Поэт Николай Рубцов глава 1

Автор Доба Каминская


Продолжение этой темы-  в последующих главах, номер 2, 3 и 4.
Земной путь поэта Николая Рубцова был недолгим- он прожил всего 35 лет. При жизни поэт успел выпустить всего четыре тоненькие книжечки стихов и подготови к изданию ещё два сборника, которые вышли уже после его трагической гибели. Творчество Николая Рубцова является уникальным явлением в русской поэзии хх века. В его стихах чистый воздух поэзии, который напоен грустным запахом прелых листьев, запахом темной осенней воды , дымом близкого жилья.
Во многих стихах Рубцова загадочно мерцает ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ:

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.

Звезда полей!
В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я , пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...

Это одно из самых прекрасных стихотворений поэта- оно стоит в одном ряду с лучшими образцами русской поэтической классики. Его звезда, которая взошла на его  « малой родине», на холодном русском севере, звезда его полей- светила Рубцову всю жизнь.
Николай Рубцов родился в многодетной семье в Архангельской области, в 1936 году, в январе. Началась война, отец ушёл на фронт, а в 1942 году умерла мать. Рано оставшись без родителей, Николай ощутил горечь одиночества, горечь сиротства.
Обращаясь к событиям своего раннего детства, он напишет:

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаешь, и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как- то радостно и больно,
Будто кто- то шепчет о любви.

Толко чаще побеждает проза,
Вновь нахлынет память хмурых дней,
Ведь стоит такая- же береза
На могиле матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей
Вот такой- же желтый листопад.

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза,отвыкшие от слез.

После смерти матери старших детей взяли к себе родственники, а младших- Николая с братом - они отдали в детский дом. Все детство Коли- до окончания школы- прошло в Никольском детском доме. Поэт вспоминал:

Мать умерла. Отец ушёл на фронт.
Соседка злая не даёт проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную природу.

Откуда только- как из под земли,
Взялись в жильё и сумерки, и сырость.
Но вот однажды все переменилось-
За мной пришли. Куда-то повезли.

Я смутно помню позднюю реку,
Огни на ней, и скрип, и плеск парома.
И крик «скорей!», потом раскаты грома
И дождь. Потом детдом на берегу.

В Никольском детском доме Николай провёл трудные военные и послевоенные годы. Он хорошо учился, очень много читал. Многие воспитатели замечали его одарённость.
Поэт вспоминает о своём детдомовском детстве с большой теплотой:

Вот говорят, что скуден был паёк,
Что были ночи с холодом с тоскою,
Я лучше помню ивы над рекою
И запоздалый в поле огонёк.

До слез теперь любимые места!
И там, в глуши, под крышею детдома
Для нас звучало как- то незнакомо,
Нас оскрбляло слово «Сирота».

Ещё прошло немного быстрых лет,
И стало грустно вновь: мы уезжали!
Тогда нас всей деревней провожали,
Туман покрыл разлуки нашей след.

В школьные годы Коля начал мечтать о море, которого он никогда не видел. Он запоем читал книги о морских путешествиях, буквально бредил морем. Незабываемой стала встреча мальчика с настоящим матросом . Об этом его стижотворение « Начало любви»:

Помню ясно, как вечером летним
Шёл моряк по деревне - и вот
Первый раз мы увидели ленту
С гордой надписью «Северный флот».

Среди шумной ватаги ребячьей,
Будто с нами знакомый давно,
Он про море рассказывать начал,
У колдца присев на бревно.

Он был весел и прост в разговоре,
Руку нам протянул «Ну, пока».
Я влюбился в далекое море,
Первый раз повстречав моряка!

Море стало яркой страницей его последующей жизни и, одновременно, - суровым жизненным испытанием  . После окончания школы  Николай поступил в Лесотехнический техникум в городе Тотьма. Этот техникум был расположен на руинах древнего монастыря. Ранее монастырь украшала прекрасная 75- ти метровая колокольня, а теперь ее обломки  пылились на территории техникума. Остатки древнего монастыря безжалостно доламывались и уничтожались. Через 10 лет поэт напишет стих о своих переживаниях тех студенчески лет, которые навсегда запали в его душу:

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племён.
Как прежде скакали на голос удачи капризной,
Я буду скакать по следам миновавших времён.

Росия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая  звездная люстра,
И лодка  моя на речной догнивает мели.

И храм старины, удивительно белоколонный ,
Пропал как виденье, меж этих померкших полей.
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушененных белых церквей!

О, сельские виды ! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я , боюсь я, как вольная сильная птица
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,
Что выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
Что, все понимая, без грусти дойду до могилы...
Отчизна и воля- останься , мое божество!

Омтаньтесь, останьтесь небесные синие своды!
Останься , как сказка,  веселье воскресных ночей!
Пусть солнце  на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей!

Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
И тайные сны неподвижных больших деревень.
Никто меж полей не услышит глухое скаканье,
Никто не окликнет мелькнувшую лёгкую тень.

И только, страдая, израненный бывший десантник
Расскажет в бреду удивленной старухе своей.
Что ночью помчался какой- то таинственный всадник,
Неведомый отрок , и скрылся в тумане полей...

Автор текста Доба Каминская










 





























































































.


Рецензии
Спасибо Вам!
Рискну предложить Вам исполнение стихов Николая Рубцова
в авторстве малоизвестного у нас певца Александра
Подболотова (мне его открыл в своё время "Реставратор
Всея Руси" Савва Васильевич Ямщиков):

http://www.youtube.com/watch?v=Cnpb7JxRHPo

(Не забудьте включить звук!)
С поклоном и приглашением в гости,
Виталий

Виталий Голышев   18.05.2018 11:41     Заявить о нарушении
Виталий- прослушала присланное вами- прекрасное исполнннние. Как жаль, что признание к Николаю Рубцову пришло только после ухода этого великого поэта из жизни.
Спасибо за приглашение к вам в гости. Сделаю это при первой возможности помощи .
Благодарю вас за внимание к моим прризведеним.
До скорой встречи с вами на вашей странице. Доба

Доба Каминская   18.05.2018 13:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.