Уроки музыки

  В начале восьмидесятых, я ошибочно поступил в один технический ВУЗ. Ошибку эту потом пришлось исправлять, так как не может быть чистый, по жизни, гуммантирий нормальным инженером, ну и наоборот, конечно.
  Почему так случилось, подробно пояснять не буду, а просто сошлюсь на пресловутые "ошибки молодости". А если вкратце и честно,то мне тогда вообще пофигу было куда поступать, лишь бы родителей не расстраивать лишний раз. Они и так были серьезно расстроены, похоже - по факту самого моего существования.
  Не подумайте только чего плохого! Родители мои были (а мама, слава Богу и есть)людьми отменными и меня, шалопая, конечно же любили, но вашего покорного слугу, в те годы, интересовали исключительно электрогитары, комбики, фуззы и вообще все, что связано с рок-музыкой. Нет, у меня хватало ума не мечтать о карьере музыканта, но на большее его, ума, то есть, не хватало.
  Так или иначе, в институт этот, для себя абсолютно чуждый, я поступил и начались мои суровые студенческие будни. Основные для технарей предметы, шли у меня гарантированно туго. Я так и не научился брать тройной интеграл, а весь сопромат, сдав который, как известно - студенту можно жениться, так и остался для меня темным, дремучим, непроходимым лесом. Женился, правда, я потом трижды и всякий раз, как говорится - удачно.
 Меня бы, безусловно, рано или поздно, выперли бы из нашей техногенной "бурсы", но спасительным оказалось мое увлечение... музыкой. Дело в том, что я весьма быстро нашел в институте рок-единомышленников и мы, под эгидой комитета комсомола, сначала факультета, а затем и института, организовали ВИА с патриотичным названием "Путеец" (не путать с "Путинцем")). Кроме того, мы организовали, при поддержке того же комитета ВЛКСМ, весьма приличную, по тем временам, дискотеку. Вообще, из тогдашних технических ВУЗ-ов, вышла огромная плеяда всевозможных музыкантов, шоуменов и КВН-щиков, многие из которых, с большим, или меньшим успехом, до сих пор мозолят глаза почтенной публики на телеэкранах. Это говорит лишь о том, что проблема с профориентацией в Союзе, была не у меня одного.
  Наша "команда" участвовала, от института, во всевозможных конкурсах различного уровня, где, бывало, занимала и призовые места. Комсомольским вожакам в зачет шли соответствующие "палки", а нам, с этих "палок" - соответствующие бонусы в зачетки.
  Стоит ли говорить, что наш репертуар и "плейлисты" дискотек подвергались строгой, внешне, цензуре. Все наши выступления,не считая, разумеется, конкурсных, строго делились на две равновеликие части. В первой мы, под присмотром комсомольских вожаков, исполняли исключительно "правильные" советские композиции про любовь к социалистическому отечеству и нелегкую, но всегда заканчивающуюся взаимностью, любовь комсомольскую. Были там песни и про войну, Отечественную и, очень избрано - про Афганскую. Эти песни мне всегда нравились.
  Во второй же части, мы "лабали" или крутили все подряд, от отечественного андеграунда до нетленок "Битлз" и "Роллингов". За мастерство нашего исполнения, не скажу ничего, но то, что мы очень старались - факт. Надо отметить, что проверяющее комсомольское руководство наше, со вторых актов никуда не исчезало. Оно просто снимало галстуки и пиджаки, кому позволял пол - переодевались в мини-юбки, опрокидывали за "кулисами" по стакашку и возвращались на танц-пол. Никто их за это не осуждал, ведь, долг - долгом, а молодость - молодостью. Так все считали.
  Не обходилось и без казусов, разумеется. Так, в 1983-м году, на одной из дискотек, по моему недосмотру, до микрофона добрался наш музыкально-технический гений Сашка Козлов, ответственный за работоспособность аппаратуры. Я отходил, не надолго, по двойной взаимосвязанной нужде - отлить и выпить. Когда же я вновь появился в зале, то прямо от порога услышал заунывный, тягучий голос Козлова, который анонсировал следующую музыкальную композицию. Говорил он так:
- Недавно, наши доблестные ВВС, сбили проклятый пассажирский и шпионский южнокорейский авиалайнер. И он вспыхнул, как огонек в ночи. Flash in the night. Эту великолепную вещагу, вам и исполнит группа "Secret Service"!
  Я схватился за голову. Узнать про подобный инцидент, в то время, было возможно только из "вражьих голосов", а значит, как минимум, Сашка их слушал, ну а с нами, разумеется, услышанным поделился. Да что там с нами! Со всем танцующим залом!
  Опасения были не напрасны. Мир - не без бдительных людей. На следующее же утро,  всю нашу "банду" пригласили в Большой Комитет институтского комсомола.  Ответственный за идеологическую работу секретарь, с красными от вчерашнего перепоя и всенощных плясок под "Secret Service" глазами, произнеся короткую, но гневную и обличительно выдержанную речь, прикрыл наш музыкальный "рассадник антисоветчины" - как он выразился, на всегда. В реалиях оказалось - на два месяца. Ведь, в графике комсомольских мероприятий, на ближайшее время, значились очередной конкурс талантов и КВН. Да и плясать им с нами было удобнее, веселее, а главное - спокойнее, чем где бы то нибыло на стороне. Ведь от этой "стороны", как от пчел Винни Пуха, ожидать можно было всякого.
  Но вернемся, собственно, к образовательному процессу. В отличии от дисциплин точных, за гуманитарные, у меня всегда  было - пять. Противовесом чертежам и формулам, я легко запоминал, а главное - понимал свободный текст. Беда была лишь в том, что таких дисциплин у нас в институте было всего две - английский язык и История КПСС. Английский, в связи все с тем же увлечением музыкой, был для меня почти как родной, ведь подавляющее большинство чтимых мною исполнителей пели именно на этом языке, а история - это всегда интересно, пусть даже и КПСС.
 Этот предмет вел у нас престарелый доцент Скрипов. Было уже ему, пожалуй, хорошо за семьдесят. Материал подавал он скрупулезно, со знанием дела, но от любых попыток завязать дискуссии на какие-либо "скользкие" темы, которые ему иногда пытались навязать на лекциях особо продвинутые студенты, старательно уклонялся. Типа - как написано в учебнике, так и было в действительности, вот вам весь сказ, весь диспут, вот вам и вся история.
  Как то, я сдавал ему экзамен. Мне достался билет про ХХ съезд Партии, ну, про тот, где Хрущев разоблачил культ личности Сталина. Проще некуда! Когда пришла моя очередь отвечать, я бодро доложил о самоочищении Партии, потом строго но политически корректно осудил, развенчал и заклеймил... Скрипов молча заполнил и протянул мне зачетку. Не отходя от стола экзаменатора,я заглянул в нее и вместо ожидаемого "отлично",ошеломленно увидел всего-лишь "хорошо".
- За что! Почему! - вырвалось.
  Старик Скрипов, медленно снял свои мутные очки, потер уставшие глаза и внимательно посмотрел на меня.
- Молодой человек, вы жили в то время?
- Нет, конечно...
- А как же вы тогда можете столь убежденно критиковать и третировать эпоху, о которой, ровным счетом, ничего не знаете?
Я опешил: - Но, я... Но, ведь, вы...
Скрипов жестом остановил меня.
- Молодой человек. И вы, - он коротким жестом обвел сидящих в аудитории, - Это мой последний семестр. Я ухожу на давным-давно заслуженный, я надеюсь, отдых. - он вновь посмотрел на меня.
- Как говорил Василий Ключевский - История – не учительница, она надзирательница, она никогда ничему не учит, но всегда наказывает за незнание уроков, - он медленно откинулся на спинку стула и продолжил:
- Я ведь не всегда преподавал второстепенный предмет в техническом ВУЗ-е и не всегда был доцентом, - Скрипов горько усмехнулся.
- Вы, молодой человек, были лучшим моим слушателем за последнее время. Думаю, что вы, учась здесь - занимаетесь не своим делом. Впрочем, это решать только вам. "Хорошо" я вам поставил для того, чтобы у вас не было ощущения удачно завершенного урока, о котором уже завтра можно будет забыть. Ключевский ведь об этом и говорил. А так, вам есть в чем совершенствоваться. Изучите потом, как-нибудь, возможно - через годы, самостоятельно и с интересом эпоху Сталина, Хрущева, любую другую эпоху и сами решите, почему сегодня я не поставил вам высший бал, - он вновь посмотрел на мою обалдевшую физиономию.
- И последнее, пожалуй. Я бывал на концертах вашего ансамбля. Мне не всегда нравилась форма, формат, если угодно, вашей музыки. Однако, многие слова песен, в том числе и про историю нашей страны, пришлись мне по душе. Но недавно, моя внучка, а она, если может быть не знаете, тоже учится в этом институте, с восторгом рассказала о, так называемых, вторых актах ваших концертов. Что вы там поете по англицки - она не понимает, или у вас произношение малость не оксфордское, а вот цитатники на русском, что она мне привела... Удивительно, в самом деле, один и тот же язык, люди - одни и те же, но в первом акте - хлеб, а во-втором - помои...
Вот это-то, негласно культивируемое двуличие и погубит скоро нашу страну, да и вас может. Вы бы уж определились, в каком вы акте остаться хотите, а то историю изучать некому будет, - он улыбнулся и очень мягко добавил: - А при Сталине, такого быть не могло...
  Тогда, меня, главным образом, удивила столь длинная речь стрика Скрипова, ко мне обращенная. Она мне показалась непонятной и слишком пространной. Она и сейчас мне таковой кажется. Но, через восемь лет, действительно, не стало страны, в которой мы все родились и выросли, а я стал стараться  выбирать "акт" и "сцену" на которой хочу созидать и мыслить.
  Я по-прежнему люблю рок-музыку, но многие вещи из нашего тогдашнего репертуара, я больше никогда не пою и не слушаю. Остались только лучшие.
  Такие вот, ненавязчивые уроки музыки. И жизни.
    "All You Need Is Love, Love, Love Is ALL You Need" 


Рецензии