Партия ответственности

Партия «За ответственную власть в ответственном обществе»
Из переписки с другом

... Не согласен с тобой, когда ты говоришь, что у людей не осталось другого выхода, кроме как идти на улицу с требованиями об отставке этого руководства страны. То есть, это, конечно, вариант, но не самый надёжный. Ненадёжность его состоит прежде всего в том, что это «выстрел» в никуда. Выстрел ради выстрела, безо всякого целеуказания. Если только под целью не иметь в виду наивное мнение, что этим «выстрелом» мы «плохих» поменяем на «хороших». Ибо сегодняшние «плохие» ещё вчера были «хорошими», а сегодняшние «хорошие» уже завтра станут «плохими». Гарантированно станут, потому что превратятся в часть системы, функционирующей по определённым законам. Именно эти-то законы своим побочным действием и превращают вчерашних «хороших» в сегодняшних «плохих».

Не касаясь подробностей работы этого механизма, превращающего вчерашних достойных граждан и квалифицированных специалистов, в сегодняшних подлецов и проходимцев, скажу лишь об одной его «шестерёнке», так беспощадно уродующей людей. Это банальная БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, когда никто, ни за что, ни перед кем, никак не отвечает. Ну, ты сам знаешь, как это у нас происходит. Потому на примеры отвлекаться не буду.

... Главное для «них», как можно выше взобраться по распределительно-командной лестнице. Ради этого можно наобещать чего угодно. А уж если попал на заветную ступеньку, все обещания можно отбросить в сторону, включая и опасение, что за это призовут к ответу. Кому призывать-то? Вокруг такие же, как ты – «братья по крови»! А своих они не сдают – в этом главная гарантия собственной безопасности каждого из них. В крайнем случае, они сами съедают проштрафившихся собратьев, выдавая такой внутриклановый каннибализм за «усиление борьбы с коррупцией». Ну да речь сейчас не об этой камарилье, а о системе, её воспроизводящей.
Знаю, ты считаешь, что воровство  – «внесистемное явление». Может быть, что касается воровства, то так оно и есть, но сейчас речь не о нём, а о безответственности – о среде, в которой воровство не просто процветает, но даже принимает окраску патриотизма и гражданского достоинства. А это «две большие разницы».

В принципе, тема безответственности не нова. Есть даже движение Юрия Мухина, которое актуализирует эту проблему, пытается вывести её на законодательный уровень. К сожалению, широкого распространения оно пока не имеет, и всё же время от времени внимание к себе привлекает. Пару лет назад у меня было общение с участниками этого движения. Оттого, наверное, я сейчас и пишу тебе так пространно, что в тот раз донести своё видение этого вопроса мне не удалось.
А суть этого видения такова, что, говоря о важности ответственности, мы по инерции имеем в виду лишь тех, кто должен отвечать за свои слова, поступки, решения, и совершенно упускаем из виду тех, перед кем они должны отвечать. То есть, требуя ответственности от «верхов», мы совершенно не думаем о том, что такая ответственность возможна лишь перед ответственными же «низами». А они у нас ответственные?

Здесь мы переходим на совершенно новый уровень рассмотрения вопроса об ответственности. Вот ты часто упрекаешь меня за то, что будто бы все мои разговоры о духовности и нравственности абстрактны, «беспредметны», никак не переложимы в плоскость нашей повседневной жизни. На примере ситуации с ответственностью я покажу тебе, что это не так. Духовность, нравственность, честь, долг, совесть – это не абстракции, это то, чем обусловлена вся человеческая жизнь, с её взлётами и падениями, горестями и радостями.
Знаю, многие посмеются такому утверждению. А ещё знаю, что если бы свиньи могли смеяться, то они посмеялись бы тоже, да ещё громче всех – ну нет в свином сердце такой полочки, на которой уместились бы соответствующие чувства и «понимания»...


...Механизм воспроизводства в обществе тотальной безответственности состоит, во-первых, в разделении понятий ответственности нравственной  и ответственности юридической. Во-вторых, в удалении из правового поля государства понятия нравственной ответственности. В итоге, общество лишилось главного средства конструктивного саморегулирования своей жизни. Это с одной стороны. А с другой стороны, аппарат исключительно правового регулирования,  априори – по определению, по самому принципу своего устройства, – стал главным культиватором правового произвола и безответственности в обществе.

Вне нравственности всякая ответственность дрейфует в плоскость права сильного. А, что значит сила в общественном смысле этого слова? – Прежде всего, и главным образом – это власть и богатство. Если ты богат и при должности (даже если не сам её занимаешь), то никакой закон тебе не страшен. Более того, этот самый закон становится средством реализации твоих личных интересов. И тогда твоей главной жизненной задачей становится укрепление этого своего положения, превращение его в незыблемое и неизменное.

– А как же общество, его интересы, интересы других его членов? – Воскликнет какой-нибудь очередной правдоискатель.
– Что!? Выступление против государства!? Против НАШИХ великих достижений и ещё более великих перспектив!? Закон, ату его! Разобраться с этим мятежником! – И разберётся. Кто-нибудь сомневается?

Не потому, что кто-то «плохой», а кто-то «хороший». Просто таковы законы функционирования этой системы, которая объективно стремится к самоукреплению и экспансии. Как количественной, так и качественной. Так воспроизводится и ширится безответственность в обществе. Можно сколько угодно менять сценических персонажей и исполнителей ролей – в принципе это ничего не изменит. Нужно менять саму пьесу!  (А то и сам театр.)
 
... Нет, я не о революции, не об уличных протестах. Я о создании другого общественного механизма, в котором присутствовала бы «шестерёнка» гражданской ответственности.  («Гражданской», как представляющей, в данном случае, нравственную, хотя в полном смысле таковой и не являющейся.)
Мы нуждаемся в институте, реализующем тему нравственности на уровне общественно-политической жизни. О мировоззренческих и методологических сторонах этого вопроса можно диссертации писать. Вряд ли сейчас для этого время и место. Потому перейду к конкретике. Может, на её фоне всё будет смотреться более понятно, более рельефно.
.......

«ГРАЖДАНСКАЯ ПАРТИЯ ЗА ОТВЕТСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ В ОТВЕТСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Спрашиваешь, что значит «гражданская»? 

Во-первых, гражданская, значит НЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ; значит сама никого никуда не выдвигает; значит сама непосредственно во власти не участвует. В этом плане её участие в политической жизни может выражаться лишь в поддержке кандидатов от других объединений, с программами, близкими по духу.

Во-вторых, «гражданская», значит стоящая вне всяких идеологий – классовых, национальных, религиозных. То есть, члены партии могут отличаться друг от друга по своей вере, по социальному статусу, по национальной принадлежности, но быть едины в одном – в стремлении сделать гражданскую ответственность главным условием общественно-политической жизни страны.
 
Чем будет заниматься такая партия:
1. Отслеживать исполнение предвыборных обещаний кандидатов на различные руководящие должности.
2. Добиваться от кандидатов определённых гарантий исполнения их обещаний.
3. Информировать общество о недобросовестных избранниках и назначенцах.
4. Инициировать процедуру отставки недобросовестных должностных лиц.
5. Организовывать иные условия и формы гражданского контроля за должностными лицами разного уровня.

Спросишь насколько реально всё это делать? – Не только реально, но благодаря интернету просто, доступно, эффективно. (В этой связи, такую партию вполне можно назвать «онлайн-партией».) Кроме того, именно интернет явится главной ареной деятельности каждого конкретного члена партии.
Самый простой вариант членства в партии может предполагать две основных обязанности:
Во-первых, информирование центрального органа партии о недобросовестности местных должностных лиц и избранников.
Во-вторых, репост материалов, рекомендованных к распространению центральным органом партии.

Только и всего!
 
Цель этой деятельности в том, чтобы не оставить незамеченным и неизвестным для самой широкой общественности ни одного пустобрёха, казнокрада, коррупционера. Создать вокруг него такое информационное поле, чтобы ему лишний раз было бы стыдно в магазин зайти, не говоря уж о претензиях на какую-либо должность. Как на его проделки будут реагировать «компетентные» органы, это вопрос отдельный. Но отношение к своим делишкам со стороны общества в целом эти типчичики должны прочувствовать в полной мере. Когда мы научимся выставлять им такого рода оценки, тогда они перестанут лезть во власть. Тогда во власть придут другие люди – ответственные. Конечно же и в их работе свои будут и срывы, и неудачи. За них тоже будет спрошено. Но спрошено лояльно, по-деловому, с готовностью оказать посильную помощь.

... Говоришь фантазии? – Если и так, то совсем чуть-чуть – и только в части видения сроков насколько быстро такой механизм может быть создан, и начнёт работать. Думаю, однако, что сейчас не это главное. Сейчас главное в том, что всё это вполне доступно! Главное в том, что если это действительно кому-то надо, то он может заняться этим делом уже сейчас, буквально, не выходя из дома!

 ... Пишешь, о сомнениях, что это кому-то надо. Но в этом же и вся суть! Потребовать от кого-либо ответа может только тот, кто сам является лицом ОТВЕТСТВЕННЫМ, в самом обширном смысле этого слова. Главное значение членства в партии «за ответственную власть в ответственном обществе» состоит в том, что через него (членство), человек получает возможность публично реализовать своё качество ответственности, и тем самым подтвердить своё моральное право потребовать ответа от недобросовестного руководителя. То есть, некий Ваня Петров сначала принимает на себя ответственность члена партии, затем подтверждает на практике свою способность её (ответственность) нести, и тем самым, после всего перечисленного, приобретает право призывать к ответу других.

При этом, нравственное назначение партии не в том, чтобы призвать к ответу кого-то (в этом её гражданское назначение), а в том, чтобы самому стать ответственным. В том, чтобы сформировать, суммировать, породить из самих себя моральное право требовать ответственности от других. МОРАЛЬНОЕ право!

В связке понятий «ответственная власть» и «ответственное общество», ведущим является понятие «ответственного общества». Будет общество ответственным, таким же ответственным будет и власть, им управляющая. Будет общество безответственным, таким же безответственным будет и его руководство.

А теперь рассуди: когда общество осознало, что причины его бедственного положения кроются в полнейшей безответственности власть имущих, что нужно сделать, чтобы преодолеть этот кризис? «Старых» власть имущих убрать, а «новых» поставить? И только ради этого выходить на улицы?

... Вот и я говорю: надо создавать социальный механизм «низов», гарантирующий ответственность «верхов». Соответствующая партия может стать заделом для такого механизма. И не просто механизма, а такой его частью, где будет происходить преобразование энергии нравственной ответственности в энергию политической воли, облагораживая и одухотворяя последнюю. Делая её более близкой Божественному Замыслу в отношении всего Мира-Здания.

Во как! А ты говоришь, что всякие разговоры о Божественном абстрактны,  «не своевременны и не в тему». Ничего подобного. Не выявив духовно-нравственных причин, ни какую, более или менее значимую проблему решить по уму не удастся. Другой разговор, что не всегда это получается, но тут уж, как говориться: «по вере вашей да будет вам». А, что касается проблемы безответственности, то сегодня она существует в российском обществе только потому, что, с одной стороны, есть люди, которым эта безответственность нужна, а с другой стороны, пока нет людей, которым напротив нужна ответственность. Правильнее сказать: которые готовы собственной ответственностью восполнить недостаток таковой в общественной жизни в целом. Дальше же всё предельно просто, конкретно и предметно – устав, программа, права и обязанности, и прочее, что необходимо для создания соответствующего общественного объединения.
 
... Вот видишь, на самом деле вполне можно обойтись безо всяких уличных «чрезвычаек», тем более, что реальный КПД у них практически нулевой. Просто нужно ясно формулировать проблему и решать её. Именно решать, а не использовать в качестве маскировки для достижения каких-то иных целей.

Спрашиваешь, а что если?.. Как показывают события, происходящие в стране в последние годы, вполне может быть и такое – не найдётся людей способных воззвать к своей собственной ответственности. Чтож, в таком случае, ещё раз подтвердится истинность поговорки: «всякий народ заслуживает своё правительство»...


Рецензии