Варвара Корякина. За тенью пожелтевших фотографий

Каждая семья хранит тайны и легенды своего рода. Реликвиями прошлых лет являются фотографии, запечатлевшие образы людей, давно ушедших в вечность. С пожелтевших старинных фотографий на нас смотрят наши предки – деды, прадеды… Судьбы их полны загадок, каждый из них прожил особенную жизнь.
В детстве я любила разглядывать старые снимки начала ХХ века и меня всегда поражали какое-то внутреннее благородство и глубина личности, отраженные в лицах людей той эпохи.
В памяти хранятся услышанные в далеком детстве от бабушки и мамы удивительные легенды нашего рода по материнской линии. Предания о далеком прошлом увлекали меня, и я с пяти лет представляла своих предков и события тех лет как некую сказку, в которой задействованы были незнакомые мне, но родные по крови, люди, и всегда знала, что к этой необычной сказке и я имею непосредственное отношение. Наш род хранит много интересных, порой и мистических, легенд.
По старинному преданию истоки рода по матери Ирине Герасимовне Николаевой идут от легендарного Оно;оччут Баайа. Об этом известном в свое время и очень состоятельном человеке сложено немало преданий. До сих пор бытует легенда о том, как был захоронен Оно;оччут Баай. Знатного тойона похоронили по древнему тюркскому обычаю вместе с любимым конем - верным другом, было велено зарыть живьем и слугу, но, по сказаниям тех лет, молодой ловкий и смелый юноша сбежал и избежал участи быть заживо захороненным.
В те далекие времена Ботулу называли Ботулу Оно;оччута, настолько знатен и богат был этот тойон. Во времена расцвета его правления в Ботулу прибыл некий молодой человек по имени Хахсык со стороны Якутска. Родом Хахсык, возможно, был из «жадных до крови ха;ыл хангаласцев», из местности Хахсык. У Оно;оччута было пять сыновей и одна единственная дочь. Отважный и смекалистый Хахсык очень понравился Оно;оччут Баайу и он взял его к себе на службу, затем женил на своей единственной дочери.
У супругов родился мальчик.
Но чем-то обеспокоен был молодой человек, что-то его угнетало. Не находил он себе места, возможно, слишком крутой нрав тестя устрашал его. Но легенды гласят, что грозный Оно;оччут ничем не обижал своего зятя, доверял ему. Однажды Хахсык подошел к Оно;оччут Баайу и сказал:
«В этих краях мало искусных кузнецов, мало изделий из железа для пользования в быту – иголок, наперстков, ножей, топоров и приспособлений для колки льда. Хочу поехать в родные места, там заказать известным кузнецам эти изделия, для этого нужны меха, целый большой ворох». Оно;оччут отдал столько мехов, сколько просил зять Хахсык. Хахсык уехал и пропал, не возвратился больше он в Ботулу. Кто-то говорил, что Хахсык просто сбежал с добром, а иные говорили, что кочевые тунгусы позарились на меха и убили его. А другие шептались, что заподозрив молодого зятя в корыстных намерениях и вероломстве, сам могущественный Оно;оччут велел его убрать. Но этого никто не знает. Не вернулся Хахсык к жене и сыну.
До трех лет сын Хахсыка ходил без имени, родные обратились к Оно;оччуту: «Вот ребенку уже три года будет, а он до сих пор без имени, как же его звать-величать будем». Тогда ответил предводитель Ботулу: «Наречем мальчика Хахсыком, его отец Хахсык был неплохим человеком». С этого мальчика Хахсыка пошел род Хахсык.
Став взрослым, Хахсык унаследовал все богатства и земли своего деда Оно;оччут Баайа, было у него много детей, жил он в богатстве и знатности. С тех пор Ботулу стали называть Ботулу Хахсыка. Такова легенда об истоках рода Николаевых – моих предков по линии матери.
Легенду эту подтверждают материалы из Национального архива Республики Саха. Во время переписи, проведенной в Ботулинском наслеге 25 января 1858 года, были записаны Николай Александров Хахсык – 40 лет, жена - Дарья Яковлева – 44 года, мать - Александрова Наталья – 74 года и дети Николая и Дарьи: Мавра– 23 года, Максим – 19 лет, Иван – 15 лет, Данила – 11 лет, Федот – 6 лет.
Из всех детей Хахсык Николая самым известным и уважаемым стал его старший сын Максим Николаевич Николаев (1839-1904, на фото сидит слева) – голова Верхневилюйского улуса, князь Ботулинского наслега, 32 года верой и правдой служил своим сородичам и царю, и был дважды награжден серебряными медалями: первая медаль за хорошее исполнение своих обязанностей и благие дела – За усердие, вторая – за долгую службу. Но и другой сын Хахсыка - Иван по прозвищу Почет (Бочуот) также был князем и старшиной в Ботулинском наслеге.
 
Единственным сыном князя Максима был Николаев Герасим Максимович – мой дед (сидит посередине на фото), отец моей мамы Ирины Герасимовны, тоже был князем Ботулинского наслега. Герасим Максимович за верную службу был удостоен серебряной медали «В память 300-летия Царствования Дома Романовых 1613-1913» и именным кортиком.
Трижды был женат Герасим Максимович. От первого брака с дочерью головы Верхневилюйского улуса Давыда Поскачина Анны в живых остались сыновья – Степан и Николай, дочери – Анна и Варвара. Степан Герасимович стал одним из первых образованных людей своего улуса, работал писарем в управе. Младший сын Николай (Ньуккаа) во времена установления советской власти стал председателем Ботулинского наслежного совета, его уважают, о нем помнят в родном краю.
О второй жене деда и детях от нее сведений нет. Третий раз Герасим Максимович 40-летним вдовцом женился на моей бабушке – Варваре Семеновне, ей тогда было 18 лет. Родили 11 детей, из них выжили только три дочери: Ирина – моя мама, Христина и Александра. Смерть малолетних детей князя Герасима имела свою мистическую тайну. Герасим Максимович очень хорошо пел, пенье его настолько было одухотворенным и прекрасным, что с ним сам демон решил соревноваться в пении тойука. Когда Герасим выигрывал в этом незримом певческом поединке с нечистью, то демон из Нижнего мира, разгневанный тем, что простой смертный перепел его, забирал душу его детей. Сам князь Герасим не знал о грозной невидимой дуэли с демоном. Об этом рассказал деду один могущественный шаман. Ойуун приехал камлать, когда заболела и умирала маленькая дочь деда и бабушки Ольга. Шаман не смог спасти девочку, но прогнал нечистую силу в преисподнюю. На этом нить зла оборвалась навсегда. Дед перестал петь и три дочки остались живы. Был наложен сакральный запрет – последующие пять поколений из рода князя Герасима, даже обладая прекрасным голосом, не смогут петь. Такую загадочную и необычную семейную тайну поведала мне мама.
С певческим талантом в роду Хахсыков связана особая мистика.
В нашей семье бытует еще одно предание про Ырыа Уйбаанту – Поющего Ивана. Среди наших предков был некий Иван. У Ивана был настолько чудесный голос, что его тойук завораживал слушателей, когда он запевал осуохай, то будто сама природа подпевала ему. У этого певца был дар свыше, он был одарен магией слова и тойука, был отмечен в небесах Божеством Улуу Суорун – Великий Ворон. Старики сказывали, что когда кого-то из рода Хахсыка ждала близкая смерть, то на закате дня, на могиле Поющего Ивана слышалась удивительная песня, звонким эхом доносящаяся в тиши вечереющего дня, пять поколений из рода Оно;оччута доживут свой век и перестанет петь дух Поющего Ивана. Таково мистическое сказание былых дней об удивительно талантливом певце, который своим особенным даром, приносящим радость, восхваляя лишь небесных божеств, разгневал темные силы и за это поплатился жизнью.
Бабушка Варвара Семеновна рассказывала, что наш дед Герасим Максимович был дружен с известным якутским поэтом Алексеем Кулаковским – ;кс;к;лээх ;л;кс;й, когда он жил и работал в Вилюйских краях, даже его стихи «Песня пьяного буржуя» («Итирик бурсууй ырыата») посвящены нашему деду. Алексей Елисеевич подарил Герасиму Максимовичу рукопись своего легендарного произведения «Сновидения шамана». Перед смертью Герасим Максимович отдал рукопись сыну Степану. Но, к сожалению, эта бесценная реликвия была утеряна в тридцатые годы.
Есть еще один очень интересный факт, в метрической книге начала 20 века Ботулинской Николаевской церкви представители рода Хахсык записаны под фамилией Болторин: Герасим Максимов Болторин и его сыновья - Степан Герасимов Болторин, Николай Герасимов Болторин. Почему они были так записаны? Возможно, их записали под ранним именем их предка Оно;оччут Баайа, которого в молодости звали Болтору. В народе говорят, что старшего сына Оно;оччута Александра до крещения звали Атлаас Болторин.
Много тайн хранит наш старинный род. В линии рода, идущей от Оно;оччут Баайа – в семье Николаевой Ирины Герасимовны и Павлова Прокопия Алексеевича как и у далекого предка – пять сыновей: Дашевский Александр Александрович, Павлов Анатолий Прокопьевич, Павлов Прокопий Прокопьевич, Павлов Вадим Прокопьевич, Павлов Алексей Прокопьевич и единственная дочь, самый младший ребенок в семье – Павлова-Корякина Варвара Прокопьевна. Эта ветвь, в которую входят наши родители, дети и внуки, хранит память о предках, помнит о них, передавая потомкам предания и легенды былых времен…
От мамы досталось мне фамильное украшение, передающееся по женской линии – незатейливый серебряный браслетик с маленькой гранатовой вставкой и украшенный ниспадающими цепочками, в конце которых висят маленькие шарики. Это подарок деда Герасима Максимовича моей бабушке Варваре Семеновне. Оказывается этот браслетик имеет свою историю, судя по клейму ЮБ и изображению девушки в кокошнике – это тоже знак автора изделия, ювелирное украшение изготовлено в мастерской известного золотых и серебряных дел мастера 19 века Белова Александра Дмитриевича в Москве. Герасим Максимович преподнес это лаконичное и элегантное украшение своей молодой 18-летней жене в день венчания.
Из глубин памяти всплывают рассказы бабушки, которые моя детская суть впитала как нечто яркое и незабываемое, мое воображение рисует удивительную картину.
В честь венчания князя Герасима звонят колокола Ботулинской Николаевской церкви. Венчались они в апреле. Яркое слепящее весеннее солнце льет свои теплые лучи, хрустальный звон капели, шелест освежающего ветерка. Перед восточными воротами храма стоит пара: хорошо сложенный мужчина лет сорока невысокого роста с благородной бородой, обрамляющей лицо, круглые очки, пышная шевелюра с едва заметной проседью, одет в нарядный суконный кафтан, серебряный пояс, на нем висит именной кортик так же из серебра – подарок от императора, а рядом - стройная высокая девушка в белом шелковом платье-халадаай, в серебряных украшениях, поверх платья накинуто пальто из сукна и блестящей тафты, отороченное мехом соболя, тонколикая и белокожая, гордый профиль утонченного носа с легкой горбинкой, смущенно потупленный взор, по спине струится густая длинная коса цвета осенней ночи. После таинства венчания на крыльце церкви Герасим достает коробочку, обитую синим бархатом, украшенную по углам серебряными ажурными вставками, и преподносит взволнованной юной жене. Варя открывает коробочку, видит браслет, и супруг ей шепчет в ухо: «Этот браслет – залог наших прочных брачных уз и символ твоей долгой счастливой жизни»…
 
Были в их жизни и счастье, и потери, были большие перемены и в семье, и в стране. После смерти мужа Герасима в 20-х годах 20 века, во времена гражданской войны, молодая Варвара в смятении и в испуге в глухой тайге закопала княжеские регалии мужа и именной серебряный кортик. С тех пор никто из рода Хахсык не говорил открыто о славном прошлом предков, запрятав воспоминания в недосягаемые глубины памяти.
Только потом, спустя много-много лет, как легенды и предания прошлых ушедших времен украдкой в тиши зимних вечеров, под треск горящей печи звучали воспоминания, чтобы мы - потомки помнили о своих корнях, знали из какого роду-племени...
И за тенью пожелтевших фотографий – судьбы предков, история семьи, история страны...
Варвара КОРЯКИНА,
член Союза писателей Республики Саха (Якутия).


Рецензии