Белая гвардия на сцене МХТ

Первое, что хочется отметить, - удачный кастинг. Хабенский - Алексей Турбин, Пореченков - Мышлаевский, Анатолий Белый - Шервинский, Наталья Рогожкина - Елена Тальберг выше всяких похвал. Полковник Турбин немногословен, строг и ироничен, Виктор Викторович - армейский офицер-фронтовик, изрядно одичавший в окопах, лихой, вспыльчивый и добрый, Шервинский - в меру фатоват, в меру галантен, Елена - настоящая булгаковская "Лена рыжая", гордая, женственная и нежная. Студзинский и, к сожалению, Николка невыразительны и не запоминаются. Семчев-Лариосик порвал мне шаблон: я всегда представляла себе Лариосика тщедушным "ботаником", особенно нелепым в компании мужественно-симпатичных, молодцеватых офицеров, - но потом я втянулась, как та собачка в пылесос.
Второе. Ключевой образ "Белой гвардии" - семейный дом, главная тема - тема семьи, дружбы, любви, человеческой общности, способной противостоять любым историческим катаклизмам. Эта тема прекрасно воплощена в спектакле. Декорации создают образ большого, безалаберного, гостеприимного дома, где находится место и матершиннику, буяну и выпивохе Виктору Викторовичу, и нелепому житомирскому кузену, и хвастуну и вралю Шервинскому с его букетами, аксельбантами и "гвардейскими комплиментами". Братья и сестра очень любят друг друга и своих друзей, и эту атмосферу любви актеры создают тонко, ненавязчиво, с помощью нюансов. Алексей во время общего разговора подходит к сидящей сестре, та обнимает его и прижимается щекой к его плечу. И в этом всё: абсолютное доверие Елены к старшему брату (не к мужу!), и бремя главы семьи, которое несет Алексей (не Тальберг!), их глубокая взаимная привязанность.
Третье. Юмор. Мягкий, добрый, абсолютно булгаковский и узнаваемый. Вот Елена уламывает Алексея, недовольного вторжением неведомого житомирского кузена: "Ну, надо его оставить, он симпатичный! Ну, комната же пустует!", а потом, когда недовольство выражает муж, переводит стрелки на брата: "Алеша велел поместить его в библиотеке". Вот - объясняется с Шервинским: "Уйди! Я боюсь бросить тень на фамилию Тальберг!" - "Брось его совсем, с тенью и фамилией, и выходи за меня! (поцелуй) Ты разведешься?" - "Да пропади оно всё пропадом, да?!"
Юмор в спектакле связан, главным образом, с Лариосиком и Шервинским - Мышлаевский за словом в карман не лезет, но он героический, а не комический персонаж. Трогательный Лариосик, вечно что-то роняющий и ляпающий ни к селу ни к городу; то ли по-детски, то ли по-актерски тщеславный и непотомляемый Шервинский (как он мгновенно меняет тон в эпизоде с лакеем Федором - только что строил из себя начальство, и уже вась-вась!).  "Я свинья или нет? Конечно, я не свинья!" - действительно, неплохой, в сущности, парень. Всяко лучше чопорного Тальберга с его столь своевременной командировкой.
Кстати, символично, что убитый Алексей, незримый для живых, остается на сцене до тех пор, пока Елена не объявляет о помолвке с Шервинским. Только тогда он уходит: судьба сестры устроена, о братишке она позаботится, остальные и подавно не пропадут.
И этот нежный менуэт, звук которого сопровождает самые драматические и напряженные моменты спектакля... Толкуй как хочешь - хоть в жизнеутверждающем ключе, хоть в философском, хоть в трагедийном.
Кульминация драмы - начало второго акта, сцены в гимназии, гибель Алексея. Дружба полковника Турбина и капитана Мышлаевского показана не в лоб, ненавязчиво, как и взаимная любовь братьев и сестры. Турбин и Мышлаевский так же непохожи, как Атос и д,Артаньян, и так же привязаны друг к другу. Мышлаевский способен и напиться до непотребного состояния, и разбуяниться, и разматерить всех и вся, не смущаясь присутствием дам. Но именно он в момент объяснения полковника с растерянными, близкими к панике и оттого неуправляемыми юнкерами стоит рядом, готовый пристрелить на месте любого, кто поднимет руку на командира или попробует заткнуть ему рот. Причем Мышлаевский также ничего не понимает - Турбин не успел отдельно оповестить о катастрофе офицеров, не было времени, - просто он безгранично верит другу. Так верит, что послушно уходит, когда Турбин отсылает его, а сам остается на верную смерть.
Отчаянный крик Елены "Ларион, Алешу убили!!!" буквально рвет душу. Она не просто потеряла любимого брата - она лишилась опоры, защитника, главы семьи. Пока был жив Алексей, они были семьей, и мужья-жены могли только вписаться в эту уже сложившуюся семью (или не вписаться, как Тальберг).
Тальберг (Владимир Трошин) тоже весьма неплох. Выразителен внешне (своей "штатской", канцелярско-чиновничьей наружностью, противоположной бравому виду других офицеров). И некоторым образом чувствуется, что за его неприязнью к Мышлаевскому и Шервинскому скрывается не только ревность - они чужды ему по духу, ему непонятно ни удалое, полупьяное, но при этом рыцарское великодушие первого, ни детское простодушие второго, органично сочетающееся с детским же тщеславием.
Словом, по моему скромному мнению, "Белая гвардия" в постановке Сергея Женовача - шедевр. Рекомендую всем, кто еще не видел.


Рецензии