старик

Стихло. Старый дед , утомленный совсем не работой , а недавним разговором с сыном, чуть пошевеливал вялыми, покалеченными артрозом руками. Он упорно смотрел да другой берег  дачного озера , образованного в результате  таяния снегов , да так и оставшегося во впадине, где в зарослях  берез , стояли  вросшие в  гору  домики…Выше , простиралось поле , огромное, по которому то и дело , вздымались тучи пыли ,с не так давно  засеянной пашни. Ветер,  набирая свою силу , в  природном просторе обращал свою мощь, в энергию , которая  клонила деревья , до самых крыш, кое какие  потрескивали , а кои  и вовсе не выдерживали и ломались , сбрасывали  свои свежие молодые  кроны  под  испуганные возгласы  людей .Кто –то крестился , обращаясь к Богу , кто-то  махал руками , грозя  непонятно кому пальцем , но было видно , что смятение и страх присутствовали повсеместно. Иногда всё стихало также внезапно , как и зачиналось , а бывало , что небо , покрывалось тучами, причудливыми , то круто свитыми узорами , а то  чудищами , которые угрожали своей синевой ,  меняя цвет до черного. А то , назревал гул, и небо  разрывалось от напряжения  слепящими молниями, чтобы вздохнуть  и  вдруг оглушить раскатистым, оглушающим громом - придавить , заставить человека пригнуться , чтобы  избежать встречи  с невидимым врагом , пронзающим весь организм страхом и желанием укрыться , спрятаться   от разразившейся стихии…Случалась и совсем  ужасная картина , когда молния ударяла в неглубокое озеро так , что рыба , всплывала кверху брюхом, шевелила  немым  ртом , вдыхая  непривычный воздух , не в силах  погрузить  свои жабры , в спасительную среду обитания. Иная рыба , плеская хвостом  поворачивалась на бок, чтобы стать на ребро и  уплыть, ошарашенной   в глубину, в свой исток, где обитала новая , уже зарожденная ею жизнь…Что  рыба , для человека  совершенно бесполое , безмозглое существо , которая  не стоит никакого снисхождения , ни тем более мыслей о том , что она чувствует , о чем переживает –годна лишь , для того , чтобы её отловить  да и  зажарить на сковородке , ни разу не подумать о том , что вот она , только что была совсем живая -  в руках… Да и что это за рыба , мелкая , разве , что  на радость кошкам , которые нет-нет , да напоминали о себе , нежась на солнышке  или  кто-то их окрикнет , пытаясь выгнать со своего огорода.
  Дача   сына , стояла на крутом , оструганном ветром склоне, некогда  построенная,  приходила  в скорый упадок ,потому, каждый год , сын приводил дом в порядок. Здесь , на солнечной стороне  озера , всегда не так шумно ,так как  люди  появлялись  кое-где, лишь с утра или ближе к вечеру , когда жара спадала и солнце  уходило за косогор. Наверху хорошо, подале от проезжей части , редко  , крадучись по  рассыпанному  щебню ,надрывно проползет к вершине дачного великолепья,  какое авто. Что говорить , грузовики  зачастую просто отказываются , подниматься по крутому склону, и люди сами  таскают снизу необходимые вещи , инструменты  , стройматериалы и другое то , что привозят , в надежде , что кто-то из водителей  рискнет и  поднимет груз до самого крыльца.
 Старик  уже привык, к этому ритму жизни, тишине и редкому движению. Рядом с домом , внизу , сын спланировал баню, расчистил место , заросшее полузасохшей  малиной  и откровенным бурьяном , поставил столбовой фундамент. Натаскал  невесть откуда бруса и иного пиломатериала , с тем  и пригласил отца , дабы вместе поднять над землей  сруб , и возвести стропила под крышу. Старик  с удовольствием поселился  вдали от  цивилизации , не столько для того , чтобы помочь сыну , сколько разобраться в себе , в  смысле своего существования. Он, привыкший к одиночеству ,постоянно о чем –то думал, никому не ведомую думу , и когда бы его не спросили ,  он удивлял тем , что мысли  заняты, о совершенно  неожиданном мире , движении тел , смысле бытия , о том , что совсем не заботит человека , занятого трудом , добычей  денег или семейным бытом. Старик, всегда силился понять , когда люди , потеряли  чувство меры ?Когда жажда наживы , пересилила то необходимое , что нужно для жизни? Почему , даже вот этот малый водоем в садоводстве , созданный природой,для жизни , превратился в  нечто захламленное , более напоминающее болото; Загаженное всякой зарослью , поднятыми на поверхность зелеными водорослями , тиной… Люди , живущие , но так и не наладившие ни берегов озера, ни собственного великолепия , хотя участки пережили уже не одно поколение …
  Старик привык обходиться малым , потому накопленный за  зиму подкожный жир , легко топился  в солнечные летние дни.Старик приучил себя к порядку , потому начинал любую работу с того , что  перебирал  необходимые материалы .Вот и в этот раз , раскладывал брус по величине , вытаскивал и выправлял гвозди по размерам , складировал плахи стараясь при этом делить , что и куда пойдет ;Что на пол , что на  крышу … Дело  спорилось , потому уже , что опыт   пересиливал все расчеты сына , так старик  без особого волнения убедил сына сменить  крепеж сруба и  вместо задуманного крепления в шкант , рубили в угол. Не скажу , что  не вспыхивало противостояние , всяко случается , то возникнет  никчемный спор , который сменяется  гордыней , а то и вовсе; то топор брошенный в  отчаянии , то молоток вдруг вонзался в землю , не способный выполнять никакую работу. Разойдутся в разные стороны , а сердитый старик  раскачивает только что положенные бревна , находясь в глубоком смятении , с одним желанием  бросить всё как есть , да и  уехать - куда глаза глядят .Ударит по дереву , вздохнет , поворошит ногами  скопившуюся под ногами щепу. Уборка рабочего места ,зачастую , единственное правильное решение , поскольку чистота внешняя , очищает и внутреннее состояние человека! Так и успокоится , словно  отстоится   мутная вода… Проходит день , животворительный, голубой мир неба , сменяется огненным  заревом. Всё суета –весь  мир ,исходящий  шумом и вонью, с его  правдой ; Нельзя войти в одну воду  , она постоянно меняется, колышется , бьется о берег, стараясь смыть всю грязь , которую сама же и создает !
 Ночь .Старик отдохнет , успокоится, а назавтра снова за работу, снова венец  за венцом , наверх , к самой крыше. Бесконечный , утомительный  мир , совсем не похожий на тот , который бывает в сладком сне, где можно парить , с неприкаянной в яви душой. А  по  сторонам участка,  соседки , ходят , пытаясь быть незамеченными , не поздороваются наперед , пока  их не окликнешь. Никакого намека на смущение, ни один мускул на лице не дрогнет , никаких теней , ни оттенков, и характер у здешних обитателей, что каторжане; ни себе , ни кошкам , ни даже прилетевшим  воробьям –никому не дают покоя! Коли  появились на огороде , то пока не повыдергают всю траву , не  разогнутся. Щиплют всё , что уцелит глаз ,в рядках и межрядей , у каждой своя приспособа ;то  заточенная клюка , то обрезанная  тяпка , а то и вовсе осколок  пилы , где –то подобранный прямо на  дороге. Кому чем повезло , тем и пользуют.
   Вот уже и  крыша , и  сын привез  новую железную кровлю , уже окрашенную  и готовую  лечь на стропила. Как не увертывайся от неприятных разговоров , а  до беды стало быть , всегда не далеко.
Старик , как бы не умел скрывать свои эмоции, запрятав их укромное место в своем сердце, но напряжение,  всё равно не останется не замеченным. Молодые  всегда хотят показать  старикам , что они  самостоятельны  и  знают наперед то , что хотят  сделать , потому если не удается  доказать свою правоту  словом , доказывают своими поступками. Голос  срывается в крик , похожий на атаку на врага , прямо непреодолимая сила, сметает всё на своем пути… Всё случается когда-то , вот и старик пятится , не выдержав натиска, пораженный , наскоро  собирает свой нехитрый  скарб и  уходит , и шаг его , больше похож на бегство. Сверкнув  последний раз на солнце недобрым взглядом, катится  вниз , к дороге , к озеру, ощущая , как ещё кружатся , гонятся над ним, неприятные слова , мысли –хлопают , орут ,толкают  своего врага , который  ещё лишь мгновение назад был отцом , другом , помощником… И вот  уже  спасительная дорога , мысли , слова отступают ,не могут взять старика,в эмоциональный ступор, и в конце концов теряют его, рассыпаются по  сторонам , по обочинам , не в силах противостоять другой силе , мелькающих машин , сбивающих своей  мощью грузовиков.
Наверняка, атакующие слова и мысли , возвращаются к своему хозяину , который ими распоряжается , по своему усмотрению, укладывает их , расставляет по своим местам , по полочкам, тем самым приводит и себя в порядок. Всякий подумает ; « Ушел и скатертью дорога !» - Да и действительно , торопиться некуда , всему своё время , а покуда нужно крышу крыть .Но  как бы  ни было , мысли приходят сами по себе , это мысли о матери , ведь  отец наверняка  опишет события  не в пользу сына , а там и сестра, и другая , как они отнесутся  к  произошедшей нелепости  ? Надеяться на то , что всё пройдет без последствий ,терпеть и ждать -это худшее , что можно пожелать человеку. Потому  сын ещё с полчаса мается  и бросается в погоню, ведь он всё тот же послушный ребенок, совсем не похожий на тех , для кого  ругательные слова  стали привычными , слова , на которых разговаривают ! Сколько  сын слышал подобного и  от своего отца, который  никогда не слыл смиренным , а скорее  жестоким , отсидевшим  несколько раз и в пьяном бреду отца , дети прятались , смиренно  наклонив головы, безропотно внимали ругань  отца, учились  уму –разуму… Напившись , пьяный отец  от песен переходил к откровенным бредням , ослабевший  от хмеля , махал своими   тяжелыми кулаками. Мать никогда  не давала досмотреть такие картины до конца , когда  отец стихает , как она  его укладывает, потому как уводила детей и складывала ситуацию так , что ситуация в последствии становилась и вовсе незаметной. Какое-то время  ещё мелькали в голове детей мысли - не добрые , совсем не белые и тем более не пушистые и солнечные. Отец  представлялся  чем-то черным , злым  , мохнатым существом , которое постоянно трепыхалось , создавая образ невинной порхающей бабочки над своим семейством, то оседал  пылью , которую нужно было непременно  смахнуть , а лучше и вовсе стереть ! Так дети вбирали в себя свой образ отца, от всякого движения которого замирало сердце, покой , сменяла нарастающая тревога! Со временем  дети перестали обращать внимание, и на крики , и на слова ,  и на сломанные двери,  и выбитые окна, потому что , поведение отца уходило в прошлое, и тот свет , который мелькал, исходил от него , прорезал  темноту, словно  умылся , выбрался из  тяжелого тумана и всякий огонек, разгорался,  согревал костром , словно у реки , заплутавшего, и продрогшего путника.
 С возрастом , обида на отца появляться перестала. Ушла ли совсем ?...
    …Старик ещё не знал , куда его ведут ноги , виделись незнакомые южные края, где теплые реки и море , полное  рыбы .Там, среди обилия воды и заливов, чего только не поймать ?...Виделась жизнь  среди бескрайних хлебных полей , с гигантским садом  изобилующих фруктами ;Яблоки , Алыча , Персики , Виноград –всё простерлось перед глазами. Появились  мысли, что скорее всего смерть не настанет  от голодной старости , старик не пропадет , среди чужбины . И, что-то упало под ноги ,   и стало легче дышать – то  камень с сердца , продолжил свои мысли старик… Ах, старость,  старость  - а кому то она и в радость …


Рецензии