Быт и традиции новосильского купечества

      Большая Орловская улица в Новосиле  всегда была центром городской торговли и с течением времени эта характерная специализация её постоянно углублялась. Именно на Б.  Орловской  новосильское купечество стало строить первые в Новосиле двухэтажные дома. Дома купцов Ворогушиных, Белевцевых и Шпинёвых сохранились до настоящего времени.  В 1905 году улица стала освещаться электрическими фонарями. В центральной  части улица Б. Орловская пересекала Базарную площадь, и, образуя сплошные торговые ряды,  пересекалась  с Миллионной, в начале которой находилось здание Коммерческого банка, а почти напротив – дом купца Синельникова, получившего свою фамилию, очевидно, от профессиональной принадлежности своих предков – красильщиков. У него в полуподвальном помещении  дома размещалась красильная мастерская. Неподалеку от Базарной площади на деньги купечества во второй половине 19 века была возведена Николаевская церковь…
       Имена  купцов Ворогушиных и Белевцевых более известны новосильцам благодаря сохранившимся  зданиям. А вот подробнее о характере их торговли нам рассказывают рекламные объявления, из которых мы узнаём, что М. А. Белевцева с сыновьями имела в Новосиле винокуренный завод, ренсковый погреб русских и иностранных вин, водочных изделий, пива и мёда…. Торговлю вела пенькой и зерновым хлебом, мукой и мясом, чайной и столовой посудой, обоями, сухими и тёртыми красками, бакалейными и кондитерскими товарами, чаем, сахаром и кофе, табаком, сигарами и папиросами.
       А вот Н.И. Ворогушин, помимо продажи русских и иностранных вин, имел четыре места в Гостином ряду. Занимался оптово- розничной торговлей скобяных, шорных, бакалейных, писчебумажных, хлебных, табачных, москательных и чёрных товаров. Пожалуй, сейчас и не каждый  новосилец скажет, что кроется за последними названиями.
       Чтобы узнать это, в Новосильском краеведческом музее в апреле 2018 г проходила  выставка  «Быт и традиции купечества». На выставке, как бы представляющей купеческую лавку, выставлено многое из того, чем могли торговать новосильские купцы: топоры и самовары, утюги угольные и цельнолитые, гвозди  кованые, замки различных типов….  Хочу напомнить, что первые самовары стали выпускаться в Туле в конце семидесятых годов XVIII века и назывались  они вначале по-разному: водогрей, самогрей, самогар, самокипень. В 1808 году в Туле работали уже восемь самоварных фабрик.  В нашем музее хранится самовар  с надписью вокруг гербовой печати: «Ея величества государыни императрицы мастер Рудаков в Туле».
      Интересны  аккуратные небольшие подковки с силуэтом сердечка  внутри, очевидно, женские….Как тут не вспомнить про гимназисток, которые «…грациозно сбивают рыхлый снег с каблучка». О гимназистах напоминают и пряжки с выбитыми  буквами.  А о «конях залётных» немало расскажут множественные элементы, которыми украшалась конная упряжь.  Интерес посетителей вызывают  такие редкие экспонаты, как мундирные пуговицы и гербовые эмблемы  чиновников, мебельная фурнитура, свинцовые пломбы, которыми запечатывались мешки с грузом. Историей дышат штампы и печати управления Новосильского уездного воинского начальника, личная печать от ренскового погреба купца Ворогушина. Деревянные конторские счёты, весы- безмены – без них тоже трудно представить  купеческую лавку.  О Ворогушиных рассказывает и составленная с помощью купеческих потомков  родословная, переданные ими личные вещи  и редкие фотографии начала прошлого века.
       В разные годы новосильские купцы выделяли большие денежные средства на мощение дорог, строительство и ремонт храмов. В западной части Новосиля есть старое кладбище. В 1802 году там был построен храм во имя Казанской Божией матери. В 1877 году на капитал, завещанный новосильским купцом Д.В. Белевцевым, к храму были пристроены трапезная и колокольня. Тщанием и иждивением церковного старосты купца Н.И. Ворогушина был построен Успенский собор в Новосиле. Новосильский купец И. К. Андронов внес  средства на подновление Покровского храма в  с. Корсаково. Свою лепту вносили и  новосильские купцы А. И. Турчанинов – староста  Жердевского храма и  И. И. Кириллов –  староста Голунской  церкви  Покрова.
      Из числа купцов было немало меценатов, попечителей народных училищ.  Среди них: Ольга Федотовна Ворогушина – попечительница Новосильского городского женского училища с 1892 года.  Она ежегодно снабжала свое училище журналами и материалами для рукоделия. На выставке можно увидеть вышитую  ею  наволочку с подушки-думки и салфетку с вензелем «О.В.», с которой вышеупомянутая супруга купца ходила в Собор святить куличи на Пасху.
      В 1907 г. по Новосильскому трёхклассному Городскому училищу к золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее был представлен почётный смотритель - новосильский купец Диомид Пусачёв. Он отличился тем, что ежегодно жертвовал в пользу училища по 100 руб., а в 1905г.  пожертвовал волшебный фонарь в 75 рублей,  принимал участие в хозяйственных делах и содействовал материальному благополучию училища.
      Перенесясь мысленно в конец XIX века, мы встретим в архивных документах фамилии успешных купцов Губановых, И.И. Рословцева,    А. Устинова, И. Негодяева, С. Алферьева…   Купчихи  О. Замуруева,  А.Бобкова, М. Федосеева  имели в торговых рядах свои бакалейные и юхтовые (кожевенные) лавки. Воскобойней владел Андрей  Никитин, кожевенным  делом занимался купец Масолкин. ( «Выпись  о торговых, промышленных и хозяйственных заведениях  по г. Новосилю…» 1880г)
       Раскрыть тему купечества помогают и репродукции картин известных русских художников Кустодиева, Федотова и др.

                О прошлом Новосильского рынка

      На старой музейной открытке начала 20 века мы видим торговую площадь Новосиля с купеческими торговыми рядами и палатками,  которые выглядели, должно быть, так, как писал М. Пыляев в книге «Старая Москва»:
       «Длинные, извилистые полутемные ряды построены без плана и толку, в которых без путеводителя непривычному не пройти; все эти ряды сохраняли и вмещали в себе товары ценою на миллионы рублей. Посмотрите эти склады товаров; они едва обозначены скромными вывесками; присмотритесь к товарам, к продавцам и к покупателям, и удивление вас встретит на каждом шагу. Здесь есть лавки, где блеск серебра переливается с жемчугами и бриллиантами, и недалеко от них навален чугун, свинец плитками. Тут, например, парчи, бархат и атлас, а у соседа продаются рогожи, циновка. Здесь галантерейная лавка и рядом с ней тряпичник; там – чай и сахар, а напротив – москательный товар: скипидар, вохра; там сукно, полотно, кожа, писчая бумага….».
        Как и в столице, торговля одинаковыми товарами сосредоточивалась на новосильском рынке  обычно в особых рядах — суконном, соляном, калашном, рыбном  и др. В красном ряду торговали тканями заморскими, мануфактурой. Торговца тканями иногда называли аршинником. Интересный факт: на Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста, так как в старину ткань измеряли локтями, а у маленького человека локоть короче.
       Славились  Новосильские ярмарки, проводимые несколько раз в год  и длившиеся по 2-3 дня. На них съезжались люди не только со всего уезда, но и из окрестных городов. Среди кадок с капустой и грибами, плетёных корзин с гусями, повозок с солью, расписных платков и полушалок,  подбоченясь, стояли в ряд глиняные кормилки в кокошниках, барыни, лошадки и расписанные в полоску  птички - знаменитая чернышинская игрушка. Без этих свистулек не уходил, наверное, с рынка ни один покупатель.
       На центральной базарной площади Новосиля торговали не только купцы, но и весь мещанский люд,  и  кустари-ремесленники, имевшие свои жестяные, горшечные, часовые мастерские, кузницы, фотоателье… Без архивных данных трудно теперь вспомнить их имена.
     К счастью,  у нас имеются копии некоторых документальных материалов Тульского архива.  Согласно им, воскобойней в Новосиле в 1880 году  владел Андрей Никитин, кожевенным делом ведал купец Масолкин.
     В «Списке торгово - промышленных предприятий» начала XX века («Памятная книжка Тульской губернии на 1905 г.) по городу Новосилю числятся следующие  торговые точки:
 «Бакалея» - владельцы С.Н. Банников, М.А. Белевцева, Н. И. Ворогушин, Н.К. Соколов.
«Мануфактурные товары» - владельцы С.А. Бобков, М.И. Гребенников, О.А. Замуруева.
   Кожей торговали Н.Е. Алферьев, И.П. Дагаев, Н.К. Соколов; мукой – Соловьёва А.И.
Мелочной торговлей занимались  А.Г.  Маринов, И.А. Мошкин.  Пекарню  содержал крестьянин  Пусачёв  Д.Ф., а пенькотрепальным  производством (предшественник  новосильского пенькозавода) владеет   П.И. Данилов.
Популярностью у жителей пользовалась продукция пекарни Алферьева, что размещалась на углу улиц Миллионной и Орловской, и всегда свежайшей поступала в  фирменный магазин. Слава этой пекарни передалась по наследству следующему поколению пекарей, и сейчас ещё многие новосильцы вспоминают, какие там пекли сайки, батоны и какой вкусный дух витал вокруг…

    В «Календаре сельского хозяина» за 1912 год  встретилась фамилия нашего купца Белевцева Василия Николаевича с перечнем того, что он предлагает покупателям (реклама-двигатель торговли!). В перечне -  скот  украинской породы, козы молодые от 7 р., взрослые от 12 р.; кролики мясо-меховых выносливых пород: голубые венские, серебристые и русские от 2-х до 5 р.; куры лангшан и  фавероль; утки пекинские и руанские; гуси. Племенные яйца. Овечья шерсть, кожи  бычьи, бараньи и козьи. Сало, коровье масло (сливочное, голштинское, топлёное). Неплохой ассортимент, не правда ли?
     А теперь заглянем в  москательную  лавку. Так в старину называли мелкие торговые заведения, продававшие всевозможную продукцию химического производства, например, краску, клей, керосин и масло для лампад, свечки, отраву для мышей, иногда и лекарства. Сейчас это магазины бытовой химии.  Но тогда за удобрением для будущего урожая, за кистями и  обоями для предстоящего ремонта  мы обязательно пошли бы в москательную лавку.
       Прошли годы, и на смену москательным лавкам пришли магазины с более современным  названием – хозяйственные.
       В середине прошлого века в Новосиле на ул. Луначарского (ныне магазин «Перекрёсток») тоже  был хозмаг, который более  известен старожилам  как керосиновая лавка или скобяной магазин. Давайте поясним молодому поколению, что замочно-скобяные изделия - это определенные металлические детали и составляющие, которые используются, как правило, при производстве замков, а также во время столярных работ и работ плотников (крючки, петли, навесы, фурнитура для дверей, задвижки, скобы). К замочно-скобяным изделиям принято относить также крепежные детали, к примеру, гвозди, дюбели, саморезы и болты.  В скобяном  продавали не только крепёж, но и другие товары для хозяйства: лопаты и вёдра, пилы и рабочую одежду… Здесь всегда было холодно и царил полумрак, пахло керосином, который продавался на розлив в приносимые жителями бидончики… Старожилы ещё помнят фамилии продавцов этого ушедшего в прошлое магазина; в середине прошлого века торговала там Нина Ивановна Одинцова.
     Ну, а рынок наш с площади центральной перебрался  после войны  на западную окраину, на пустырь, застроенный впоследствии пятиэтажками. Свои воспоминания об  атмосфере этого рынка оставил наш писатель Геннадий Петелин  в книге «Рассказы моей бабушки»:
   «За Новосилем на ровной, как скатерть, площади я и бабушка увидели огромное скопление людей.
 –Это и есть базар?- с долей страха произнёс я.
 – Он самый, внучек. Не робей. Там тебя никто не съест. Там такие же люди, как и мы с тобой,- принялась успокаивать меня бабушка.
У длинной коновязи стояли десятки лошадей. Шла бойкая торговля скотом и птицей. Слышалось куриное кудахтанье, неистовый поросячий визг, тревожный гогот гусей. И ещё нас встретил базар целым букетом  запахов: пахло малосольными огурцами, петрушкой, укропом, яблоками, в нос проникал душок селёдки и камсы…
Бабушка быстро отыскала нужный для себя торговый ряд, где молодые и пожилые женщины зазывно обращались  к прохожим:
- Молочко, сметана, творожок! Всё свежее! Домашнее!»   

     В  начале 70-х  под рынок был освоен следующий, северный пустырь за улицей Луначарского. Здесь, помимо уличной воскресной торговли  яблоками, вишней и другими дарами новосильских садов и огородов, велась торговля мясом в  крытом одноэтажном павильоне. Полуразрушенный, он и сейчас  прячется за бетонным забором между улицами Луначарского и Чкалова. В 80-х было построено новое здание рынка на ул. Коммунаров, где продовольственными товарами торгуют и сейчас.  Ну, а вещевое изобилие обрушивается  на нас по четвергам. Течёт вещевой поток по улице Коммунаров, плавно огибая  пустующее здание бывшего комбината бытового обслуживания. Всё, что творили своими умелыми руками наши портнихи и швеи, можно теперь  купить у заезжих торговцев. Но это уже не история,  а наши реалии... Если вы не утратили интереса к прошлому нашего старинного Новосиля, если хотите  увидеть редкие фотографии города и его обитателей,  ощутить колорит ушедшей эпохи – приходите в краеведческий музей! 


Рецензии