Архимандрит Екзакустодиан

Мой предок, архимандрит Екзакустодиан, в миру Евгений Фёдорович Каменский


   Прапрабабушка, Асенефа Фёдоровна Лыскова происходит из рода Каменских. Это род клириков и причётников Вологодской епархии Русской Православной церкви.


1. Род священно- церковнослужителей Каменских

  История рода Каменских раскрывается в писцовых описаниях 17 века, ревизиях конца 18 и начала 19 веков, клировых, исповедных ведомостях и метрических книгах Каменской Крестовоздвиженской церкви Кадниковского уезда, «Вологодских епархиальных ведомостях (1864 - 1917гг)». 
 
В «Писцовых описаниях 17 века…» [ 1 ] есть запись за 1625г, относящееся к причётникам Каменским.  До первого выявленного предка из рода Каменских, Фёдора Семёновича (1717-1782) - 100 лет.               

   Указана в Засодимской волости Кадниковского уезда  «Всемилостиваго Спаса Боголепного Преображенскаго Каменного монастыря вотчина, село Воздвиженское. А в нём Храм холодной во имя всемирное Воздвижение чеснаго и живородящего креста господня. В селе монастырский двор, во дворе попъ Екимъ, во дворе церковный дьячек Десятко Сергеев, во дворе трапезник Данилко Васильев, - да монастырских детёнышей: во дворе Петунка Ильин, во дворе Оверка Степанов с церковными причётниками и монастырскими детёнышами» [ 1 ].

    По описи 1670г «Вотчины и угодья Спасо-Каменного монастыря» [ 3 ] в Засодимской волости … село Воздвиженское. В нем две церкви: Крестовоздвиженская и Св. Николая Чудотворца. В 19 веке Спасо-Каменный монастырь существовал как Спасо - Преображен¬ская Белавинская пустынь на острове Кубенского озера и как Свято - Духов монастырь в Вологде.

    Вполне вероятно, что упоминающиеся в «писцовых описаниях» персоны, являются пращурами Каменских. Выходцы из послушников или монастырских детёнышей Спасо - Каменного монастыря, они становятся церковными причётниками - пономарями, дьячками. Самые успешные из них стали клириками. Место дьячка Каменской Крестовоздвиженской церкви в семье передавалась по наследству, по крайней мере, в пяти  поколениях.
               
    Известным на сегодня родоначальником священно- церковнослужителей Каменских является причётник Каменской Крестовоздвиженской церкви Фёдор Семёнов (1717 - после 1782г). Он указан в «Ревизии 1782г» по этой церкви. Фамилии ещё не было. Очевидно, она дана только его сыну в духовном училище.

    Сын Фёдора Семёнова, Каменский Андрей Фёдоров (1757 - после 1811), тоже стал причётником Каменской Крестовоздвиженской церкви. И его сын, Каменский Василий Андреев (1780-?). был пономарём той же церкви [ 22 ].

    Сын Василия Каменского, Фёдор Васильевич (1813-1877) после окончания в 1829г Вологодского духовного училища был определён дьячком Каменской Крестовоздвиженской церкви. Фёдор имел в собственности дом и землю. Женой Фёдора Васильевича Каменского была  Устьрецкая Миропия Григорьева (1813 - после 1880), дочь дьячка Устьрецкой Николаевской церкви Кадниковского уезда. В некоторых документах она записана, как Мирония.

   У Фёдора и Миропии Каменских было  четыре дочери, Асенефа, Манефа, Анфиса, Маргарита и четверо сыновей,  Евгений, Николай, Василий, Михаил [ 14. 15,16,17,18,19].
 
Брат прапрабабушки Асенефы, Евгений, был незаурядной личностью, обладающей тягой к служению Богу, пастырскими и хозяйственными способностями.  Он родился в 1840г (в некоторых документах - в 1836г) и был старшим сыном Фёдора и Миропии Каменских. Воспитанию и образованию старшего сына в семьях духовенства придавали особое значение, в надежде, что он станет успешным клириком.

    Семья жила на Каменском погосте или «Каменском конце» большого села Воздвижение Засодимской волости Кадниковского уезда. Село стояло на почтовом тракте Москва - Архангельск в 10 верстах от г. Кадников и в 26 верстах  Вологды. В 1859г в селе было  24 дома и 98 жителей [ 7, 8 ]. Через село в обе стороны проходили многочисленные обозы. Здесь обозники получали отдых и ночлег.

    Многодетная семья причётника жила бедно и кормилась, в большой степени, от своей земли. О бедности свидетельствует  назначение  казенного пособия на обучение детей в Вологодском духовном училище [ 20 ].


2. Биографические описания

   Послужной список Екзакустодиана за 1859-1880гг имеется в архивных документах[12].
 
   В «Вологодских епархиальных ведомостях» [ 23 ] опубликован некролог архимандрита Екзакустодиана (Каменского). Это - перепечатка некролога из «Казанских епархиальных ведомостей» 1909г. В некрологе описан земной путь и отмечены высочайшие духовные, нравственные, пастырские, деловые и человеческие качества архимандрита.

   На основе «казанского» некролога преподавателем Казанской духовной академии А.М Елдашевым написана статья  [5] к 100-летию со дня смерти архимандрита Екзакустодиана.
 
   В  Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике  хранятся письма архимандрита Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря Екзакустодиана (Каменского), адресованные вологодскому историку-краеведу, редактору «Вологодских епархиальных ведомостей» Николаю Ивановичу Суворову (1816 - 1896).

  Подборка 29 писем, комментарии и биографические сведения опубликованы в 2015г М.С.Черкасовой [ 4 ].


3. Вологодский период

   Евгений Каменский окончил Вологодское духовное училище в 1858г и был переведён в Вологодскую духовную семинарию [ 9 ]. Однако в ее низшем (младшем) отделении он проучился недолго. В 1859г Евгенийй поступил в послушники Успенской Семигородней пустыни. Послушником он много походил по России, собирая пожертвования на свою обитель и узнавая жизнь простых русских людей.

    В 1864г отец Евгения, Фёдор Васильевич Каменский, вышел за штат по слабости здоровья [ 16 ]. Очевидно, для того чтобы семья не потеряла дьяческое место, Евгений перемещается из послушников пустыни на отцовское место дьячка Каменской Крестовоздвиженской церкви Кадниковского уезда.

    Но в 1865г Евгений возвращается в Успенскую Семигородную пустынь и 1(или 6) августа 1867г (по ст. стилю)  принимает монашеский постриг с редким именем Екзакустодиан в честь одного из семи Эфесских мучеников III века н. э. [ 25, 35 ]. В документах встречается также  на¬писание: Ексакустодиан, Эксакустодиан, Экзакустодиан.

    Освободившееся  место  дьячка Каменской Крестовоздвиженской церкви остаётся за семьёй. Его занимает Иоанн Воронцов, зять Фёдора и Евгения Каменских. Иоанн Александрович Воронцов, женившись на Анфисе Фёдоровне Каменской, получил место дьячка, дом и обязанность материально поддерживать Фёдора и Миропию Каменских [ 19 ].

    Монах  Екзакустодиан  7 - 8 сентября 1867г в Семигородной пустыне  посвящён  в иеромонаха. Он выполнял обязанности ризничего и казначея Семигородной Успенской пустыни [26] и был «в послушаниях поведения ревностнайшаго, полезнейшаго и отменнейшаго» [ 21].

    В июне 1871г молодой иеромонах, проявивший себя в хозяйственной деятельности, был определен епархиальным начальством строителем (управляющий и казначей) Спасо-Преображенской Белавинской пустыни на Кубенском озере [ 13 ]. К Белавинской пустыни были приписаны Богоявленская пустынь в Заднесельской волости на Белавинском озере и Александро-Куштская пустынь в Лысогорской волости, на восточном побережье Кубенского озера в 8 верстах от острова Каменного [ 10 ].
 
    На обязанностях монастырского строителя лежало заведывание, управление монастырским хозяйством и замещение настоятеля. В небольших монастырях и пустынях строители были настоятелями, но их положение по рангу было ниже, чем игуменское.  За благоустройство Белавинской пустыни о.Екзакустодиан в августе 1874г был возведен в сан игумена и возглавил пустынь [ 12 ].

    В мае 1876г в том же сане успешный пастырь,  хозяйственник и администратор о.Екзакустодиан перемещён в Григориев Пельшемский Лопотов монастырь настоятелем.

    Благодаря трудам игумена о.Ексакустодиана была налажена монашеская жизнь в Спасо–Преображенской Белавинской пустыни и Лопотовом монастыре, проведено благоустройство  храмов, зданий, хозяйственных построек и территории.

    В 1870-х гг о.Екзакустодиан заметен и на общественной работе. Он был членом Вологодского отделения Православного миссионерского общества [24], председателем Устьянского правления Общества подания помощи при кораблекрушениях (село Устье находится вблизи разветвленной дельты реки Кубены в месте впадения в Кубенское озеро), Кадниковского уездного тюремного комитета. Также он  выполнял некоторые разовые административно-хозяйственные поручения  консистории.  Добросовестное исполнение  обязанностей было отмечено благодарностями епархиального начальства,  был пожалован золотой наперсный крест [ 13 ].

    В 1880г о.Екзакустодиан получил почетное звание блюстителя двухклассного народного училища в Никольском приходе Корбангской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии [14].


4. Казанский период

    Пастырская, административная, хозяйственная и общественная деятельность о.Екзакустодиана началась при вологодском  архиерее  Палладии (Раев) [33]. Успешная деятельность обратила внимание арх. Палладия. С новым вологодским архиереем Израилем (Никулицкий) [ 34], у о.Екзакустодиана возникли разногласия.
 
    Став в 1882 г. архиепископом Казанским и Свияжским, пр. Палладий вспомнил об Екзакустодиане и предложил ему в 1885г игуменство в Казанском Иоанно-Предтеченском монастыре. Екзакустодиан дал согласие. В 1885г о.Екзакустодиан был переведён в г.Казань настоятелем Иоанно - Предтеченского монастыря.
 
    Последний период жизни о.Екзакустодиана связан с Казанью. Эту страницу биографиии отражают сохранившиеся письма о.Екзакустодиана  вологодскому историку-краеведу Н.И.Суворову.
 
    Через год после переезда в Казань о.Екзакустодиан, благодаря покровительству Пр. Палладия, получил высокий и почетный сан архимандрита. Исполнял он также обязанности эконома Казанского архиерейского дома, благочинного монастырей 1-го округа Казанской епархии, казначея Епархиального комитета по борьбе с голодом.

    Казанский Иоанно–Предтеченский монастырь основан в 1564 - 1568гг [34]. Древние деревянные монастырские  строения были уничтожены в городском пожаре 1649 года. Монастырь в начале 19 века был отстроен заново из камня и включал  холодную трехшатровую церковь, теплую пятиглавую церковь, колокольню, братские кельи и каменную ограду с надвратной церковью.

    О. Екзакустодиан прибыл в монастырь, когда он находился в большом запустении. Новый настоятель за несколько лет  превращает монастырь в благополучную обитель.

    На посту настоятеля о.Екзакустодиан активно занимался церковным строительством.  В 1887 - 1894гг  в Казанском Иоанно-Предтеченском монастыре построены новые трехшатровый храм в старинном стиле  во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1891г) и жилые корпуса. Строительство, которое обошлось в 100 ты. рублей,  о.Екзакустодиан осуществлял  за счет частных пожертвований. Особенно много жертвовали казанские купцы. Среди жертвователей был и сам о.Екзакустодиан, внесший 4 тыс. рублей [ 4 ].

    Современники называли архимандрита «самым добрым человеком». Ежедневно десятки нуждающихся посещали его дом. Он всем помогал и нравственно, и материально. Ни один  нуждающийся человек не уходил от о.Екзакустодиана  без поддержки. «Это был искренний, прямой, чисто русский добродушием и честностью человек, стяжавший своим высоким нравственным обликом завидную популярность даже в светском обществе»[ 23 ].

    Оcобое внимание архимандрит уделял учащейся молодежи – студентам Казанской духовной академии, университета и ветеринарного института. Студенты нередко столовались в обители и получали от архимандрита денежное пособие на взнос платы за учёбу.
 
    Архимандрит способствовал поступлению выпускников Вологодской духовной  семинарии в Казанскую духовную академию и поддерживал их во время учёбы. Обычно вологжане направлялись в С.-Петербургскую духовную академию. Вовремя пребывания о.Екзакустодиана в Казани в казанской академии учились  студенты - вологжане Преображенский, А.Спасский, П.Азлецкий, П.Прокошев, И.Лысков, А.Каменский.

    О.Екзакустодиан жил в Казани очень скромно и тихо,  удаляясь от тесных  знакомств и высшего общества.

    Деятельность архимандрита Екзакустодиана была отмечена орденами Святой Анны и Святого равноапостольного князя Владимира. Одобрительные отзывы о службе он получал  от обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева и управляющего делами Святейшего Синода В. К. Саблера [ 4 ].

    В 1909г архимандрит Екзакустодиан, в миру - Евгений Фёдорович Каменский, скончался от кровоизлияния в мозг (инсульта) в Ивановском монастыре.  Он был погребён в Предтеченской церкви монастыря под алтарём, церкви,  построенной его трудами.

     В 30-е годы Предтеченская церковь была снесена, могила снесена и покрыта асфальтом.


5. Дружеские связи

    Живя и служа в Казани, о.Екзакустодиан не переставал поддерживать связь с земляками, переписывался и встречался с ними.  Он интересовался новостями церковной и общественной жизни Вологды и губернии, кадровыми перемещениями по Вологодской епархии,  регулярно выписывал и читал «Вологодские епархиальные ведомости». Он опекал вологжан-студентов Казанской духовной академии. Он регулярно переписывался с вологодцем Н. И. Суворовым и  вологодскими священниками.

    О.Екзакустодиан  поддерживал тёплые дружеские отношения с Павлом Ивановичем Савваитовым и Иваном Николаевичем Суворовым.
 
    Павел Иванович Савваитов (1815-1895гг), уроженец Вологды,  историк, лингвист, краевед, археолог и археограф, магистр богословия,  преподаватель  Вологодской духовной семинарии, образовательных учреждений С.-Петербурга (Духовная академия, Павловский кадетский корпус, Павловское военное училище), член учёных обществ России и Европы, член-корреспондент Российской Академии наук,  действительный статский советник [ 4, 37 ].
 
    Иван Николаевич Суворов (1860-1926гг), вологодский историк-краевед, общественный деятель, преподаватель Вологодской духовной семинарии, редактор «Вологодских епархиальных ведомостей», один из организаторов епархиального древнехранилища, статский советник [ 4, 38  ].
 
    О.Екзакустодиан,  бывая в С.-Петербурге, всегда встречался с П. И. Савваитовым, а после его смерти - с Александрой Павловной, его вдовой [ 4 ]. Останавливался  он в Петербурге в лавре у митрополита Палладия, с которым совместно служил и трапезничал.

    Встречался архимандрит с богатой С.-Петербургской мещанкой, Анной Никитичной Проворовой. Дарственная надпись на подаренной ей книге [ 40 ]: "Многоуважаемой / Анне Никитичне Проворовой / За хлебосольства Ваша / дарствую сию книгу. / Архимандр. Екзакустодиан". В книгу вложен лист с фотографией Александра Вознесенского с дарственной надписью на обороте. Анна Никитична Проворова в 1916г внесла в Свято-Николаевскую женскую общину (обитель) 22 тыс. рублей и жила в ней.

    Близкие  вологодские друзья, с которыми о.Екзакустодиан поддерживал связь:

    Николай Васильевич Кириков, протоиерей и ключарь Софийского кафедрального собора в Вологде,  наставник  Вологодского духовного училища, казначей Вологодского комитета Православного миссионерского общества [28].

    Николай Кенсоринович Якубов, священник, настоятель Введенской кладбищенской церкви в Вологде [29].

    Всеволод Львович Сиземский, протоирей градской Благовещенской церкви, наставник и преподаватель  Вологодского духовного училища, член правления Вологодской духовной семинарии, делопроизводитель Вологодского отделения Православного миссионерского общества. Учился в одном классе с Евгением Каменским в Вологодском духовном училище [30].

    Константин Васильевич Голубев, протоирей, настоятель Введенской кладбищенской и  Зосимо-Савватиевской церквей в Вологде, член совета Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской духовной семинарии .

    Николай Евграфович Якубов, протоирей кафедрального Вологодского Софийского собора [27].
 
    Архимандрит Нафанаил (Владимиров), настоятель Спасо-Каменного монастыря, председатель общества Всемилостивого Спаса в Вологде, наиболее авторитетный старец в Вологде конца 19 - начала 20вв  [36].


6. Отношения с семьёй Н.И.Суворова

    Важной частью дружбы о.Екзакустодиана с семьей Н.И.Суворова был постоянный обмен письмами, книгами, журналами и подарками.

    Письмо №14: «От всей своей души желаю Вам праздновать Святое Христово Воскресение в радости духовной и в телесном здравии. Думалось было многое писать Вам, но нечаянно пришел проститься студент Иван Прок[опьевич] Лысков, наскоро пришлось кое-что написать Вам. Хиротония будет в Казани архимандрита Сергия в епископа Чебоксарского  Постоянно я служу с архиепископом Павлом. От экзарха Грузии арх[иепископа] Палладия получаю письма, из оных видно, что содержание плоховато в Грузии, да и климат тоже плоховат.

Прости, друзей не забывайте письмами. Архимандрит Екзакустодиан. 1888 года 15 апреля.

Спасибо за сюпризец, посланный с Иваном Прокопьевичем Лысковым.
Вас прошу принять Казанского чайку».

   Письма и подарки часто посылаются через племянника о.Екзакустодиана, Ивана Прокопьевича Лыскова, вологжанина, студента Казанской духовной академии.

   И. П. Лысков упомянут  в ряде  писем. Письма №22, 28: «…В Якутске Иван Прокопьевич завален разными преподаваниями и замерзать некогда ему.  … Иван Прокопьевич Лысков более 1000 руб[лей] получает из 3-х мест  за преподавание и все хорошо, епископ расположен к [н]ему, даже обедают один у другого, а только  холодновато [в Якутске] и все дорого».

   Интересен эпизод из жизни, рассказанный архимандритом в письме № 18    Н.И.Суворову. Отрывок из письма передаёт живой  язык архимандрита, его оптимистический и добрый характер, тёплое отношение к семье Суворова.
 
«…От всей моей души остаюсь вам благодарен я, как за радушный прием, а также и за радушное хлебосольство. Все ехалось благополучно железной дорогой и рекой Волгой, но только испытание неприятное пришлось претерпеть мне, многогрешному.

Встретившись в Москве в вокзале с Казанским купцом, как хорошим знакомым, вместе все ехал до Нижняго, а от Нижняго поместились оба в его повозке, все было ехалось благополучно, от г. Чебоксар отъехали 10 верст Волгой и вдруг лошади и повозка проламывают лед и потом я за ним[и], а лошади и повозка плавают в воде, а меня почтальоны довезли 16 верст до Мариинского посада, потом и мой сотоварищ купец прибыл вскоре, пообсушились у роднаго брата купца, потом и прибыли в Казань [в] 8 часов утра в субботу на Масляной неделе.

Благодарение Господу, не отразилось покудова на мое здоровье это февральское купание, а я, впротчем, только искупался по колено, вся глубина в промоине льда до 3-х сажен. Хорошо, что только в повозке я искупался. Теперь только я вспоминаю путешествие зимнее, я буду стараться судить все летом, а главное буду располагаться на волю Господа. Он сохранил меня от потопления, да и на будущее время на Его одна надежда в жизни. Какою смертию умереть на роду, то уж не избежать этой смерти…

Носочки были на ногах в дороге и купался в них, а на коврике теперь молюсь и благодарю Господа за избавление меня от потопа. Со временем отблагодарю за носки и за коврик виновниц подарков.

Неизменный богомолец за Вас, многоуважаемые хлебосолы, убогий архимандрит Екзакустодиан. 1890[107] года 14 февр[аля]».


7. Семейные связи

    О.Екзакустодиан поддерживает тесную связь с родными.

    В опубликованных письмах он теплотой отзывается о своей многочисленной родне, включая  мать, по которой скучал, живя в Казани. Он навещает родных и могилу матери, Миропии Григорьевны, бывая в Вологде.

    Заняв должность строителя Григорие - Пельшемского Лопотова монастыря, Екзакустодиан переводит младшего брата Михаила Каменского,  послушника Заоникиевской Владимирской пустыни, в послушники управляемого им монастыря [11].

    Особые отношения складываются у о.Екзакустодиана с племянником Иваном Прокопьевичем Лысковым, сыном старшей сестры Асенефы. Архимандрит принимал большое участие в жизни племянника.

    После семинарии Иван поступает в Казанскую духовную академию, которую окончил в  1889г по 1-му разряду. Казанская духовная академия  готовила церковно - административный персонал и преподавателей для духовных учебных заведений.  Окончив полный курс Казанской духовной академии, Иван увольняется в духовное ведомство. Он удостоен степени «кандидата богословия» с правом преподавания в духовных семинариях. Иван переписывается с дядей, казанским архимандритом, и следует его советам по службе.
 
    Из писем  архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу и историку церкви Н. И. Суворову видны тёплые отношения с племянником Иваном и большое внимание к его жизни и службе. В момент написания писем Ивану было более 30 лет. Архимандрит  был значительным духовным лицом и мог влиять на служебные назначения племянника. Он был в курсе учёбы, служебных перемещений, педагогической нагрузки и материального положения Ивана Лыскова. Судя по письмам, дядя был доволен службой и жизненными принципами племянника.

    Неспроста племянники о.Екзакустодиана И.П.Лысков  и А.А.Каменский (двоюродный племянник) после выпуска из Вологодской духовной семинарии по 1-му разряду поступали именно в Казанскую духовную академию. Поступление было связано со значительным и влиятельным дядей. Думаю, уверен, что  в Казани они получили его поддержку.


      Фотография архимандрита Екзакустодиана имеется на хранении в  Российской государственной библиотеке [41]:
Архимандрит Екзакустодиан] [Изоматериал] : [Фотография]  - Казань: М. Вяткин, [1888]. - 1 л.: ориг. фотография; 16,5 х 10,8 см. Религия -- Христианство -- Православие -- Русская православная церковь -- Иллюстративное издание. IZO Ф 1/3л,  BBK-код   Э372.24я6.



8. Библиография


1.  Писцовые и переписные книги Вологды  XVII века.1904. Записки Российской академии наук. Материалы для истории делопроизводства поместного приказа по Вологодскому уезду в 17 веке, собранные В.Н.Сторожевым. Вып. 2. Петроград;1918

2. Переписные книги вологодских монастырей ХVI–ХVIII вв.: Исследование и тексты. Вологда, 2011. С. 135, 192.

3.  Вотчины и угодья Спасо-Каменного монастыря по описи 1670г.

4. Черкасова М. С. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885–1896 гг.). http://www.sedmitza.ru/lib/text/5560644/
 
5. А.М Елдашев. К 100-летию со дня смерти архимандрита Экзакустодиана. (На основе некролога 1909г).  http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=211

6.  Суворов И. К истории церквей Вологодской епархии // ВЕВ. 1911. Прибавления к № 16. С. 393/

7.  Македонская Н. М. Церковно-исторический атлас Вологодской области. Вып. 1. Вологда, 2007. С. 79. № 15–17.

8.  Список населённых мест Вологодской губернии. 1881г. Вологда. Типография Губернского Правления.

9.  В. Лебедев. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за 100 лет его существования и списки служивших в училище и учеников, окончивших полный курс в нем за первое столетие (1814-1914 гг.). - Вологда: Типография Губернского Правления, 1916.   http://www.booksite.ru/education/main/seminaria/3.htm
 
10. Государственный архив Вологодской области (ГАВО), ф. 496, оп. 1, № 14832, л. 174 об. – 175; № 14957, л. 86–87.

11.  ГАВО, ф. 496, оп. 1, № 14699, л. 256 об.

12.  ГАВО, ф. 522, оп. 1, № 41, л. 3 об.  4.

13.  ГАВО, ф. 522, оп. 1, № 47, л. 2; № 51, л. 1–4.

14.  ГАВО, ф. 522, оп. 1, № 51, л. 4.

15.  ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 455. Клировые ведомости Кадниковского уезда. Ведомость о церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, что на Каменском конце за 1852г.

16.  ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 476. Клировые ведомости Кадниковского уезда. Ведомость о церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, что на Каменском конце за 1866г.

17.  ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 477. Клировые ведомости Кадниковского уезда . Ведомость о церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, что на Каменском конце за 1867г.

18.  ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 492. Клировые ведомости Кадниковского уезда. Ведомость о церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, что на Каменском конце за 1874г.

19.  ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Клировые ведомости Кадниковского уезда. Ведомость о церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, что на Каменском конце за 1880г.

20.  ГАВО, ф. 466, оп. 1, № 345, л. 807 об.

21.  ГАВО, ф. 496, оп. 1, № 14343, л. 96; ф. 524, оп. 1, № 231, л. 2–3.

22. ГАВО, ф.496, оп.1, д.7307. Исповедные ведомости церквей Вологодской епархии за 1817г. Кадниковский уезд.
 
23. Вологодские епархиальные ведомости (ВЕВ) 1909 №21, Прибавление. Некролог - перепечатка  из Казанских епархиальных ведомостей.

24. ВЕВ 1880. Прибавления к № 11. С. 237; 1882. Прибавления к № 11. С. 249; 1883. Прибавления к № 14. С. 254; 1884. Прибавления к № 11.

25. ВЕВ 1867 №18. http://www.booksite.ru/vev/1867/1867_18.pdf
 
26. ВЕВ 1867 №20.

 27. ВЕВ 1870. Прибавления к № 2. С. 71.

28. ВЕВ 1884. Прибавления к № 11. С. 235, 237
 
29. ВЕВ 1893. Прибавления к № 2. С. 28–30.
   
30. ВЕВ 1884. Прибавления к № 11. С. 235, 237; 1899. Прибавления к № 15. С. 315

29. ВЕВ 1896. Прибавления к № 4. С. 54   

32. ВЕВ 1870. Суворов И. Н. Материалы для истории Вологодской семинарии. Прибавления к № 2. С. 71
 
33. Палладий (Раев - Писарев). https://www.booksite.ru/civk/Arh-37.html

34. Израиль (Никулицкий). https://www.booksite.ru/civk/Arh-39.html

35. Семь мучеников Эфесских.

36.  Архимандрит Нафанаил. https://www.booksite.ru/civk/7-2.html

37. Савваитов П.И.

38. Суворов Н.И. http://www.people.su/105144

39. История Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря.
 http://sobory.ru/article/?object=06086

40. Аукцион  bidspirit.  Лот 148. Продан за 10 000 рублей неизвестному лицу.
 [Архимандрит Екзакустодиан - автограф настоятеля монастыря]. Описание Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в городе Казани. / Составил П. Азлецкий.
Казань: Типо-лит. Императорского Университета, 1898. - 60 с.; 26,5х16,5 см.
В издательской шрифтовой обложке. Утрата 1 л. ил. Утрата части корешка. Загибы углов. Небольшие загрязнения обложки. Дарственная надпись на титульном листе.

41. Российская государственная библиотека: [Архимандрит Екзакустодиан] [Изоматериал] : [Фотография]  - Казань: М. Вяткин, [1888]. - 1 л.: ориг. фотография; 16,5 х 10,8 см. Религия -- Христианство -- Православие -- Русская православная церковь -- Иллюстративное издание. IZO Ф 1/3л,  BBK-код   Э372.24я6.


Рецензии