Трагедия на реке Ангуф

О гибели спецпереселенцев на севере Омской области в 1948 году

Знак информационной продукции: 12 +

В основе очерка лежат подлинные архивные документы.
 
По этическим соображениям фамилии некоторых участников событий заменены инициалами. В оригинальных документах они приводятся полностью.

Схема места происшествия - из архивного дела [1, л. 237].

Автор выражает благодарность директору Усть-Ишимского историко-краеведческого музея А.С. Голубеву за помощь в проведении исследования 

1.
На севере Усть-Ишимского района Омской области бежит, извиваясь, с востока на запад таёжная речка Ангул. Начинаясь из Имгытского болота, собирает она воды из малых притоков (Белой, Тюни, и других), и, километров через 30 впадает в реку Большую Бичу – правый приток Иртыша. Реки, подобные Ангулу, из-за небольшой ширины, глубины и скорости течения не производят особого впечатления. И трудно поверить, что на столь скромной водной артерии могла произойти трагедия, унесшая жизни сразу пяти человек. Случай этот, на наш взгляд, особенный, и, конечно, о нём нельзя забывать.

2.
7 и 8 ноября 1947 года, в юбилейную годовщину Октябрьской Революции на станцию Омск прибыло три эшелона со спецпереселенцами с Западной Украины. Руководство НКВД отрядило их в трест «Омсклес» в качестве рабочей силы. 16 и 23 ноября  семьи спецпереселенцев (а их насчитывалось 1329), автомобилями были перевезены в леспромхозы на территорию Муромцевского, Тарского, Тевризского и Усть-Ишимского районов, размещены в бараках, землянках, пустующих помещениях [2, л. 216]. В качестве рабочих они были задействованы на лесозаготовках, строительстве промышленных объектов и других хозяйственных работах.
102 семьи были отправлены в Усть-Ишимский леспромхоз, центр которого располагался в посёлке Скородум. Глубоко в тайге леспромхоз имел лесоучастки с двумя таёжными посёлками: Азы и Ангуф, здесь они и должны были работать.
Посёлок Ангуф, названный так по реке (ныне она именуется Ангул) был самым северным и располагался примерно в 25 км от Скородума.
Естественно, спецпереселенцы плохо разбирались в лесозаготовках, и имели весьма смутное представление об особенностях жизни в тайге. Поэтому уже зимой 1947-1948 года были зафиксированы смертельные случаи.
Так, 15 февраля 1948 г. в Кузнецовском лесопункте Тевризского ЛПХ погибла 18-летняя девушка Пасечняк Прасковья Петровна.
Вот как эта трагедия описывается в официальном акте:
«… При расследовании произведён осмотр места происшествия и опрошены рабочие: Гитота А.В., Хоминец М.В. и Чурсанова Т.Н…. Установлено: пострадавшая… вместе с Гитотой А.В. и Хоминец М.В. утром в 10 часов 15 февраля  приступили к валке леса. Гитота А.В. и Хоминец И.В. подрубили сосну диаметром на высоте груди 20 см и стали пилить дерево. Пострадавшая Пасечник (так в документе – прим. В.Д.) вышла в направлении валки дерева к костру. Подпилив дерево до половины, Гитота и Хоминец предупредили Пасечник об опасности и предложили ей уйти с линии валки дерева. Предупреждение было дано и со стороны Чурсановой, работавшей вблизи от места валки. Пострадавшая отошла в сторону от места предполагаемого падения дерева, на 10 метров и, несмотря на вторичное предупреждение, дальше не отошла. Под действием ветра и кривизны ствола подпиленное дерево отклонилось от предполагаемой линии и пошло в сторону пострадавшей. Пытаясь спастись от падавшего дерева, пострадавшая побежала в сторону, но дерево настигло её и ударом в спину свалило с ног. При падении пострадавшая ударилась лобной частью о лежавшее бревно и получила пролом лобной части, в результате наступила смерть через два часа после удара» [1, л. 345]. Далее отмечается, что девушка проходила технику безопасности, что подруб дерева был сделан правильно – на глубину 7 см, что сваленное дерево имело козырёк, что ветер утром 15 февраля был умеренный – допустимый для валки. Комиссия пришла к выводу, что несчастный случай был обусловлен неосторожностью пострадавшей [1, л. 245 (об.)].
В том же Кузнецовском лесопункте, чуть больше месяца спустя, 27 марта, произошёл ещё один подобный случай. Погибла Мария Дмитриевна Пасечняк, 1909 года рождения (возможно, родственница Прасковьи Петровны).
Подробности её гибели излагаются в объяснительных записках рабочей Романчук Марии и мужа погибшей Пасечняк Дмитрия.
Показания Романчук Марии:
«Я и Пасечняк Дмитрий делали пропил дерева, а Пасечняк Мария Дмитриевна (пострадавшая) занималась подборкой подрубочных остатков и их сжиганием. При начале валки мы ей сделали предупреждение об её уходе (видимо, Дмитрий Пасечняк крикнул, как и положено: «Бойся!» - прим. В.Д.), она сказала: бойтесь сами за себя. При допиле до половины вторично было предупреждение, и она отошла в сторону, тогда мы приступили к окончательной валке, затем она оказалась на то же самом месте, где и была до ухода. Дерево упало и произошёл несчастный случай» [1, л. 267].
Из объяснительной записки Пасечняк Дмитрия:
«… Я и Романчук Мария работали на лесозаготовках, а так же и с нами работала моя жена Спасечняк Мария (так в документе – В.Д.). 27.03-48 г. по приходу в деляну я… и Романчук Мария приступили к подготовке лесины для валки, причём до этого уже свалили несколько лесин, а жена… собирала сучья, после того, как лесина была подготовлена к валке я… предупредил свою жену чтобы она ушла дальше в сторону. Последняя положила сучья на костёр и ушла. Нами была уже лесина половина подпилена, мною она была вторично предупреждена чтобы не подходила к костру. На ответ на моё предупреждение она сказала: «Что ты смотри сам, а мне видно когда она будет падать» - после этого мы продолжали пилить. И когда лесина стала валиться, я не успел предупредить её в третий раз, как лесина накрыла её.
В результате ей был нанесён удар в левую сторону черепа, после чего она была доставлена в Кузнецовский медпункт мной, где ей была оказана первая медицинская помощь и отправлена в Тевризскую райбольницу, где 29.03.- 48 года и умерла.
Со своей стороны считаю, что постигший несчастный случай моей жены только по вине её, так как она была лично мною дважды предупреждена» [1, л. 268].
Тевризская прокуратура не приняла оба этих дела для уголовного расследования, тем не менее, и.о. инженера Тевризского ЛПХ тов. И. понизили в должности, а начальнику Кузнецовского лесопункта тов. К. объявили строгий выговор.
Однако это были лишь «цветочки» по сравнению с тем, что случилось 7 мая 1948 года в посёлке Ангуф.

3.
Каждой весной таёжное Прииртышье страдает от «большой воды». После таяния льда, во время весеннего паводка для перемещения рабочих на реках обустраиваются специальные переправы. Такую переправу в виде перетяги установили и через реку Ангуф. Однако она оказалась очень ненадёжной, и уже 1 мая шесть рабочих упали в воду, но были спасены теми, кто стоял на берегу [1, 235 (об.)]. К сожалению, руководство лесоучастка никаких выводов из этой ситуации не сделало, и даже не закрепило постоянного перевозчика, который бы был ответственным за безопасность на переправе.
В целях ускорения прохода речной воды вечером 6 мая, с разрешения директора леспромхоза Сальникова, в целях исправления русла реки, начальником лесоучастка был сделан прокоп перешейка. В результате течение реки у изгиба получило два направления и резко усилилось в направлении прокопа. В день трагедии, ширина русла реки в месте прокопа составляла около 6 метров с глубиной до 20 метров (см. схематический чертёж).
Утром 7 мая первая партия рабочих в количестве пяти человек: Сончак Татьяна Кирилловна, Гавриляк Екатерина Николаевна, Кашебо Ирина Михайловна, Матвеева Мария Григорьевна и Лопарчук Иван Васильевич были переправлены под наблюдением мастера. Обратно перетягу на левый берег доставил Лопарчук И.В. Для переправы остальных рабочих мастер назначил Сончак Дмитрия Романовича, а сам ушёл для направления других рабочих на сплавные работы. Десятник Волынкина Т.Ф. в это время была в конторе и составляла сведения о работе.
В момент прихода Сончак на перетяге находилось восемь рабочих: 1. Лопарчук Иван Васильевич; 2. Кошеба Анна Михайловна; 3. Ремьяник Феодосия; 4. Василишин Николай Фёдорович; 5. Яцейко Юстина Фёдоровна; 6. Зеленчук Анастасия Ивановна; 7. Зеленчук Елена Ивановна; 8 Губанюк Прасковья Васильевна.
Д.Р. Сончак встал на перетягу, и приступил к перевозу рабочих на правый берег. По достижении правого берега рабочие подошли к краю перетяги и погрузили её в воду. Тотчас сильным течением перетягу перевернуло и все они оказались в воде. Трое рабочих, находившиеся на переднем крае перетяги - А.М. Кошеба, Ф. Ремьяник, И.В. Лопарчук были спасены ранее приехавшими рабочими, четвёртый рабочий – Д.Р.Сончак - был спасён рабочими Степановым и Плесовских, находившимися в момент аварии на салике у левого берега.
В 15-ти метрах от места аварии находилось 3 салика, в одном из которых было двое рабочих. В 50 метрах ниже по течению реки находилась лодка. На крик утопающих на помощь прибыли мастер участка Лепёхин Е.И., который встал на второй салик и преодолев сопротивление течения в прокоп, вывел салик на старое русло реки, где находилось 4 утопающих, которые утонули до подхода салика на 4-5 метров; на третьем салике комсорг участка Марс Томакин переправился с верёвкой на остров, несколько раз бросал верёвку тем же 4-м утопающим, но они не реагировали. Можно допустить, что из-за ледяной весенней воды, тела сковала судорога, тем более, что все были в одежде, и не имели никакой возможности двигаться.
Помощник мастера по технике безопасности С. сел в лодку и продвигался к прокопу против течения, не доплыл до утопающего, попавшего в прорыв, которому подавали жердь, он цеплялся за неё (вероятно, это был Н.Ф. Василишин), но был сорван течением.
На берегах Ангуфа во время аварии было много людей, но ввиду невозможности переправы через прорытый канал они не могли оказать помощи утопающим.
Возможно, будь у спецпереселенцев побольше опыта таёжной жизни, они вели бы себя на переправе более осторожно, не стали бы толпиться на одном краю перетяги. Не исключено, что некоторые из погибших вообще переправлялись подобным образом впервые.
В результате этой, страшной по своей нелепости и последствиям, аварии, погибло пять человек: Василишин Николай Фёдорович (1894 г.р.); Зеленчук Елена Ивановна (1894 г.р.), Зеленчук Анастасия Ивановна (1933 г.р.); Губанюк Прасковья Васильевна (1902 г.р.), Яцейко Юстина Фёдоровна (1920 г.р.).
Самой младшей из погибших – Анастасии Зеленчук – было всего-навсего 14 или 15 лет.

4.
По факту гибели рабочих Усть-Ишимского ЛПХ было заведено уголовное дело. Основную ответственность за произошедшее возложили на помощника мастера по технике безопасности С. (того самого, который пытался спасти утопающего из лодки с помощью жерди), и он получил год тюремного заключения. Начальника Азинского лесопункта, к которому относился Ангуфский лесоучасток, сняли с работы, а инженер Усть-Ишимского леспромхоза отделался предупреждением.
Но не стоит думать, что после этой трагедии проблемы переправ были решены. Так, и.о. директора Мало-Бичинского леспромхоза Л.С. Кальван, несмотря на протесты рабочих, отправился 11 сентября 1950 г. через Иртыш на дырявой лодке, и утонул [3, л. 313].
О месте захоронения погибших спецпереселенцев нам ничего не известно. Посёлок Ангуф сгорел в 1955 году во время страшного пожара в Скородумском лесничестве [4, c. 155]. Не исключено, что вместе с посёлком исчезли и их могилы.
По данным Усть-Ишимских краеведов сегодня о посёлке напоминают лишь остатки поселковой школы.
7 мая 2018 года исполняется ровно 80 лет со дня трагедии в Ангуфе. Возможно, это повод краеведам исследовать этот уголок Омского Прииртышья, и почтить память тех, кто остался здесь навсегда.

Список источников:
1. Отчёты по технике безопасности подведомственных предприятий треста «Омсклес». // Государственный исторический архив Омской области. - Ф. 1852. - оп. 2. - д. 586. - л. 1, 235, 235 (об.), 236, 237, 267, 268, 345, 245 (об.).
2. Подлинные производственные приказы по государственному лесозаготовительному тресту «Омсклес» с №1 по 195. // Государственный исторический архив Омской области. - Ф. 1852. - оп. 2. - д.585. - л. 216.
3. Производственные приказы по государственному лесозаготовительному тресту «Омсклес». // Государственный исторический архив Омской области. - Ф. 1852. - оп. 2. - д. 700. - л. 313.
4. Фатеев В.А. В краю таёжном. – Омск: ИПК «Омич», 1996. – 208 с.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии