Время жечь костры. Ч 3. Чёрный август. Гл 6

Глава 6.

          Западная Украина, несмотря на все тяготы и лишения, которые выпали на долю этого края, всегда была и остаётся очень красивым, уютным местом. Мы с Александрой любим путешествовать и в каждый свой приезд к родственникам стараемся изучить округу. Успели побывать во Львове, Луцке, Ровно. Теперь наступил черёд Млынова и Берестечко. Можно было поехать к Алексею другим маршрутом: быстрее, но не так интересно.
          Млынов – чистенький посёлок городского типа на берегу Иквы, которая в этом месте разливается и превращается в небольшое водохранилище с пляжем (правда, не песчаным). Рядом парк, где можно увидеть одну из достопримечательностей этих мест – дворец Ходкевичей. Именно здесь в 1915 году проходила линия фронта между австро-венгерскими войсками и русской армией. Как и в любом западноукраинском городке здесь много различных храмов. Мы насчитали пять. Название посёлка идёт от слова «млын» – мельница. Но, к сожалению, ни одной мельницы мы так здесь и не увидели.
          Берестечко – городок на границе Ровенской и Волынской областей. Он известен тем, что в 1651 году войска Богдана Хмельницкого были разбиты здесь польской армией под предводительством Яна Казимира, что перечеркнуло все предыдущие завоевания казаков. Мы побродили вокруг старинного Троицкого костёла, где когда-то хранились мощи святого Валентина (это не тот, кого почитают в феврале все влюблённые).
          Сам Алексей служил священником в одном из соседних сёл. Он встретил нас на остановке. Мы обнялись.

- Як добралися? Жара не допікає?

- Є трохи1. В лісі в селі не так сильно пече, а тут на рівнині чуть гірше2.

1. Немного.
2. Хуже.


          Алексей был одет, как обычный сельский житель. Только голос выдавал в нём священника: сильный, раскатистый.

- Може, шоб охолонути купимо пива, а то в мене дома тільки вино.

- Можна і пива випити.

          Мы зашли в местный магазинчик, недалеко от автобусной остановки, и взяли несколько бутылок холодного львовского пива.

- Слухай, я ж згадав1 – ти коньяк любиш, да?

- Отче, я можу пити все, шо горить! – пошутил я.

- Для тебе я Льоша, а не отець Олексій – строго ответил друг.

- Як скажеш.

          Мы свернули к храму.

- А от і моя церква – с любовью в голосе произнёс Алексей. – Тут ми будуємо2 воскресну школу для діток. В цьому році хочемо вже відкрити. Може до вересня3 не встигнемо4, але восени, точно, почнемо вже заняття з матушкою.

          Церковь стояла, как и положено, на возвышенности. Дом, в котором жило семейство отца Алексея, находился в пяти минутах ходьбы, на берегу речки.

- Ох и красотища здесь у вас! – не выдержала Саша. – Витя, смотри!

- Це річка Стир. Саме5 в неї впадає Іква – Алексей решил совместить роль гида и гостеприимного хозяина. – Це село – одне з найстаріших сіл не тільки Волині, але й усієї України. Колись воно було містом6, навіть столицею удільного князівства, яке вперше згадується в Іпатіївському літописі ще 1097 роком. Кажуть, що назва пішла від слова «перемир’я». На початку7 XII століття його тримали Волинські князі. Коли помер князь луцький Мстислав Німий, всупереч8 старому порядку він передав князівство не старшим племінникам Інгваревичам, а своєму синові Івану, доручивши його Данилу Романовичу. З 1241 року тут був центр удільного князівства, який спалили монголо-татари. У 1420 році великий литовський князь Вітовт надав селу магдебурзьке право. Колись9 тут був замок князя Івана Вишневецького. Моя церква теж старенька, їй більш як сто двадцять років. Пішли вже до хати, бо матушка Олена всі очі продивилася у вікно.

***

          Мы зашли во двор. С правой стороны тянулся ухоженный палисадник. Прямо напротив ворот стоял сарай, за ним – небольшой огород.

1. Вспомнил.
2. Строим.
3. Сентября.
4. Не успеем.
5. Именно.
6. Городом.
7. В начале.
8. Вопреки.
9. Когда-то.


- Я тут висадив в себе на городі всі культури, про які згадується в Біблії і які ростуть в наших краях, – похвалился Алексей.

          Мы вошли в дом, где нас уже заждалась хозяйка.

- Куди ви пропали?

- В церкву заходили, по селі трохи екскурсію провів.

- Я так і думала. Морив гостей голодом! – она подняла руки вверх, словно призывая небо в свидетели.

- Може з дороги трохи обмиєтеся?

- Можно. А где тут у вас ванная? – спросила Саша.

- Та яка там ванна – так, одна назва – хозяйка с укоризной посмотрела на Алексея.

– Хазяїн обіцяє зробити ванну вже другий рік.

- Я зараз зайнятий воскресною школою. Ти ж знаєш.

- Та знаю, знаю… Можна було б людей попросить, ніхто не відкаже допомогти своєму батюшкові. Але ж ми принципіальні: все шо моє – роблю сам. Да, отець?

- Да, матушко. Я – людина з освітою1, знаю вісім мов, включаючи древнєгрецьку та латинь. Я не можу вести себе як поміщик, шоб на мене працювали люди. Кріпостне право відмінили ще в 1861 році. Ви, матушко, мабуть в школі прогуляли цей урок? – Алексей вовсю старался перевести разговор на шуточные рельсы.

- Чия би корова мичала, а твоя би мовчала, –   парировала Алёна и, крестясь,  добавила – Прости нас, Господи! Вже другий раз ставлю пюре гріти – давайте за стіл.
 
          Как раз и Сашенька вышла из ванной, как Афродита из пены морской – посвежевшая и очень красивая.
          Все встали вокруг стола и прочли молитву.
«Отче наш,
Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя,
Яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша,
Якоже и мы оставляем должникам нашим;
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки.
Аминь».

- Альоша, налий же гостям вина, – распоряжалась радостная Алёнка – и мне,тоже, можно по такому случаю пару рюмочек.

- Жіночий алкоголізм тяжче піддається лікуванню, ви в курсі, матушко?

- В курсі, в курсі… наливай давай нам з Сашечкою.

- Ну, давайте, за зустріч! Щоб не в останній2 раз! – пробасил хозяин.
1. Образованный человек.
2. Последний.

          Все с удовольствием его поддержали. Лёша – единственный человек из моего, уже далёкого, детства, с которым у нас остались не просто приятельские, а дружеские отношения. Каждый раз, когда я приезжал в наш городок, мы, обязательно, встречались. Независимо от того, где в это время пребывал Алексей, он находил время, отзывался на мой телефонный звонок и приезжал. Нам всегда было о чём поговорить.
          Вот и сейчас, после обеда, мы пошли в его кабинет, весь заставленный книгами, чтобы побеседовать.

- Я стараюся жити по розпорядку – так більше встигаєш зробити1. Встаю в чотири ранку2, читаю книжки або пишу проповіді чи статті. Потім, десь біля сьомої, роблю зарядку – бачиш в углу стоять гантелі та гиря? Бачиш на них пил? Нема пилу – тому що кожен день я займаюся фізкультурою. «В здоровому тілі – здоровий дух» в старовину говорили не просто так.

- А де книжки береш?

- Їзжу за книжками в Луцьк чи у Львів. Буває, що справи требують бути в Києві, то я і там купляю і везу через пів-України книжки. Зараз справи в книжному бізнесі пішли вверх, з Росії дуже багато привозять хороших книг, та й у нас почали знов переводити і філософську літературу, і теософію, і сучасних3 авторів привозять. Аби були гроші4. Оленка завжди на мене свариться5, що я замість подарунків привожу книжки.

- Я теж, коли через Львів їду, завжди6 купляю книжки сучасних українських авторів: Іздрик, Любко Дереш, Маріанна Кияновська, Мар’яна Савка, Олександр Ірванець. І книжку Василя Слапчука купив. До речі, як він поживає?

- Нормально все. Зібрався женитися і получити Шевченківську премію. Ще не знає, що раніше.

- Молодець! Оце я розумію плани в людини. Ти, теж, молодець, воскресна школа для дітей – гарна задумка. Справа, ради якої не жалко ні часу, ні сил.

- Ех, Вітьок, якби ти знав, чого мені стоїло змусити7 повірити людей в її необхідність – скільки здоров’я і нервів,ого-го… Чомусь8 людей набагато легше підбити на якусь дурницю, ніж на важливе діло.

- Люди сліпі, не завжди бачать головне і, дійсно9, важливе. Так було завжди, так є і тепер.

- А все тому, що розумних книжок не читають. Дивляться, як барани, в телевізор. А там тільки тупі серіали, похабні кліпи з піснями, які чомусь називаються хітами, та політичні новини, біс би їх побрав. Прости, Господи!
1. Сделать.
2. Утра.
3. Современных.
4. Деньги.
5. Ругается.
6. Всегда.
7. Заставить.
8. Почему-то.
9. Действительно.



***

          Мы бы говорили так и до самого вечера, если бы жёны не предложили сходить на пикник. Благо речка была рядом, да и лес виднелся вдалеке. Алексей согласился, но с одним условием: пойдём в лес, подальше от людских глаз и ушей.
          Наша маленькая процессия со стороны выглядела, наверное, немного нелепо. Но, к счастью, когда мы шли по улице, нам никто не повстречался. Так вот, возглавлял наш туристический караван отец Алексей с велосипедом, больше похожим на маленького железного верблюда из-за навьюченного скарба. Друг был одет в то же, что и при встрече на остановке: в тёмную футболку без надписей и брюки простого кроя. Дальше шёл я: на голове – бейсболка «New York Rangers», чёрная футболка с яркой пальмой и надписью «Phuket», спортивные штаны и сандалии на босу ногу. За мной следовала моя супруга: в небесного цвета панамке, больше похожей на шляпку, но с узкими полями, в цветастом сарафане и босоножках. И замыкала это странное разношёрстное шествие матушка Алёна, одетая так же строго, как и её муж. Чуть вдалеке бежал их домашний пёс, которого пытались всякими правдами и неправдами оставить дома, но он не сдавался и каждый раз на окрики хозяев реагировал одинаково – отбегал на безопасное расстояние и продолжал семенить сзади.
          Мы прошли по улице вдоль реки, повернули направо, где дорога сначала прямой стрелой шла между огородами, а потом, извиваясь змеёй, уползала в лес.

- Я тут знаю непогану1 таку полянку: можна і посидіти, і пива попити, і пісень заспівати. Саша, ти ж любиш співати?

- Я люблю петь, но Витя говорит, что у меня жуткий акцент, когда я пою украинские песни.

- А ми його сьогодні не будемо слухати. Будемо співати і все!
Сашенька обогнала меня, показала язык и пошла рядом с Лёшей, справа от велосипеда.

- Ага, спелись, значит? – я сделал вид, что обижаюсь.

- Ещё нет. Но скоро споём! – отшутилась Саша.
 
          Дорога была пыльной. Это именно такая пыль, в которой купаются куры. Похоже на воду, которую солнце мгновенно перевело в другое агрегатное состояние, минуя пар. Из воды сделалась сразу пыль: мягкая, текучая, пышная, обволакивающая всё, что в неё попадает. Сейчас в этой пыли купались наши ноги. Единственный минус – она горячая и приходится ноги из неё выдёргивать.
          Вот впереди показалась опушка. Чем ближе мы подходим к лесу, тем сильнее становится ощущение хрупкости и ничтожности. Высоченные сосны, залитые солнечным светом, величественно возвышаются над нами. Их хвоя выглядит слегка серебристой, а сторона, ближняя к солнцу, залита огненной лавой света. Дорога, словно испугавшись, вильнула вправо и исчезла. Осталась малозаметная тропинка. Кажется, что это не мы идём по ней, а она ведёт нас вглубь леса. Становится немного не по себе. На границе опушки виднеются пни и сухие ветки, не растерявшие коричневых листьев. Всё это плоды человеческой деятельности. Позади нас – мир людей, постоянно изменяющих
1. Неплохую.


окружающую среду для своих нужд. А впереди – сказка. Но углубляясь в тёмный  неприветливый лес, всё меньше верилось, что эта сказка со счастливым концом.
          И вдруг мы выходим на поляну, где царит свет и радость. Как будто лёгкие пуховые платочки развешены между деревьями. Это куски паутины. Мы попали на сказочную фабрику, где работают шустрые паучки. Здесь стоит такая тишина, что её можно пить глотками и вдыхать, как воздух. Всё как будто замерло вокруг. Только бесшумные паучки неутомимо снуют туда-сюда, как маленькие ткачи. И даже птица на ветках куста кажется не живой, а какой-то хрустальной. Захотелось тут же прилечь на мягкую траву и задремать, не вторгаясь в эту сказочную тишину и не разрушая её.

- Ну, як вам поляна? Казкова? – Алексей словно читал мои мысли.

- Ага! У вас тут всё – как будто из сказки! Так здорово! – закивала Саша, умилённо оглядываясь вокруг и удивлённо хлопая ресницами.

          Я мгновенно забыл о делах и проблемах, слился с неторопливым и плавным течением лесной жизни, растворился в нежной красоте и гармонии, которая так далека от кипящей энергии городской жизни, как будто попал в другую эпоху. А лес – своеобразная машина времени.
          В дальнем углу поляны переливаются солнечные блики, видна игра света и тени. Жаль, что я не Шишкин и не Левитан. Если всё запечатлеть на холсте, то получится шедевр, не больше и не меньше. 
          Мои спутники беспардонно прерывают размышления о вечном и начинают сгружать с велосипеда наш набор туриста: сетку для запекания продуктов на костре, пледы, посуду и столовые приборы, небольшой котелок для чая и кастрюльку с шашлыком, пакеты с овощами и зеленью, а также сапёрную лопатку. Лес наполняется звуками и шумами, чуждыми для него, но привычными для нас. На несколько ближайших часов мы будем здесь в роли завоевателей, захвативших эту поляну. Лесу не привыкать к таким варварским набегам. Переживёт и этот, куда деваться.
          Пока мы с Алексеем занимались костром, наши жёны расстелили на траве клеёнку, нарезали овощи и хлеб, разложили зелень. Дрова прогорели, мы дружно пили бутылочное пиво, пели украинские песни и слушали, как аппетитно шкварчит на решётке шашлык.

- Вы заметили, как внезапно потемнело? – в Сашином вопросе слышалась некоторая тревога. 

          И, словно в подтверждение этого, где-то далеко-далеко прогремел гром. Затем он пророкотал еще раз, теперь уже ближе, и прокатился по безлистому лесу. Надвигалась гроза. Небо, сливаясь с верхушками сосен, нависло грозным шатром. Подул ветер. Ветви деревьев заныли, как от предчувствия беды, стволы, что послабее, закачались, и, наконец, всё слилось в единый тревожный гул, в котором отчётливо выделялся стон старой полусухой сосны: она ритмично скрипела от корня до макушки, уже надломившаяся и изношенная. И этот звук пугал нас больше всего.
          А лес всё шумел. И ветер чувствовал себя полным и единственным властелином в кромешной тьме. Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие всё вокруг. Вдруг, как огненным хлыстом, молния рассекает черноту, на секунду осветив строптиво воющий лес. Гроза накаляется. Небо из чёрного, непроглядного становится тёмно-багровым. Гром бьёт размеренно и зло, без сдержанности и игривости, как вначале. Опять хлестнула молния, как обычно, длинным росчерком. Бешеной, небывалой силы грохот обрушился и охватил всё небо, раздирая его пополам.
          И сразу же упал дождь: короткий, сильный и очень холодный. Мы бросились искать убежище под кустами, пока ливень не пустился вовсю. Но опоздали: дождь хлынул на нас бешеными, неукротимыми потоками. Оглушительно грохотал гром, а молнии, всё время не перестававшие вспыхивать красноватыми отблесками, только ослепляли. Лишь на какую-то долю секунды можно было рассмотреть непроходимые заросли кустарника, едва не затопленные водой, и крупные листья, обвешанные большими каплями. Скоро мы поняли, что, несмотря на все старания, мы так и останемся совершенно не защищёнными от дождя. Но… гроза стала отходить. Молнии взблескивали уже за лесом, и туда же, совсем присмирев, переместился и гром.
          Потом и дождь перестал.
          Лес потихоньку ворчал и отряхивался, оправляясь от грозы. Вдруг старая сосна вскрикнула, затрещала, цепляясь за другие деревья, прощаясь с соседями, жутко зашумела и повалилась в кусты, ломая ветки. И повисла жуткая тишина. Мы, не сговариваясь, быстро побросали в пакеты всё своё барахло и ретировались. Как будто древний Перун заступился за лес и выгнал наглых завоевателей, посмевших, хоть и на короткое время, вторгнуться на территорию сказочной природы и осквернить её своим присутствием. Мы были посрамлены. Мокрые, испуганные и жалкие мы возвращались в село.
          А за нашими спинами гордо возвышался лес.

***
 
          На следующий день, в воскресенье, мы с Александрой пошли в церковь, чтобы послушать проповедь нашего друга. Народу было много: на лавочках сидели старушки в цветастых платках, между лавочками бегали дети. Испокон веков церковь – это не только украшение, но и неотъемлемый признак села, его духовности и культуры. В старину храмы строились на видном месте, на холмах и возвышенностях. Этот был построен по традиционной для волынских церквей времён Российской империи схеме – трёхсрубный, с высокой колокольней над одним из входов. В формах деталей чувствуется влияние псевдорусского стиля. На это указывают и элементы наружного декора, и шестиугольные  оконные проёмы.
          Но, мы сюда пришли не за архитектурными изысками, а за живым словом. Закончилась литургия, и отец Алексей начал проповедь.
          «Во ім'я Отця, і Сина, і Святого Духа!
          «Заповідь нову даю вам, щоб любили один одного, як Я полюбив вас»: сказав Господь своїм учням. Що ж таке справжня християнська любов? Як нам навчитися такої любові? Самим головним прикладом для нас є Господь наш Ісус Христос, який так полюбив світ, що помер на Хресті за наші гріхи. Він розпростер свої руки на Хресті, наче обіймаючи все людство. А тепер давайте подивимося, яку ми з вами маємо любов і що ми робимо з нашими ближніми, коли нас просять про допомогу. Ми з вами звикли робити добро тільки тим, хто нам робить добро також. Але Господь у Євангелії говорить: «Якщо ви будете творити благо тим, хто вам робить, то яка від цього користь? Так роблять і язичники». Наша любов повинна бути жертовною. Адже, якщо ми когось любимо, то заради нього ми готові на все. Так і Господь говорить: «Немає більше тієї любові, як хто душу свою покладе за друзів своїх». Досягти такої любові не просто, але якщо почати з маленького, то поступово ми зможемо стати краще.
          Перше, до чого ми повинні привчити себе – це прощення образ. Преподобний Серафим Саровський з цього приводу говорив: «Кривдників ваших прощайте, навіть якщо серце противиться цьому». Прощати необхідно кожному, не дивлячись на образу. Бо все це дається нам від Господа, для того щоб терп’ячи образи ми ставали кращими. Від цього і залежить прощення наших гріхів.
          Перш за все, ми з вами повинні примиритися з усіма нашими рідними і близькими, і в майбутньому намагатися не засмучувати один одного. Ми всі з вами грішні і немічні, тому як ми можемо вимагати від інших непорочної поведінки, якщо ми з вами можемо бути ще гірше? В першу чергу нам треба почати виправляти самих себе, і показати приклад терпіння і смирення. Апостол говорить: «Один одного тяготи носіть, і так виконаєте закон христовий». І якщо ми будемо намагатися виконувати цей закон, то Господь нас не залишить Своєю Благодаттю.
          Наступною сходинкою прояви нашої любові є милостиня. Творячи милостиню бідним і нужденним, ми з вами не просто проявляємо свою любов, але і збираємо собі скарб на Небесах. У Святому Євангелії сказано, що на страшному суді Господь поставить праведників по праву сторону, а грішників по ліву. І скаже праведникам: «Прийдіть благословенні Отця Мого і унаследуйте Царство, уготоване вам від створення світу, бо жадав Я і ви напоїли Мене, Я голодував і ви нагодували Мене, був нагий, і ви одягнули Мене, був хворий і в темниці, і ви відвідали Мене». Тоді праведники скажуть: «Господи, коли ми бачили Тебе хворим, або нагим, нужденним і допомогли Тобі?» Тоді Він відповість їм: «Все, що ви зробили меншим братам Моїм, то ви зробили й Мені». А грішникам скаже: «Ідіть від Мене у вогонь вічний, уготований дияволу і його ангелам. Бо Я голодував, і ви не нагодували Мене, прагнув і ви не напоїли Мене, був хворий і в темниці, і не послужили Мені». Тоді й грішники запитають: «Господи, коли ми бачили Тебе голодним або спраглим, хворим, у темниці, і не послужили Тобі?» Тоді і їм скаже Господь: «Те, що ви не зробили меншим братам Моїм, то ви не зробили й Мені».
          Ми з вами бачимо, яка жахлива доля чекає тих людей, які не творили милостиню і не допомагали один одному. А тепер давайте згадаємо, як часто ми з вами творимо милостиню або відвідуємо хворих людей, щоб підтримати їх хоча б морально? У наш нелегкий час усі потребують підтримки, але нажаль, рік за роком, день за днем все більше і більше убожіє любов, а де немає любові, там немає і Господа. Святі отці нам кажуть: «Поспішайте робити добро, тому що часу мало». І дійсно, наше життя дуже коротке, тому нам треба докласти максимум зусиль у виконанні заповіді любові. І якщо ми з вами від чистого серця будемо давати милостиню, допомагати нужденним, прощати наших кривдників, то безсумнівно сподобимся почути від Господа слова: «Прийдіть, благословенні Отця Мого, і унаслідуйте Царство, уготоване вам від створення світу».
          Мир Вам! Це прекрасне привітання, яке вимовляють християни, здавалося б, всім доступно і зрозуміло. Сам Господь, воскреснувши з мертвих, тричі привітав своїх учнів подібними словами. Біблія вчить нас, що Бог глибоко зацікавлений у мирі. Від книги Буття до Об'явлення пророки і апостоли постійно спонукають людей прагнути до миру. Наше духовне життя, служіння часто страждають від того, що ми в тих чи інших випадках втрачаємо цей мир. Що ж нам робити? Як домогтися духовної гармонії? Що зробити, щоб не порушувати цей мир?
          Чи можемо ми сьогодні докладати старання і мати, якщо можливо, мир з усіма людьми? Важко це чи ні? Давайте спробуємо внести ясність у це Біблійне визначення. Письмо пропонує нам три виміри миру, які Сам Христос доносить до нас: мир з Богом, мир один з одним і мир всередині нас. Нажаль, багато людей не турбують взаємини з Богом, або вони залишаються лише зовнішніми і поверхневими. Бажання більшості людей – це мир всередині них самих, духовний комфорт, спокій, стабільність. Загалом-то, люди будь-якими засобами намагаються домагатися цього душевного комфорту. Але людині не можна пізнати істинний мир в душі, поки він не пізнав миру з Богом і ближніми.
          Божий мир відкриває нам шлях до миру з оточуючими. Мир з оточуючими – це плід Божої любові до нас. Часто під миром розуміють відсутність конфліктів і суперечок, але це та саме єдність, про яку просив у молитві Ісус. Це присутність гармонії, порозуміння і доброзичливості. Бог бажає, щоб ми робили все можливе, щоб «бути в мирі з усіма людьми». Такий мир є фактичним результатом виконання заповіді Христа «Возлюби ближнього твого, як самого себе». Досягнення такого миру без миру з Богом навряд чи можливо, адже Бог допомагає нам прощати наших ворогів, прощати кривдників наших і більш того молитися за них. Такий мир має бути невід'ємною частиною християнського життя – це і є Його гармонія єдності.
          Подібне прагнення до миру з оточуючими відкриває в нас і дивовижний внутрішній мир, який несе в нас почуття єдності, задоволеності, спокою і безпеки. І хоча всі прагнуть знайти цей мир, від більшості людей він вислизає з однієї простої причини: справжнього миру не можна досягнути, покладаючись тільки на себе – це дар Божий, який Спаситель дає лише тим, хто вірує в Його Сина і виконує Його заповіді. Тому внутрішній мир – ще один плід віри.
          Як просто і зрозуміло, доступно і істинно. Три виміри миру: мир з Богом, мир із навколишніми й мир із самим собою неподільно поєднані Божественним замислом. І якщо ми хочемо мати Божий мир всередині себе, нам слід прагнути до гармонійних взаємин з Богом і ближніми.
          Дух Божий, через апостола Павла, дає наставляння для всіх віруючих: «Якщо можливо з вашого боку, будьте у мирі з усіма людьми». Це не просто богословське гасло або визначення. За цією короткою фразою лежить щось більше, ніж побажання благополуччя і спокою. По всьому видно, що для нашого Господа питання миру принципово важливе, адже з самого початку і до кінця місія Ісуса була миротворчою. Біблія яскраво розкриває турботу Господа про мир у Його рішенні послати Свого улюбленого Сина, щоб «спрямувати наші ноги на дорогу миру».
          Задовго до народження Йому було присвоєно титул «Князь миру». Протягом усього служіння Він постійно благовістив і говорив про мир. Бог благословляє тих, хто прагне до миру. У Новому Завіті практично всі послання починаються або закінчуються молитвою про мир. Ось чому мир, про який говорить Христос, повинен бути невід'ємною частиною життя християнина. Заклик апостола Павла сьогодні дуже актуальний для нас, особисто для кожного, тому що, шукаючи і зберігаючи мир, ми виконуємо волю Нашого Господа Ісуса Христа і слідуємо за Ним.
          Амінь».

(Перевод проповеди на русский язык)

          «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
          «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас»: сказал Господь своим ученикам. Что же такое настоящая христианская любовь? Как нам научиться такой любви? Самым главным примером для нас является Господь наш Иисус Христос, который так возлюбил мир, что умер на Кресте за наши грехи. Он распростёр свои руки на Кресте, словно обнимая всё человечество. А теперь давайте посмотрим, как мы с вами любим и что делаем с нашими ближними, когда нас просят о помощи. Мы с вами привыкли делать добро только тем, кто нам делает добро также. Но Господь в Евангелии говорит: «Если вы будете творить благо тем, кто вам делает, то какая от этого польза? Так делают и язычники».
          Наша любовь должна быть жертвенной. Ведь если мы кого-то любим, то ради него мы готовы на всё. Так и Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Достичь такой любви не просто, но если начать с маленького, то постепенно мы сможем стать лучше.
          Первое, к чему мы должны приучить себя – это прощение обид. Преподобный Серафим Саровский по этому поводу говорил: «Ваших обидчиков прощайте, даже если сердце противится этому». Прощать необходимо каждому, не смотря на обиду. Потому что всё это даётся нам от Господа, для того чтобы мы становились лучше. От этого и зависит прощение наших грехов.
          Прежде всего, мы с вами должны помириться со всеми нашими родными и близкими, и в будущем стараться не огорчать друг друга. Мы все с вами грешные и немощные. Поэтому как мы можем требовать от других непорочного поведения, если мы с вами, может быть, ещё хуже? В первую очередь нам нужно начать исправлять самих себя, и показать пример терпения и смирения. Апостол говорит: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов». И если мы будем стараться исполнять этот закон, то Господь нас не оставит Своей Благодатью.
          Следующей ступенью проявления нашей любви есть милостыня. Творя милостыню бедным и нуждающимся, мы с вами не просто проявляем свою любовь, но и собираем себе сокровище на Небесах.
          В Святом Евангелии сказано, что на страшном суде Господь поставит праведников по правую сторону, а грешников по левую. И скажет праведникам: «Придите благословенные Отца Моего и унаследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, ибо жаждал Я, и вы напоили Меня, алкал и вы накормили Меня, был наг, и вы одели Меня, был болен и в темнице, и вы посетили Меня». Тогда праведники скажут: «Господи! Когда мы видели Тебя больным, или нагим, нуждающимся и помогли Тебе?» Тогда Он ответит им: «Всё, что вы сделали меньшим братьям Моим, то вы сделали и Мне». А грешникам скажет: «Идите от Меня в огонь вечный, уготованный дьяволу и его ангелам. Ибо алкал Я, и вы не накормили Меня, жаждал и вы не напоили Меня, был болен и в темнице, и не послужили Мне».
          Тогда и грешники спросят: «Господи! Когда мы видели Тебя голодным или жаждущим, больным, в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда и им скажет Господь: «То, что вы не сделали меньшим братьям Моим, то вы не сделали и Мне».
          Мы с вами видим, какая ужасная участь ждёт тех людей, которые не творили милостыню и не помогали друг другу. А теперь давайте вспомним, как часто мы с вами творим милостыню или посещаем больных людей, чтобы поддержать их хотя бы морально? В наше нелёгкое время все нуждаются в поддержке, но, к сожалению, год за годом, день за днём всё более и более оскудевает любовь, а где нет любви, там нет и Господа. Святые отцы нам говорят: «Спешите делать добро, потому что времени мало».
          И действительно, наша жизнь очень коротка, поэтому нам надо приложить максимум усилий в исполнении заповеди любви. И если мы с вами от чистого сердца будем давать милостыню, помогать нуждающимся, прощать наших обидчиков, то несомненно сподобимся услышать от Господа слова: «Придите, благословенные Отца Моего, и унаследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
          Мир Вам! Это прекрасное приветствие, которое произносят христиане, казалось бы, всем доступно и понятно. Сам Господь, воскреснув из мёртвых, трижды поздравил своих учеников подобными словами. Библия учит нас, что Бог глубоко заинтересован в мире.
          От книги Бытия до Откровения пророки и апостолы постоянно побуждают людей стремиться к миру. Наша духовная жизнь, служение часто страдают от того, что мы в тех или иных случаях теряем этот мир. Что же нам делать? Как добиться духовной гармонии? Что сделать, чтобы не нарушать этот мир?
          Можем ли мы сегодня прилагать старания и иметь, если возможно, мир со всеми людьми? Трудно это или нет? Давайте попробуем внести ясность в это библейское определение. Писание предлагает нам три измерения мира, которые сам Христос доносит до нас: мир с Богом, мир друг с другом и мир внутри нас. К сожалению, многих людей не заботят взаимоотношения с Богом, или они остаются лишь внешними и поверхностными.
          Желание большинства людей – это мир внутри них самих, духовный комфорт, спокойствие, стабильность. В общем-то, люди любыми средствами пытаются добиться этого душевного комфорта. Но человеку нельзя познать истинный мир в душе, пока он не познал мира с Богом и ближними.
          Божий мир открывает нам путь к миру с окружающими. Мир с окружающими – это плод Божьей любви к нам. Часто под миром понимают отсутствие конфликтов и споров, но это и самое единство, о котором просил в молитве Иисус. Это присутствие гармонии, понимания и доброжелательности. Бог желает, чтобы мы делали всё возможное, чтобы «быть в мире со всеми людьми». Такой мир является фактическим результатом исполнения заповеди Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Достижение такого мира без мира с Богом вряд ли возможно, ведь Бог помогает нам прощать наших врагов, прощать обидчиков наших и, более того, молиться за них. Такой мир должен быть неотъемлемой частью христианской жизни – это и есть Его гармония единства.
          Подобное стремление к миру с окружающими открывает в нас и удивительный внутренний мир, который несёт в нас чувство единства, удовлетворённости, спокойствия и безопасности. И хотя все стремятся найти этот мир, от большинства людей он ускользает по одной простой причине: настоящего мира нельзя достичь, полагаясь только на себя – это дар Божий, Спаситель даёт его только тем, кто верует в Его Сына и исполняет Его заповеди. Поэтому внутренний мир – ещё один плод веры.
          Как просто и понятно, доступно и истинно. Три измерения мира: мир с Богом, мир с окружающими и мир с самим собой нераздельно соединены в Божественном замысле. И если мы хотим иметь Божий мир внутри себя, нам следует стремиться к гармоничным взаимоотношениям с Богом и ближними.
          Дух Божий через апостола Павла даёт наставления для всех верующих: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Это не просто богословский лозунг или определение. За этой короткой фразой лежит нечто большее, чем пожелание благополучия и спокойствия. По всему видно, что для нашего Господа вопрос мира принципиально важен, ведь с самого начала и до конца миссия Иисуса была миротворческой. Библия ярко раскрывает заботу Господа о мире в Его решении послать Своего любимого Сына, чтобы «направить ноги наши на путь мира».
          Задолго до рождения Ему был присвоен титул «Князь мира». На протяжении всего служения Он постоянно благовествовал и говорил о мире. Бог благословляет тех, кто стремится к миру. В Новом Завете практически все послания начинаются или заканчиваются молитвой о мире. Вот почему мир, о котором говорит Христос, должен быть неотъемлемой частью жизни христианина. Призыв апостола Павла сегодня очень актуален для нас, лично для каждого, потому что, ища и сохраняя мир, мы исполняем волю Господа нашего Иисуса Христа и следуем за Ним.
          Аминь».


Рецензии