Случайный листок -свидетель 09. 05. 1945

36.ПР-ДП.05


Свидетель 9-го мая 1945 года
Один случайный  листок – свидетель 09.05.1945.

Почти каждое лето в детстве я проводил у бабушки в Переславле-Залесском. Очень любил спать на сеновале.  С 13 до 17 лет мне выпала такая возможность – старшие братья подросли  и сеновал  попал в моё распоряжение. На сеновале, кроме сена и пыли,  стоял ещё сундук с колодками для изготовления обуви – мой дядя Юра когда-то этим занимался профессионально - во время войны работал в артели  обувщиков с 13 лет.

Каждое лето я приводил сеновал в порядок – чистил по возможности от пыли и затаскивал постельное бельё и одеяла.  В каком году это было - не помню, но я отодвинул сундук, стремясь максимально благоустроить «мой» сеновал. Под ним лежал старый  листок – обложка тетради. Почему-то я его взял и  он у меня сохранился. Текст я не читал – плохо было видно и вообще не до этого, но там была видна хорошо одна надпись: «9 мая 1945 г»!  Видимо, за эту надпись я его и сохранил.

Лет  пятнадцать – двадцать назад, перебирая многочисленные залежи бумаг, переводя их в цифровой формат, я наткнулся на него снова. Текст был плохо виден, но я его отсканировал с большим разрешением. А в 2017 году, опять роясь в цифровых уже архивах, опять встретил его, распечатал с большим увеличением и прочитал. Привожу его полностью.

«9мая 45г.
Радостный, счастливый день! Вся страна ликует! А ещё только вчера я никак не думала, что  сегодня будет окончена война – великий праздник!

А мне очень-очень грустно, ведь не вернётся папа! Я его больше не увижу. Мама плачет и у меня сами катятся слёзы из глаз. Как мы несчастны! О! Если бы папа был жив! У меня бы был самый счастливый день в жизни. Мама ушла к Мане Матвеевой. И мне ужасно жаль маму, она так страдает…  Я не знаю, что сделала, только бы ей быть счастливой. И я пишу, а слёзы у меня не перестают. Все радуются, а нам горе, несчастье.

Ничто нам не поможет, никто не заменит этой тяжёлой утраты. Ну мы ладно, а мама…  Даже не хочется и писать.

Тамара  со мной провела почти весь день, то у нас, то у них. И этот день у меня останется в памяти навсегда. Написала письма Але См.  и Нине Нов. А как стемнеет, пойду к Тамаре М. посидеть. Хоть умри – но его не вернёшь! Как-нибудь проживём. Вырасту – ни за что не оставлю маму. Всем, чем могу буду помогать ей, хоть немного смягчить её долю. Хоть бы Клара  с Борей были послушными  и хорошими детьми.  Не расстраивали бы её. Юрка в Ярославле, уехал на  4 дня от артели.

Ой! Всё-таки тяжело, но ладно, хоть кончилась война, и многие ещё вернуться. Да сколько сейчас семей осталось без отцов, даже без матерей, совсем без родных. Но всё равно очень жаль папу. О! Я его бы сейчас задушила в объятиях…»

Уже нет в живых тёти Ани, написавшей эти строки. Она родилась 27.12.1927 и  9 мая 1945 училась в школе. Но  когда читаешь их, чувствуешь её  эмоции. Она писала это всё только для себя. Но ушла эра дневников, как лучших слушателей, пришла эра блогов и лайков, сканов и цифровых документов. «Времена  не выбирают, в них живут и умирают». Этот лист-свидетель 9 мая 1945 года  смог заговорить  только в 2017 году, после того, как стал цифровым, и я смог поделиться этим текстом со всеми. С днем Великой Победы всех! И живых, и ушедших от нас.


Рецензии