Свято помнить будем

                Дню Победы!

Порфирий Ильич Шведченко, отец Лиды Шведченко, батальонный комиссар, погиб на Акмонайском  валу в 1942 году. До войны  работал директором Мысовского рыбозавода.

Семья, узнав о гибели Порфирия, отправилась искать его на страшное после боя поле. Нашли, еле узнали. Выкопали небольшую яму, похоронили, надеясь потом перенести в родное село. Здесь же Лида поклялась отомстить врагам за отца и за всех погибших. До конца 1943 года она несколько раз ходила на боевые операции, и всегда перед выходом на боевое задание перед её глазами вновь вставало страшное поле, и её вновь охватывало чувство мести за отца, за поруганную землю.

Напомню, весной 1942 года молодёжь объединялась для борьбы с фашистами. Лида объединяла  подпольную группу в Китени, в неё вошли Саша Беспалов, Михаил Царёв, Лидия Колесникова, Дуся Кравченко, Иващенко Иван. Затем связался с подпольной группой Александр Лубенцов… Чтобы целенаправленно проводить разведывательную работу, наносить удары врагу, помогать Красной Армии, Беспалов, Лубенцов и Лида сумели пробраться  в Старокрымский  лес из Китени (ныне Семёновка). Лида стала связной в партизанском отряде.

Александр Григорьевич Лубенцов, которому исполнилось в 2018 году 96 лет, и сегодня вспоминает Лиду Шведченко с любовью и болью. Он, командир диверсионной группы, понимал, что гестапо (а в Семи Колодезях свирепствовал  комендант ГПФ – 312 Рудольф Циммер)  усилит слежку за молодёжью после ряда успешных операций подпольщиков.  Подпольщики вели работу дерзко, наносили ощутимые потери фашистам. Приведу выписку из отчёта Качанова, начальника штаба Восточного соединения партизан. Выписка из отчёта № 156 дана фондом Крымского областного партизанского архива и подписана бывшим командиром 3-ей бригады Восточного соединения партизан А. А. Куликовым. Так, из выписки следует:

06. 1Х. 1943 г. около станции Керчь-2 пущен под откос эшелон с боеприпасами, разбит паровоз и 60 вагонов, 10 вагонов разрушено (выполняли А. Г. Лубенцов, А. В. Беспалов);
 
25. 1Х. 1943 г. этой же группой, в которую вошел еще и К. И. Богданов, на перегоне Сарыголь-Владиславовка разбит паровоз № 365 и три вагона. В тот же день Беспалов и Лубенцов взорвали склад противника с горючим, где сгорело 120 т. бензина и керосина; разбит паровоз и сорок вагонов;

25. Х. 1943г. разбит паровоз и сорок вагонов, а на перегоне Салын-Багерово пущен под откос воинский эшелон (Лубенцов, Беспалов, Богданов).

В документах добавлялись фамилии Стрельцова, Сухомутова, менялось количество паровозов, вагонов, эшелонов, уничтожалось горючее, появлялись новые даты. И одно было ясно: диверсионная группа неотступно и беспощадно преследовала врага. Задание группа выполняла всегда.


С Лидией Шведченко Александр Лубенцов не раз приходил в Китень, в деревню Кашик, где работала разведчица, радистка Алиме Абденнанова. Именно ее подпольщики снабжали питанием для рации. Вспоминая эти походы, Александр Григорьевич и сейчас с восхищением говорит о красоте Лиды, ее удивительных синих глазах, которые в решительные минуты грозно темнели и казались черными, а тонкие брови приподнимались. Волнистые черные волосы девушка прятала под берет. В пути они  вспоминали мирную жизнь до войны, мечтали о том, какой она будет после войны, как Лида наденет модельные туфельки, которые только один раз  надела…

Возвращаясь в отряд с заданий, Лида всегда старалась хоть на минуточку увидеть маму. Но перед Новым  1944 годом Лида смогла только записку передать. Содержание записка Анна Емельяновна, во время нашей встречи в октябре 1981 года, тихо повторила по памяти: «Дорогая мама, поздравляю тебя с Новым годом, желаю здоровья, счастья! Верю, что следующий новогодний праздник встретим уже вместе на освобождённой  от фашистов земле. Извини, мама, что не зашла к тебе сама. Не было возможности. Береги себя. Целую. До скорой встречи.
1943 г.»

Это была последняя весточка от доченьки. Как погибла Лидия Шведченко, рассказал  журналист Михаил Вольфсон в рассказе «Дочь рыбака». В январе 1944 года Лида получила задание разведать, в какой именно камере Старокрымской тюрьмы содержатся схваченные подпольщики. Её сведения помогут отряду Алексея Вахтина сделать налёт на тюрьму. Девушка уже возвращалась с задания. Фашист - часовой расслышал хруст веточки. Автоматная очередь резанула по ногам, и сразу сильно толкнуло в грудь… Девушка была тяжело ранена, но она понимала, что фашисты хотят вылечить её, чтобы потом пытать…  Она не дала врагу возможности издеваться над собой…

 Но будучи молодой и сильной, пока её ноги шагали по скрытым партизанским тропам, она мстила врагу за смерть друзей, товарищей, выслеживала машины с фашистами и боеприпасами, она боролась за свободу страны и счастье жить в родной стране, в родном селе.


Спасибо!

                Лиде Шведченко, а в её лице 
                всем подпольщикам  Китеньской группы.
               
Спасибо, Лида, за возможность эту:
гордиться светлым именем Отчизны,
плескаться в море, радоваться жизни
под синью неба синеглазым летом.


Спасибо! Знаешь, благодарны люди,
душой и сердцем подвиги приемлют
и помнят, кто спасал родную землю,
поверь, родная, свято помнить будут.


Перешагнули вы «границу страха»:
в селе рыбацком создали подполье.
В лесу, в горах и на открытом поле
врагов громили дерзко и с размахом.


Да, ненависть к фашистам не притворна.
Искусно скрыв под грубою рубашкой
бикфордов шнур и толовую шашку,
в ночи ползком ты двигалась, проворно.


Воюя, маму вспоминала нежно.
В отряде говорила неизменно:
«Когда мечтаешь, как о неизбежном,
Мечты сбываются пренепременно.
Я в день победы  в туфельках модельных
пройдусь по улице села родного».

Слова звенели верой неподдельной
в пути задания  очередного.


Свершилось. Отдана святая плата:
Вы возвратили радость на планету.
С Любовью Истина летит по Свету:
Победа – это с нечистью расплата.


Рецензии