Травиата покоряет с первой ноты

«Травиата»: покоряет с первой ноты
Опера Верди, 4 мая, Новая сцена Мариинского театра
Есть оперы, которые сколько ни слушай, они воспринимаются всегда как впервые! Для меня «Травиата» – одна из таких! Когда-то, в нежной юности, это была любовь с первого взгляда, точнее с первого звука. И осталась ею навсегда! Выученная наизусть от первой до последней ноты, она все равно постоянно притягивает, покоряет и волнует! Гениальная в своей выразительности музыка, не менее гениально переделанная история господина Дюма-сына! Прочитанная в подлинном виде, она вызвала у меня, скорее, недоумение, чем восхищение. Роман на грани клиники, с раскапыванием могилы и обнимаем трупа. А в либретто оперы сюжет приобрел изящество, социальное звучание, очаровывающий, и, как положено, печальный романтизм.
Три главных персонажа – куртизанка Виолетта Валери (Оксана Шилова), ее возлюбленный Альфред (Сергей Скороходов) и его отец Жорж Жермон (Владислав Сулимский) – постепенно разворачивают перед зрителями трогательную, необычную для своего времени, историю любви и общественной нетерпимости. О таком составе исполнителей можно только мечтать! Певцы, как вокальные чародеи, околдовали своими голосами взрослых людей и подарили им потрясающую возможность насладиться одной из лучших опер Верди!
Нежная обворожительная Виолетта Оксаны Шиловой смотрелась абсолютно органично, даже стоя на столе с бутылкой (обычно это кажется совершенно вульгарным!), ее чарующий голос проникал прямо в сердце и заставлял неусыпно следить за драматической судьбой ее героини!
Неподражаемый Жорж Жермон Владислава Сулимского, степенный господин с тростью, действующий во благо семьи и в рамках общественных представлений о приличиях, уже давно сделал для меня сцену в загородном доме самой любимой в опере. Интересно наблюдать и слушать, как меняется высокомерное отношение к Виолетте почтенного дворянина из Прованса, предубежденного против «компрометирующей семью связи» сына. От раздражения, что приходится тратить время и нервы, чтобы вернуть Альфреда в лоно семьи и вырвать из лап разврата, он постепенно переходит к пониманию и сочувствию, а в финале – и к раскаянию. И вокально сцена в имении была очень хороша! Дуэты с Виолеттой звучали роскошно, что не удивительно – голоса Владислава Сулимского и Оксаны Шиловой, прекрасные по тембру, выразительности и богатству вокальных красок, создавали неповторимое по накалу чувств действо. Меня всегда захватывает бесхитростная ария Жермона о дочери, слова которой давно трогают душу, особенно в русском варианте: «Небо послало ангела мне, старику, на радость, с дочерью милой изведал я семейного счастья сладость! Время пришло зажглась любовь, быть бы должна невестой, но связь Альфреда губит все и браку, браку их мешает! Знаю, над ней Вы сжалитесь, что же ее губить и сердце то невинное без жалости разбить? Я плачу, слезы горькие мои должны Вас убедить, должны». Так пел в свое время невероятно популярный в Советском Союзе Павел Лисициан, голос которого легко узнавали многие. Когда у меня возникает желание поиграть на пианино, этот номер из клавира «Травиаты» бывает одним первых… У Владислава Сулимского эта ария звучит очень проникновенно. Но, конечно, больше всего я жду, когда любимый баритон запоет знаменитое «Ты забыл край милый свой, бросил ты Прованс родной, где так много светлых дней было в юности твоей!» Для меня это одно из самых красивых мест в опере, хотя ария эта скорее успокаивающая, умиротворяющая, в ней Жорж Жермон безуспешно пытается отвлечь сына от пагубной страсти, пробудить общие воспоминания, заставить рационально мыслить и покориться родительской воле, что и предполагала общественная традиция: «Не противься же ласкам отцовским!» – пытается он образумить Альфреда! Прекрасная лирическая мелодия арии, с множеством украшающих ее форшлагов, требующая от исполнителя безупречной кантилены и умения выражать необходимую палитру чувств только на пиано и пианиссимо, завораживающе звучит в исполнении Владислава Сулимского! В этой арии в шести местах в нотах написано «dolce» (нежно), в нескольких – «с экспрессией», «с силой», преобладающая сила звучания – пианиссимо и пиано, и всего один такт в конце обозначен форте. Но каждый раз, когда бархатный баритон Владислава Сулимского разливается над зеленой лужайкой загородной усадьбы Виолетты, увещевая своего строптивого сына: «Мольбе моей внемли, родной!», мое эстетическое чувство оказывается полностью удовлетворенным! Похоже, эту арию люблю не только я. Недавно слышала в очереди в гардероб после спектакля, как впереди стоящая дама вполголоса напевала именно этот фрагмент из «Травиаты»! …И как постоянный бонус, Жорж Жермон поет в этой сцене еще одну арию, которую никогда не пели в советское время и сегодня исполняют не во всех версиях оперы. Довершает картину «прозрения» строгого отца его внезапное и своевременное появление на балу у Флоры и участие в замечательном ансамбле с хором, венчающем второе действие: «Кто мог решиться на оскорбленье, /тот ждать не должен себе прощенья. /Ужель в том, сын мой, виновен был ты?/ Ужель долг чести ты позабыл /и род свой запятнал?» Но долг перед семьей заставляет его молчат о несправедливости обвинений сына: «Я был причиною его мученья;/ скрывать я должен, хоть ужасно, /но это долг мой, долг святой».
Финальная сцена оперы нечасто меня сильно трогала, а в этот раз захватила не на шутку! И тут постарались все главные исполнители, они постепенно подвели зрителей к точке эмоционального кипения. Слезы подступили сами собой… Классический катарсис! Высшее достижение артистов! Брави! Взволнованные голоса Оксаны Шиловой (Виолетта) и Сергея Скороходова (Альфред) наполнялись надеждой в дуэте: «Покинем край, где так страдали». Жорж Жермон мучился раскаянием: «Её слова мне сердце так терзают,/ и громко совесть возвещает, /что я всему виной. /Теперь мне стало ясно /всё зло, что сделал я несчастной!» И под закрытие занавеса общее: «О, тоска... тоска...»  Слезы застилают глаза. Finita dell'opera!
Овации после спектакля были оглушительными и продолжительными! И более чем заслуженными! Аплодисменты, цветы, восторг от прекрасного спектакля! И надежда услышать и испытать все это снова!


Рецензии