8. 3. Постимпрессионисты. Поль Гоген

 
8.3. Поль Гоген
 Не менее своеобразным, самостоятельным путем шел и еще один художник Поль Гоген (1848—1903). 

Поль Гоген родился в Париже 1848 году. Его отец был журналистом в отделе политической хроники журнала «Насьональ», а мать была родом из Перу из богатой креольской семьи. В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота отец решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу. Однако по пути в Южную Америку отец умер от сердечного приступа. Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери вместе малолетней сестрой.

 Поль Гоген готовится к поступлению в Мореходное училище. Но он не выдерживает конкурса и в декабре 1865 года нанимается в плавание в качестве «курсанта» или ученика лоцмана.

Более 5 лет он матросом путешествует по свету. Мать умерла в Перу, оставив несовершеннолетнюю дочку. В своём завещании она рекомендует ему «сделать карьеру самому, так как он совершенно не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким».

Несмотря на это дядя Поля Гогена, один из её друзей, рекомендовал Поля на должность биржевого брокера. Вскоре Гоген заработал довольно много денег и в 1873 году Гоген женится на молодой датчанке Мэтте-Софи Гад. Скоро он становится отцом пятерых детей.

 Он «коллекционирует» картины, особенно импрессионистов, и понемногу пишет картины сам. В 1873 году появляются его первые пейзажи, один из них будет выставлен в Салоне 1876 года.

Гоген знакомится с импрессионистом Камилем Писсарро. Гогена приглашают участвовать в выставках импрессионистов 1879 года. Он проводит лето 1879 года у Писсарро в Понтуазе. Писсарро знакомит Гогена с Эдгаром Дега.

В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако после того, как стал заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и пятерых детей в Дании и возвращается в Париж в 1885 году.

Ему было более 30 лет, когда, оставив службу в банке, он целиком посвятил себя искусству (1883). Первые его произведения несут на себе определенную печать импрессионизма. Но вскоре Гоген вырабатывает свою манеру.

В 1886—1890 годах Гоген почти всё время проводит в Понт-Авене (Бретань), где общается с группой художников, близких к символизму. В 1887 году Гоген уехал на остров Мартиника (в Карибском море). Там Гоген продал за сто пятьдесят франков одну из своих ваз и послал сто франков жене.
 
В 1886 вместе с его учениками и последователями (Э. Бернар, Л. Анкетен, П. Серюзье, Я. Веркаде ), вместе с французским художником Эмилем Бернаром, одним из теоретиков символизма он поселяется на некоторое время в Бретани, деревушке Понт-Авен, поэтому за ними закрепляется название «Понт-Авенская школа».

Но Гоген не удовлетворен ни темами, которые предоставляет ему европейский цивилизованный мир, ни самой буржуазной цивилизацией, сковывающей его творчество. Он бежит из Европы в экзотические страны, пленяясь примитивной жизнью полинезийских племен, сохранивших, по его мнению, безмятежный покой, первозданную чистоту и цельность, присущие детству человечества.

 В 1887 он ненадолго возвращается в Париж и в Понт-Авен, в конце 1888 года появляется в Арле, где происходит его трагический разрыв с Ван Гогом, и после «Выставки импрессионистов и синтетистов» в Париже, где он выставил без успеха «Натюрморт с мандолиной.1885», Гоген в 1891 году уезжает на Таити.

С его отъездом перестает существовать и Понт-Авенская школа. На «Выставке импрессионистов и синтетистов» в кафе «Вольпини» в 1889 году Гоген и художники его круга продемонстрировали, что их главная задача — передавать не видимость предметов, максимально приближенно к оптическому восприятию человеческого глаза, а их сущность, идею, используя образ как знак, символ «Пальмы на Мартинике.1887» (о чём он спорил с Ван Гогом). В этом уже было принципиальное отличие их от предшественников импрессионистов.

В 1893 году Гоген еще раз появляется в Париже для устройства выставки, привлекшей к нему внимание поэтов-символистов. В 1895 году он снова на Таити, под видом переселенца (это было гораздо дешевле). Последние годы жизни Гоген живет на острове Доминика (Маркизские острова), где он нарисовал много картин, в том числе «Времяпровождение.1892».

 Первые впечатления (несомненно, идеализированные) от островов Полинезии Гоген передал в талантливо и поэтично написанном дневнике «Ноа-ноа» - «Благоуханная земля» в переводе с местного наречия.

В действительности жизнь художника в этом краю не была столь безмятежной. Он жил там в непрерывной нужде, часто болел, тратил силы в столкновении с колониальными властями, по-своему пытаясь защитить интересы туземцев. Туземцы же его не понимали, считали чудаком и чужаком.

Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации формы. Так, в одной из первых таитянских вещей «Женщина, держащая плод (куда идешь?).1893» смуглое тело таитянки передано намеренно плоско, силуэт очерчен простым и цельным контуром, поза неподвижна, черты лица застыли.

«День божества (Махана но атуа).1894». Это полотно создано Гогеном в промежутке между двумя путешествиями на Таити, поэтому нет ничего странного в причудливом сочетании французских и полинезийских традиций, отличающем эту картину. Верхняя меньшая часть, это вполне реальный, даже скучный мир. Изображённый Божок это просто часть пейзажа, он особо не выделяется. А в нижней части представлен фантастический, абстрагированный мир, где вода не вода, а сияющие пятна, никак не связанные с отражением людей и предметов на берегу, с отражением неба.

Картину «Королева. (Жена короля).1896» многие искусствоведы считают неповторимой жемчужиной в ряду знаменитых обнажённых дев европейского искусства. «Обнажённая маха» Гойи, «Олимпия» Мане, «Спящая Венера» Джорджоне и многие другие подобные работы воспевают по-разному красоту женского тела, в соответствии с эстетикой их времени и места. Свою лепту внёс и Гоген, изображая множество нагих женщин, но своим идеалом женской красоты художник выбрал экзотических таитянок, чтобы представить этот образ всему миру.

Картина «Жена короля.1896» появилась почти на закате творческого и жизненного пути Гогена. Сам живописец был доволен своей картиной, в письме своему другу Даниэлю дэ Монфрейду Гоген утверждал, что считает эту работу лучше, нежели предыдущие подобные полотна.

Супруга короля чувствует себя свободно и расковано, причём Гоген как будто специально демонстрировал отсутствие стыдливости жительниц Полинезии, считая всякую цивилизацию злом, а свободное отношение к наготе проявлением свободы, чистоты и наивности островитян. Молодая таитянская дева смотрит на зрителя, укрытая сенью тропического дерева, почти также и в той же позе, что и у Эдуарда Мане. Но этот образ 1896 года также кардинально отличается от образа «Олимпии.1865» Мане, как образ «Венеры Урбинской.1538» Тициана кардиальное отличается от образа «Спящая Венера.1510» Джорджоне. Если у Джорджоне это образ идеальный, у Мане это образ женщины, испорченной цивилизацией, то у Гогена это образ девы в естественном виде, в месте, куда ещё не дошла цивилизация. И это отнюдь не реализм Курбе или Шилова «Пробуждение.1982».

Гогена в истории искусства обычно связывают с направлением символизма и того, распространившегося в конце XIX — начале XX века течения, которое получило название примитивизма.

Это течение художников, которые пользуются предельно упрощенным рисунком. Формы изображаемых им предметов нарочито плоски, краски чистые и яркие, композиции носят орнаментальный характер.

Гоген преднамеренно нарушает перспективу, он пишет не так, как видит человеческий глаз, сообразуясь с воздействием световоздушной среды, что так важно было для импрессионистов.

Используя длинный мазок и пятна однородной краски, произвольной формы изображению придаётся некоторый смысл, известный только автору. При всём при этом сохраняется гармония цветности. 

Реальную природу Гоген преображает в декоративный красочный узор. Его язык гиперболичен. Он усиливает интенсивность тонов, ибо его интересует не цвет определенной травы в определенном освещении времени суток, как Клода Моне, а цвет как символ, знак земли, или неба, или травы. Он понимает цвет символически.

Гоген стилизует форму предметов, подчеркивает нужный ему линейный ритм совсем не в соответствии с тем, как они выглядят в натуре. Многие полотна его действительно напоминают восточные декоративные ткани, как это, например, а картине «А, ты ревнуешь?1892)». Создав стилизацию таитянского искусства, Гоген вызвал интерес к искусству неевропейских народов.
 


Рецензии