5. Раздел Закавказья

Раздел имущества не предполагает, что отрезанные ломти не будут подвергаться дальнейшему дроблению. В этом проблема любого сепаратизма. К весне 1918 года Закавказье, за исключением Баку, уже существовало независимо от России. Правда, эта независимость оказалась довольно странной и зависела от доброй воли турецкого правительства.

Выступавший против Брестских договоренностей Закавказский комиссариат вполне самостоятельно подписал с Турцией Ерзнкайское (Эрзинджанское) перемирие 5 (18) декабря 1917 года. В том же стиле Тифлисское руководство возражало против советских уступок, раз за разом уступая все новые территории.

30 января (12 февраля) 1918 года турецкое командование возобновило прерванные боевые действия, атаковав позиции бывшего Кавказского фронта силами 7 пехотных дивизий под командованием генерал-лейтенанта Мехмеда Вехиб-паши на эрзурумском, ванском и приморском направлениях.

Командующий Кавказской армией генерал Одишелидзе отдал приказ об отступлении. 6 марта турецкие войска вошли в Трапезунд. В тот же день после трехдневных боев армянские отряды оставили Ардаган.

В условиях продолжающихся боевых действий Закавказский комиссариат согласился начать переговоры с Турцией. Однако прибывшая 8 марта в Трапезунд делегация во главе с Акакием Чхенкели вынуждена была ждать прибытия турецкой делегации до 14 марта. А тем временем турецкие войска 12 марта заняли Эрзурум.

Церетели утверждал, что "идти на условия Брест-Литовского мира мы не можем: народные массы его не примут". Представители Закавказского комиссариата пытались отстоять свой суверенитет на основе русско-турецкой границы 1914 года, отвергая Брестские условия.

В результате они не только не сохранили то, что было занято русскими войсками в 1915-1917 годах, но и начали терять земли, входившие в состав России до 1914 года. Большинство тифлисского руководства повторяло вслед за Е.П.Гегечкори: "...в настоящую минуту у правительства не может быть иного решения, как война с Турцией".

13 апреля Закавказский комиссариат отозвал свою делегацию из Трапезунда и решил воевать до победного конца. Однако мусульманская фракция Закавказского сейма этого решения не поддержала, заявив, что "принять активное участие в этой войне мы не можем, и поэтому активная ответственность не падает на нас".

Вскоре оказалось, что активное участие в войне по-прежнему сводится к поражениям. В ночь на 15 апреля турецкие войска заняли Батум. Грузинские отряды самообороны задержали на некоторое время противника на реке Чолок, но в прочность этого рубежа в Тифлисе уже не верили.

В апреле 1918 года турки и немцы стали напоминать закавказским политикам, что для подписания полноценного мирного договора с соседями Закавказью не хватает сущей малости - независимости. Не желая более согласовывать свои действия с политическими противниками в Москве, Закавказский комиссариат 22 апреля официально объявил о своей независимости под именем Закавказской Федеративной Демократической Республики.

Одновременно вместо чересчур воинственного премьера Е.П.Гегечкори главой правительства и министром иностранных дел стал Чхенкели. А чтобы сделать своих "партнеров" сговорчивее турецкие войска 25 апреля заняли Карс.

Между тем, в делёж кавказского наследства вмешались германские представители. 27 апреля в Константинополе было подписано германо-турецкое соглашение о разделе сфер влияния в Закавказье. 28 апреля турки согласились на возобновление мирных переговоров с Закавказской федерацией в Батуме.

Как обычно, начинать переговоры турки не спешили, чтобы занять новые территории. Мирная конференция возобновилась 11 мая 1918 года в Батуми при посредничестве германской делегации во главе с генералом Отто фон Лоссовым.

Халиль-бей открыл конференцию словами о "прекрасной звезде свободы", взошедшей над Кавказом и сильно напоминающей полумесяц. На первом заседании оказалось, что турецкая позиция стала намного жёще и включала новые условия. Ужесточение требований дополнялось военными операциями.

В ночь на 15 мая турки заняли Александрополь (Гюмри), а затем 21 мая захватили поселок Сардарапат и вышли к разъезду Гамшлу (Ехегнут).

Правда, в решающий момент армянское командование смогло собрать ударную группу и 22 мая отбить Сардарапат. Упорное сопротивление, оказанное туркам в Каракилисе (Ванадзоре), позволило армянам выиграть еще четыре дня. Но на итоги войны эти успехи уже не могли оказать влияния.

Руководство Закавказья начало склоняться к уступкам. 14 мая Грузинский национальный совет обратился к Германии с просьбой о покровительстве. В Берлине отнеслись к этому обращению с пониманием.

Как выразился сотрудник германского МИДа Симонс, "если бы не географическая удалённость Грузии, ей правильнее всего было бы вступить в германскую федерацию". Но в те далекие времена Германия еще не была федеративной республикой, и на первых порах немецкое командование ограничилось сосредоточением своих военнопленных в пунктах вдоль железных дорог Грузии под видом отправки на родину. 25 мая в Поти из Крыма были переброшены 3 тысячи немецких солдат.

С приходом иностранных войск разные части Закавказья сразу вспомнили о суверенитете. В ночь на 26 мая, грузинская фракция Закавказского сейма приняла решение о выходе Грузии из федерации, а Национальный совет Грузии провозгласил образование Грузинской Демократической Республики. И сразу же в Поти были подписаны германо-грузинские договоры.

Германия признала грузинское правительство, а Грузия передала своим друзьям порт Поти и все железные дороги. На грузинской территории создавалась немецкая группировка под командованием генерал-майора Ф.Кресса фон Крессенштейна.

В рамках борьбы за чужой суверенитет турецкая делегация в Батуме предъявила кавказским представителям ультиматум о ликвидации Закавказской Демократической федеративной республики. 27 мая Халил-паша и Вехиб-паша договорились с армянскими делегатами о создании армянского государства "в пределах Закавказья, остающегося вне аннексированной Турцией области".

28 мая в Тифлисе была провозглашена Демократическая республика Армения. Азербайджанцы тем более не собирались отказываться от турецких предложений и 28 мая провозгласили Азербайджанскую демократическую республику. Торжество демократии завершалось подписанием мирных договоров.

4 июня Турция подписала с Грузией и Арменией договоры о мире и дружбе, в обмен на которые, Стамбул получал, кроме Карса, Ардагана и Батума, Ахалкалакский, Сурмалинский и части Александропольского, Шарурского Эчмиадзинского, Эриванского и Ахалцихского уездов.

Точно так же, как и Германия в Грузии, Турция получала право беспрепятственного транзита через территорию Армении. Свободный пропуск войск открывал для Турции дорогу в Азербайджан. Перед интервентами маячила новая заманчивая цель - Баку.


1. Закавказье в первую половину 1918 г. Закавказский сейм. Былое. 1923. № 1.

2. А.Е.Ставровский. Закавказье после Октября: взаимоотношения с Турцией в первой половине 1918 года. М. Государственное издательство. 1925.

3. Г.Гараджян (Аркомед). Материалы по истории отпадения Закавказья от России. Тифлис. Красная книга. 1923.

4. А.Б.Кадышев. Интервенция и Гражданская война в Закавказье. М. 1960.

5. М.Вачнадзе, В.Гурули, М.Бахтадзе. История Грузии (с древнейших времен до наших дней). Тбилиси. Тбилисский государственнный университет. 1993.

6. B.Л.Авагян. Страницы из истории иностранной интервенции в Закавказье (1918 г.). Ереван. 1957.

7. В.Лудшувейт. Турция в годы первой мировой войны 1914-1918 гг. Военно-исторический очерк. М. 1966.

8. Е.К.Саркисян. Турецкая экспансия в Закавказье. Ереван. 1963.

9. Г.Пипия. Германский империализм в Закавказье в 1910-1918 гг. М. 1978.

10. Закавказье. Статистико-экономический сборник. Тифлис. 1925.

11. Г.Л.Гамбашидзе. Из истории иностранной интервенции в Грузии 1917—1920 гг. Тбилиси. 1961.

12. С.Я.Хейфец. Закавказье в первую половину 1918 г. и Закавказский Сейм. Былое. 1923. № 21.


Рецензии