Я сделал это 2

       В конце 1989 года я с женой поехал по профсоюзной путёвке в ГДР.
 Это была первая незабываемая поездка за границу.  И хоть в карманах у нас не было валюты, зато в сумки был  уложен товар: водка и несколько баночек икры, выуженных из таинственных складов с помощью «блата». В поездку я взял небольшие холсты и краски в надежде, что найду время и силы поработать. Интуиция подсказывала, что время будет, потому что вечера будут пустые ввиду отсутствия денег.  Я не ошибся.
       Отдыхали мы в Оберхофе, а в Берлин попали всего на несколько дней и жили там в высотной гостинице  рядом с Берлинской стеной.  Из окна номера  это строение было хорошо видно. Непонятное и тяжёлое чувство наводило оно на меня. Какой - то кошмарный абсурд: взять так и разделить столицу страны…  И сознание у немцев  тоже было разделено: нас, русских, воспринимали кто доброжелательно и с пониманием, а кто то с ненавистью и отвращением. И почти все немцы с вожделением  и надеждой указывали за стену, как будто там, за стеной, всё самое лучшее, что им нужно для жизни.  А мне казалось, что лучше, чем в ГДР и быть не может, ведь такое изобилие  я видел впервые.               
         Вот сидел я ночью в этом берлинском номере и рисовал,  освещение было тусклое, образы плыли абстрактные, из головы не выходила стена… В город, как в торт, вонзили нож, разрезали на две части, оставив нож в плоти.  Ассоциативно я представил Москву, разделённую бетонной стеной по Красной площади:  там где мавзолей и Кремль -  одна сторона, где храм Василия Блаженного – другая… Этот зловещий образ то ускорялся, то медленно принимал различные формы, пока перед глазами не возникла Дева Мария, целующая младенца, потом их лица слились, но тела разрезала жестокая прямая линия. Троица! Образ троицы.  Так и родился этот образ. В Костроме я написал большую работу и выставил её в салоне Марс, что был когда-то на Малой Филёвской. Вскоре её купили. Я сожалел о картине (видимо не всё сказал, что хотел) и написал на этот сюжет ещё одну работу.
        Мы вернулись, тогда ещё, в Советский Союз 28 декабря 1989 года, а 1 января 1989-го немцы начали рушить стену. 


Рецензии