Слепой секундант

Новый роман Дарьи Плещеевой (Далии Трускиновской) "Слепой секундант" мог бы стать основой для блестящего историко-приключенческого сериала с настоящей дружбой, любовью, погонями, засадами, поединками, роковыми тайнами и Божьим Промыслом. Этот роман рвет шаблон тем, кто думает, что:
- жанр "плаща и шпаги" исключает серьезные философские и этические проблемы;
- христианская мораль уместна в назидательных детских книжках, приключенческую литературу она делает скучной и пресной.
Вмешательство Божьего Промысла в жизни героев романов "Булатный перстень", "Береговая стража", "Слепой секундант", "Архаровцы" так же обыденно, как и то, что эти герои говеют, исповедуются, молятся и ищут в Священном Писании объяснения того, что с ними происходит. Главный герой "Слепого секунданта" - капитан Соломин, раненный при штурме Очакова и потерявший зрение - также соотносит свою жизнь с Божьей волей и, вступив в смертельную схватку с опаснейшим противником, черпает силы в том, что "сила Божия в немощи человеческой совершается". Он, ослепший, совсем небогатый, имеющий в своем распоряжении лишь пару крепостных, - решает сразиться с петербургским "королем шантажа", который держит в страхе десятки знатных и богатых семейств, и, шаг за шагом идя по следу, неся потери и совершая ошибки, выходит из этой схватки победителем.
Сюжет таков: ослепший после ранения капитан Козловского мушкетерского полка, бывший измайловец, возвращается с Турецкой войны в Петербург, где есть хорошие врачи, и останавливается у друга. Сестра друга просватана, но накануне свадьбы разражается скандал: мать жениха получает письма девушки к неизвестному возлюбленному. Свадьба расстроена, Маша опозорена, оскорбленный брат дерется на шпагах с женихом, и тот по несчастной случайности его убивает. При дуэли присутствует Соломин, которого друг упросил быть секундантом, несмотря на увечье. Долг секунданта - продолжить дуэль, но Андрей понимает, что молодой граф Венецкий - не виновник беды, а жертва. Истинный виновник - тот, кто расстроил свадьбу. Маша безуспешно пыталась откупиться от вымогателя, но ему нужны были не скромные безделушки бесприданницы, которую берут из бедного житья за красоту: ему требовался скандал, чтобы кто-то более богатый, видя, что сталось с Машей, испугался и заплатил.
В поисках шантажиста Андрею помогают бригадир Акиньшин, тоже товарищ по Измайловскому полку, и невеста Катенька. Вскоре они погибают - Акиньшин заколот, Катенька застрелена в собственном доме по роковой случайности: убийца принял её за Машину горничную Дуняшу, которую Андрей поручил невесте спрятать, так как она кое-что знала и могла вывести на одного из подручных шантажиста. Счет капитана Соломина к противнику, которого он мысленно прозвал "пауком", растет: друг Гриша - старый товарищ Акиньшин - любимая женщина.
Подручный шантажиста, вернее, подручная, - это монстр пострашнее миледи. Дело в том, что "паук" подсылал к намеченным жертвам - девицам на выданье из знатных и богатых семей - переодетую женщину, которая, выдавая себя за французского маркиза, ухаживала за ними и вовлекала в платонический и - что и требовалось "пауку" - эпистолярный роман. Любовные письма использовались для шантажа, к тому же к подлинным, достаточно невинным, добавлялась парочка подложных - о незаконнорожденном ребенке (и даже пара теток-мещанок с детьми подходящего возраста были наняты, чтобы подтвердить).
"Героини" в "Слепом секунданте" нет, их несколько - умная, волевая и решительная Маша, добрая, отважная и взбалмошная Гиацинта, великодушная и благородная Аннета - "Черномазая Дёмушка". И погибшая Катенька - тоже незаурядная женщина: не всякая сохранит верность изувеченному жениху, не всякая ввяжется в затеянное им рискованное расследование. И хорошо показана разница между умной, сильной и гордой женщиной, женщиной-львицей, и женщиной, отвергающей свою женскую природу. Первая может и мужское платье носить, и философские труды читать, и к карьере стремиться, и решения принимать за себя и за других - с ней все в порядке. А вот вторая, отрицающая свой пол, - это... печально. Такая ненавидит мужчин за то, что сама не родилась мужчиной, и презирает женщин за то, что они женщины. И себя заодно.
Еще в романе очень правильно, на мой взгляд, решена проблема мести. Бог, любя человека, заповедал: "У Меня отмщение и воздаяние", потому что месть, как всякую страсть, насытить невозможно, это ядовитая гадина, которая не может не жалить. Другое дело - возмездие, цель которого - не насладиться мучениями врага, а остановить его, пресечь цепь его злодеяний.
Месть не бывает праведной потому, что, начав карать обидчиков, человек обязательно кончит тем, что станет мстить всем счастливым - за то, что они счастливы. Обязательно. Непременно. Кто наслаждается мучениями врага - скоро станет получать удовольствие от страданий людей, не сделавших ему никакого зла. Ненависть сжирает душу, там уже не остается места ни для дружбы, ни для любви, ни для созидания - такой человек способен только разрушать, и остановиться он уже не может.
Поэтому Андрей Соломин, осуществляя справедливое возмездие шантажисту, с брезгливой жалостью отпускает его подручную. Он не испытывает ненависти к этой женщине, поскольку больше всего мы ненавидим в других свои собственные пороки, а у Андрея с Евгенией нет ничего общего. Он сражается и карает из любви, она разрушает чужие жизни, пылая злобой и ненавистью. В том, как он отпихивает её с дороги, точно злую, но мелкую шавку, есть невысказанная насмешка: "Вообразила себя роковой мстительницей, демоницей? Муахаха. Ты просто жалкая, несчастная, ущербная баба."
Еще один важный вопрос, которого касается роман, - что стоит за действиями шантажиста. Страсть к деньгам? - Это только видимость, маскирующая истинную, гораздо более отвратительную страсть - жажду власти над людьми, их репутацией, карьерой, благополучием, семейным счастьем, - или потребность мучить и терзать себе подобных, получая от этого удовольствие. Поняв это, Андрей и его товарищи сузили круг поисков, вычеркнув из списка подозреваемых всех, кто доволен жизнью и собой.
Как я уже говорила, слабых женщин в романе просто нет (за исключением Евгении, которая страшна и жалка в своей ненависти ко всем, кто любит, любим и радуется жизни). Все они сильны по-своему - умом, характером, талантом, любовью. А вот сильный мужчина только один - Андрей Соломин. Его соратники, постепенно становящиеся друзьями - слабохарактерный "вечный мальчик" Венецкий, миролюбивый и порядком ленивый Валер (этот господин присвоил себе имя любовника из комедии Мольера), трусоватый доктор-немец Граве, который и не немец вовсе, а беглый крепостной Василий Турищев, - не отличаются ни большим умом, ни силой характера, ни выдающимися душевными качествами. Обычные люди с полным набором слабостей и недостатков. И это замечательно, потому что героев на всех не хватит, да и не уживутся два сильных и опасных зверя в одном логове. Нет ничего плохого в том, что сильные женщины выбирают слабых мужчин, ведь два прирожденных лидера будут пытаться победить друг друга, какая уж тут любовь. Наоборот, влияние властной и решительной Маши придает храбрости инфантильному Венецкому, он старается вести себя так, чтобы заслужить её уважение.
Отношения с Богом у героев очень личные (как у всякого христианина), иногда - запутанные и противоречивые. Так, Андрей считает своим долгом лично читать отходную по убитым солдатам своей роты, но категорически не желает молиться об исцелении: он полагает, что неприлично, стыдно просить Бога о чуде, да еще лично для себя. Он убежден, что уничтожить "паука" - дело, согласное с Божьей волей, но сомневается, что сумеет объяснить это священнику, поэтому не идет на исповедь.
В романе есть дивный эпизод, когда Соломин вынужденно предлагает Маше обвенчаться, а та вынужденно соглашается. Машу ищут, чтобы убить, она - опасный свидетель, и Андрей не находит иного способа спасти её, как жениться (а уж защитить жену он сумеет - выучился метко стрелять на звук). Сидят они в печали: Андрей горюет по Катеньке, Маша вздыхает по любимому, несмотря на предательство, жениху. Андрей её утешает: ладно, что ты, мы привыкнем друг к другу, а если нет - дам тебе полную свободу. И тут Маша твердо и даже резко возражает: ты что, этим не шутят, если обвенчаемся - буду тебе верной женой, какая тут может быть "полная свобода"!
Вот в чем суть. Вера для христианина (рядового, мирянина, не духовного лица) - не что-то добавочное, некий дополнительный штрих ("Я журналистка, увлекаюсь дайвингом, а еще я люблю поэзию Серебряного века"), - она пропитывает собой всю его жизнь, влияет на каждый выбор, определяет большую часть поступков. А те поступки, которые вере противоречат (силен бес!), человек четко осознает и оценивает как недолжные, скверные.
Любопытный пример в этом смысле - приблудившийся к Андрею воришка-форточник Феофан Морковкин. Однажды он обокрал церковь и "имел одно виденье, непостижное уму", после чего сделался ярым молитвенником, не отстав, однако, от своего ремесла. Андрей пытается перевоспитать его и с этой целью заставляет поклясться на именной иконе. Попутно он возвращает в лоно церкви Турищева-Граве, нешуточно страдающего из-за того, что много лет, выдавая себя за лютеранина, не приобщается обязательных для православного церковных таинств.
Помните, как князь Серебряный упустил Елену? - Рядом не нашлось друга, который дал бы ему подзатыльник и поволок жениться. Именно это и сделали Фофаня, уговоривший Андрея ехать на венчание Демушки, и Венецкий, помчавшийся с другом в церковь, не испугавшись скандала.
Сделать главным героем ослепшего человека - это смело. И это не мистер Рочестер, который погрузился в депрессию и сидел как сыч в своем имении в ожидании спасительницы Джейн. Андрей тяжело переживает свое увечье, невозможность продолжать военную службу, относительную беспомощность (весьма относительную - он очень быстро осваивает метание ножей и стрельбу на звук), но он остается собой - умным, волевым, решительным, храбрым человеком, настоящим офицером, умеющим руководить людьми и вселять в них мужество. Он поначалу и сам сомневается в том, что сумеет одолеть неуловимого врага, но не сомневается в том, что одолеть его необходимо.
Тут надо сделать важную оговорку. Многие нехристиане совершенно превратно понимают выражение "положиться на Бога" как бездействие: сложил человек лапки и сидит, распахнув клювик, в ожидании чуда. На самом же деле это значит - не сопоставлять свои силы с мощью врага, а поступать как велит долг и совесть, даже если предприятие выглядит безнадежным. Поначалу никто не верит, что слепой капитан Соломин способен выследить и затравить в логове такого зверя, и он сам с трудом в это верит, но твердо уверен в другом - Бог знает, что делает. В том, что в этом поединке Он выбрал Своим бойцом калеку, наверняка есть смысл. Значит, нужно не причитать о том, как это трудно, а действовать!
Собственно, полагаться на Бога - значит сознавать, что Бог полагается на тебя. И не шарахаться от кажущейся неподъемной задачи, считая себя слабым и маленьким, поскольку Богу видней.


Рецензии