гостью, - мягким уверенным голосом руководит эвритмиолог Марина.

Русоволосая девочка в розовом платье кокетливо улыбается, отрицательно машет головой, но всё же протягивает ладошку «чужачке».

- Видите, как она вашу руку сжала крепко - симпатию выказывает, - шёпотом поясняет Татьяна Недельницина и, отойдя в сторону, добавляет: - Это Виктория сейчас смелая. А когда несколько лет назад мама её привела сюда, девочка боялась в класс зайти - часами пряталась за дверью... А теперь научилась общаться, рисовать... Посмотрите, как старается! - протягивает рабочий альбом «классная мама».

На титульном листе аккуратно выведено красным карандашом: «Царь Ромул - основатель Рима», нарисовано что-то, напоминающее речку... Так рисуют первоклашки в обычных школах, а для тринадцатилетней Вики это - большое достижение.

Учителя поясняют: здесь каждая буква - подвиг, больные иногда ложку сами держать не могут, не то что альбомы вести...

По словам сотрудников «СВеЧи», они лечат только гомеопатическими средствами, а в остальном работают «душой».

«Направление» в «СВеЧу» дают врачи

На занятия в клуб-школу родители приводят детей со всего Ростова. Были случаи, когда мамы и папы привозили больных «кровинок» и из других городов, ради детей по году жили на съёмных квартирах. Иногда даже практикующие психиатры подсказывают своим пациентам адрес клуба-школы. Многие из них сами не¬однократно приходили в «СВеЧу»: посмотреть, поделиться опытом.

- Мы с каждым больным работаем годами. Врачи и родители признают: результат есть. За границей нас активно поддерживают, там такие школы - не редкость. А мы - единственные на юге России используем методику немецкого учёного и философа Рудольфа Штайнера, - поясняет Наталья Москвичёва и добавляет: - Проще говоря, мы учим всему через искусство - танец, живопись, музыку.
У большинства сотрудников «СВеЧи» по два образования. Марина Сазанова, например, в прошлом - успешный архитектор, а сейчас - единственный в Ростове врач-эвритмиолог. У многих за плечами пединститут, масса специальных курсов, зарубежные семинары. Удивительный по своему составу коллектив работает практически на общественных началах. Преподаватели ведут занятия у ребят в классах по возрастным группам. Конечно, программа ни в какое сравнение не идёт с программой общеобразовательной школы, но азы истории, географии, литературы воспитанники осваивают.

- Хорошо запоминается то, что проигрывается, - поясняет Татьяна Недельницина. - Например, когда мы Индию изучали, зажигали арома-свечи, включали национальную музыку, даже головные уборы делали, как у индийцев.

- Большинство семей, которые к нам обращаются, - благополучные... Но все приходят со своим комочком в душе - пожизненным. Мы стараемся эту ношу хоть чуть облегчить. Многие смогли выйти на работу, потому что основную часть дня их больные дети проводят у нас, - добавляет Наталья Москвичёва.

Голландцы скинулись по доллару. А мы?

Сейчас в школе 18 воспитанников. Педагоги и рады бы взять под своё крыло новичков, но возможности не позволяют: «СВеЧа» ютится в небольшом доме в одном из частных секторов города: в подвале - хозяйственная часть, на первом этаже - несколько мини-аудиторий для занятий. Есть дворик с цветниками и виноградниками - дети любят там гулять, на свежем воздухе воспитанники и наставники часто устраивают театрализованные праздники, приглашают родителей.

- Этот дом - подарок голландского народа, можно сказать, - рассказывает Наталья Москвичёва. - Когда родилась идея создать в Ростове такую школу, на дворе стояли 90-е годы. По каким инстанциям я ни ходила, всюду слышала: «У нас на здоровеньких детей денег нет, а на ваших дураков - тем более».
Мольбы русского врача услышали только на Западе. Нашлась даже колллега-психиатр из Голландии Флёр де Косте, которая приехала в Ростов-на-Дону с курсом бесплатных лекций для педагогов и врачей «СВеЧи». Увидев, в каком положении находятся ростовчане, решила провести благотворительную акцию в родной Голландии и буквально по доллару собрала для больных русских детей около тридцати тысяч долларов. По тем временам денег хватило на покупку дома.

От своего же государства «СВеЧа» помощи так и не дождалась. Уникальная школа для детей с психическими заболеваниями существует как клуб при обществе инвалидов. Чтобы поменять статус и расшириться, нужно новое просторное помещение.

- Перед выборами мы обратились к одному депутату, он обещал помочь. Через несколько дней приехали солидные мужи на шикарных иномарках, пришли, посмотрели, выдали банальный набор слов: «делаете благое дело» и прочее... А уходя, сказали, что денег для нас нет, - с грустной иронией вспоминают педагоги.

- А как же выживаете?

- В основном на пожертвования родителей. Студенты пединститута ЮФУ приходят, помогают, девчонки из технического университета (ДГТУ) организовывают на общественных началах разные благотворительные акции... Недавно пришла девушка - профессиональный фотограф, предложила выставку провести. Спасибо им.

В этом году клуб «СВеЧа» собирается праздновать своё десятилетие. Будет и настоящий первый «выпускной» для воспитанников. Врачи и учителя верят, что это событие бесследно не пройдёт: «Не может же быть такого, чтобы за десять лет в нашей стране ничего не изменилось в отношении к больным детям».

Наша справка

Аутизм - тяжёлая аномалия психического развития ребёнка, которая характеризуется в основном нарушением контакта с окружающим миром, уходом в себя, эмоциональной холодностью. Подобные состояния наблюдаются чаще всего при различных формах шизофрении. Аутизмом болеют два-три ребёнка из десяти тысяч, причём у мальчиков это заболевание встречается в три раза чаще, чем у девочек.

Эта болезнь неизлечима и не изучена до конца. Считается, что больные аутизмом обладают сверхъестественными способностями: могут умножать шестизначные числа в уме, способны выучить до тридцати языков, но при этом остаются совершенно беспомощными в повседневной жизни. Одним из самых знаменитых аутистов был Ким Пик, ставший прототипом главного героя в известном фильме Барри Левинсона «Человек дождя».


Любовь Ушакова

Газета «Крестьянин»

22.10.2008 16:25



РАСКОЛДОВАТЬ СОВРЕМЕННЫХ КАЕВ

(В сокращении)

Аутизм обычно распознаётся в возрасте четырёх лет, когда ребёнок, ранее благополучно развивавшийся, начинает проявлять странности в поведении. Он резко перестаёт говорить, демонстрируя свои желания жестами, замыкается в себе, избегает контактов и не реагирует на обращения других людей. У него появляются навязчивые состояния, неадекватные повторяющиеся движения и так далее.

Зачастую страхи таких детей перед незначительными изменениями в их образе жизни, окружающем пространстве вызывают агрессию и истерику.

  И в то же время у людей с подобными отклонениями рождается пристальный интерес к предметам, электронике, рисованию, то есть видам деятельности, при которой они могут остаться один на один со своим внутренним миром.

  В Европе аутичных детей называют альтернативно одарёнными, так как многие из них обладают неординарными способностями – несмотря на то, что отстают от своих сверстников в самых элементарных умениях.

Сотрудники клуба «Свеча» (С Верой в Человека) не понаслышке знают о том, что дар, которым обладает ребёнок, может парадоксально сочетаться с психической, физической и умственной неполноценностью. Их воспитанники могут с лёгкостью выступать перед большой аудиторией, но испытывать настоящие мучения в личном общении. Создавать удивительные произведения – и быть не в состоянии рассказать о себе. Прекрасно разбираться в компьютере – и не уметь считать.

В ростовском благотворительном клубе «Свеча» работают специалисты, которые учат не похожих на всех остальных детей общаться, разговаривать, жить в гармонии с окружающим миром, развивая и совершенствуя свои творческие способности.

Здесь не применяют медикаментозную терапию. Детей лечат посредством искусства и творчества.

(…)

Количество альтернативно одарённых детей увеличивается с каждым годом. Объяснить эту тенденцию пока не может никто. Скорее всего, всё происходит из-за целого комплекса неблагоприятных условий – окружающей среды, обилия стрессовых ситуаций, неправильного питания и так далее.

Сотрудники клуба «С Верой в Человека» продолжают трудиться практически на голом энтузиазме. Работает клуб на средства родителей больных детей, а также при поддержке иностранных коллег и творческой интеллигенции Ростова. Администрация города пока остаётся в стороне.

И. Тен

(Газета «ВЕЧЕРНИЙ РОСТОВ» № 235 (14604) от 6го ноября 2008го года)



ПОКА ГОРИТ СВЕЧА


Широка масленица на Руси и празднуется она испокон веку. Много разных традиций и обычаев создал народ для празднования, и один из них – приглашать в гости друзей. Сегодня мы на празднике в необыкновенном клубе и называется он - «Свеча», что означает: с верой в человека. Светятся улыбками лица преподавателей и родителей, как обычно взволнованы и настроены на праздник дети. Гостей много, потому, что не просто праздник, а своеобразный показ достигнутых успехов. В этом клубе не просто детки, а те, кто болен страшной болезнью для восприятия здорового человека – аутизм.

Первое, что вызывает удивление и определённые вопросы, так это то, что вся мебель, ступени и внутренняя облицовка помещения сделаны из натуральных материалов. И не мне вам рассказывать почем нынче всё натуральное, но только так и в такие условия пойдёт ребёнок и будет благорасположен и по возможности открыт, чтобы воспринять то, чему его здесь хотят научить. И, как добрые мамы, коллектив самоотверженных женщин учит детей адаптироваться в жизни. Многие просто не могли получить самых наипростейших навыков в семье, потому что только профессионалы и грамотные преподаватели могут в полном объёме раскрыть возможности того или иного ребёнка. То, что особенно поражает неискушённого человека это улыбка, не сходящая с лиц воспитателей, казалось бы, при такой жестокой картине, когда видишь детей, которые не соответствуют нашим привычным стандартам. Но только улыбка и доброе расположение могут помочь ребятам, которые не совсем адекватно видят действительность.

Но, несмотря на их непохожесть, умелыми методами воспитания раскрываются возможности и таланты детей. Здесь, помимо учебного процесса, детей учат самостоятельно кушать, прививают привычные навыки ухода за собой, лепят, рисуют, занимаются гимнастикой и ставят небольшие спектакли. Основной акцент делается на развитие инициативы и способности принимать решения.

Процесс обучения у ребёнка полярен процессу волевого акта у взрослого. С самого маленького возраста до 18ти лет холят и лелеят здесь эти слабенькие росточки. Сколько радости вызывают новое слово, новое умение в любой области человеческой жизни.

Дети всегда рады новым людям, пришедшим к ним в гости, им всё интересно и если хоть немного отступает мрак сознания, раскрываются новые цветы достигнутых успехов. На каждый праздник шьются новые костюмы и как любому ребёнку, получившему что-то новое, радуются дети и родители. Уникальные для Ростова и можно сказать, единичные по всей России, здесь проходят занятия по эвритмии – искусству движения, гармоничному воздействию на психику посредством музыки и занятий. К этим деткам приезжают профессора медицины, рассматривая динамику поведения детей, помогают коллективу найти оптимальные решения в области психического воспитания детей.

Разными путями пришли дети в этот дом. Многие по нескольку лет приезжают сюда не только из Ростовской области, но и других городов России. Здесь ведут занятия по нетрадиционным и индивидуальным программам, так как обычные школы просто отказываются от этих детей. И вот те дети, которые в нашей стране издавна считались необучаемыми, кропотливым трудом преподавателей, психологов и воспитателей достигают своих, только каждому из них возможных показателей.

Нет более трудных организаций, чем школы, лечебно-педагогические инициативы, больницы. А когда всё вышеперечисленное находится на одной территории – это во много раз сложней. Но, что удивительно, коллектив самоотверженных людей не останавливается перед трудностями. Хотя о большой помощи и даже, не смотря на то, что о заинтересованности различных государственных и муниципальных организаций речь особо не ведётся, они продолжают делать свою нелёгкую работу. Рассказывают педагоги: «Сознательно придя в такую группу, где начинаешь через проблемных детей работать с духовным миром, мы становимся своеобразными духовными органами. Тогда у каждого из нас появляется шанс совершить нечто настоящее, истинное. Выявить индивидуальную природу человека это значит, понять, что именно необходимо предпринять в плане его воспитания и лечения». Безусловно, в последнее время возрос интерес и понимание того, что тяжёлые лечебно-педагогические дети нуждаются в нашей помощи, понимание того, что их мир, это общность, в которой действуют определённые психологические закономерности. Не только из праздников сотканы будни этого коллектива, возникает много финансовых, бытовых проблем. Для этой работы нужны совместные усилия не только сотрудников, но необходима помощь извне.

  Хочется обратиться к руководителям предприятий, города и области – мы есть, мы работаем, не проходите мимо наших просьб. В этой жизни никто ни от чего не застрахован. Если ты человек – зажги свою, хотя бы маленькую свечу и от этого кому-то станет теплей.

Наталья Хорошенькая


Журнал «ЖИВЫЕ ПОМОЩИ» (г Ростов-на-Дону) № 1, март 2008го года


Рецензии