Крановое хозяйство Свободненского порта

               
            КРАНОВОЕ ХОЗЯЙСТВО Свободненского порта
  Глава из неизданной (и незаконченной) книги: Паршин В.Г. «Краткая летопись истории Свободненского речного порта и флота». Свободный, 1996.

                Как начиналось крановое хозяйство?

   В зимний период 1959-1960 гг. на Суражевской пристани начинаются собираться портальные краны «Морион», поступившие с Южного порта г.Москвы сначала в Хабаровск, а  затем на пристань Суражевка.
    На этих кранах первыми крановщиками работали  Ю.А.Саяпин, Д.К.Ермаков. А.В.Попов. Они работали, как на сухогрузе, так и на гравии.
    В 1964 году с поступлением портальных кранов (новых) «Марионы» были списаны.
    В 1961 году монтируется первый портальный кран «Ганц-1». Крановщиками на нем были Г.К.Бряков,  Е.Н.Присухин.
    Первая крановщица-женщина портального крана на пристани Суражевка была Нелля Константиновна Брякова (Воробьева).
    С 1963 по 1972 годы поступают другие портальные краны «Ганц», работавшие в порту  под №№  - 2, 3, 4, 5, 6. Объем  их грузоподъемности – 5 тонн.
    В 1972 году поступил портальный кран «Кировец» (10-тонный) Ленинградского завода.
    В 1975 году поступил кран «Альбатрос» (Германской демократической республики -ГДР), уже 20-тонный.
    Сборкой первых портальных кранов занимался  инженер Валентин Дмитриевич Тараданов. Сборка проводилась под его руководством.
    Кроме того, до 1962 года на пристани работал паровой кран. Он передвигался по ж.д. линии специально проложенной по причалу. Марка крана – ПК-6 (Паровой Кран). Основная его работа была – погрузка угля в бункер, для дальнейшей погрузки судов ленточным транспортером, а также выгрузка из вагонов. На этом кране работали: Н.Глухов, В.Павлюк, Г.Ермаков, Л.Вагин…

                Перевозка гравия.

    В навигацию 1960 года пристань Суражевка начала перевозку гравия! Перевозка составляла 60.000 тонн (в 1976 году она уже достигла одного миллиона тонн!).
    В 1960 году на добыче и погрузке гравия работали плавучие паровые краны РМЗ-37 (старший крановщик – А.Усанов), в 1962 - на погрузке и добыче гравия работал  также паровой кран РМЗ-49 (старший крановщик А.В.Попов).
   В 1964 году – плавучий кран КМЗ-18 (старший крановщик – В.Цацура) и КМЗ-20 (старший крановщик – В.Иванов).
    С поступлением плавкранов ПТ большой грузоподъемностью, плавкраны КМЗ-18 и КМЗ-20 передаются другими организациям.
    В 1964 году порт Свободный получает плавучий кран ПТ-6 (5-тонный), старший крановщиком на нем становится – Ю.А.Саяпин.
   В 1966 году порт пополняется плавучими кранами:
ПТ-8 (старший крановщик – А.К.Усанов),
ПТ-1 (старший крановщик – П.Г.Воробьев).
Эти краны становятся на погрузку гравия из воды на баржи. Плавучие краны РМЗ-37 и РМЗ-49 – списываются.
    С каждым годом увеличивается добыча и перевозка гравия для  различных строительных нужд. Увеличивается объем погрузки, выгрузки грузов на линии.
    Крановый парк пополняется новыми плавучими кранами:
ПТ-22 (старший крановщик – В.П.Ветошкин),
ПТ-27 (ст.крановщик – В.А.Кашин),
ПТ-29 (ст.крановщик – А.К.Усанов),
ПТ-35 (ст.крановщик – А.А.Власов).
     Старые плавкраны  ПТ-1 был передан в город Зею, ПТ-6 и ПТ-8 переданы в другие организации.
    В 1980 году в порт поступил новый плавучий 16-тонный кран – КПЛ (старший электромеханик – Ю.А.Саяпин)
………


Рецензии