Преображение

Нельзя сказать, что я совсем не был готов к тому, что произошло на биологической практике после второго курса на биофаке ЛГУ. Нечто подобное зацепило меня краем крыла ещё на летней практике после первого курса. Тогда все мои друзья уехали проходить практику на Белом море, а я в силу обстоятельств остался в Петергофе. Практика была на опушке соседнего с общежитием биологов леса. Группа была маленькой, преподаватель опытный, но ничего хорошего от такой практики я поначалу не ждал – все мои мысли были с друзьями на Белом море.

Основными предметами практики были ботаника и зоология беспозвоночных: нужно было выучить все растения в округе, выловить в траве и в лужах всех возможных беспозвоночных животных и разузнать о них всё, что можно у опытного профессора. И вот, когда практика уже подходила к концу, появились первые проблески чуда: я начал ощущать, что я знаю вокруг вообще всё – каждую былинку и каждую букашку. Нет, более того, я почувствовал, что вокруг кипит жизнь, которую я раньше не замечал! Это были проблески некоего Приобщения. Но то, что произошло после второго курса, было несопоставимо сильнее.

Мы тогда поехали на летнюю практику на Ладогу («Кузнечное»). Практика включала в себя зоологию и энтомологию. Первые три недели мы учились узнавать птиц по свисту, находить, наблюдая за перелётами, их гнёзда, изучали местных млекопитающих и насекомых, а в последнюю неделю перед зачётом мы получили особое задание: нас разбили на группы человек по шесть, выдали по палатке на группу, выделили огромные участки леса и дали задание изучить там ВСЁ живое. Нужно было засечь места и время отдыха змей, найти и определить живущих на нашем участке птиц, найти их гнёзда и подсчитать количество ходок за едой, нужно было вычислить пути перехода лягушек и засечь время этих переходов, надо было узнать, какие насекомые и в какое время доминируют на соседнем лугу.

Первые три дня мы занимались рутиной поисков и подсчётов, а самая первая ночь в негостеприимном тёмном карельском лесу была просто неприятной. Но на четвёртый день произошло нечто невероятное: лес принял меня - я почувствовал себя его неотъемлемой частью. Стены палатки как будто исчезли. Вместо них могучие деревья (даже поваленные бурей) стали как бы стенами огромного ДОМА, в котором я знал всё, и ВСЁ знало меня. Шумящий своими высоченными кронами лес был продолжением меня, а наблюдавшие меня тысячами глаз его обитатели стали мне родственниками: они не боялись меня, а я знал и любил их. Я был преображён лесом. Это было состоянием абсолютного и незабываемого счастья.

Сколько раз после этого я бывал в лесу (обычно на грибной охоте) и каждый раз, когда я останавливался и втягивал носом животворительный запах леса, чувство необыкновенной радости пронзало меня – лес оживал и улыбался мне. Каждой клеточкой своего тела я чувствовал его Любовь…

(со ссылками в ЖЖ: https://val000.livejournal.com/1428385.html)


Рецензии
Последний абзац особенно мне близок и понятен!
Спасибо Вам, Валерий, за красоту и слияние с природой.
Радости Вам и море позитива.

Валентина Столярова 2   09.07.2023 06:04     Заявить о нарушении
Не за что! Рад, что Вы тоже это чувствуете!

Валерий Аллин   09.07.2023 06:31   Заявить о нарушении